Устройство для подборки сейсмических кос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенные в кузове подборочный . механизм с рамой, на которой установлены ведущий барабан с гидродвигателем и контактирующие с ведущим барабаном прижимные ролики,систему управления, маслостанцию с напорной и сливной магистралями и гидрораспределитель , связанный с гидродвигателем ведущего барабана и маслостанцией, отл ич ающее с я тем, что, с целью повышения производительности устройства путем автоматической синхронизации скорости вращения ведущего барабана в зависимости от скорости движения транспортного средства, подборочный механизм снабжен синхронизатором, выполненным в виде жестко связанного с рамой нормально открытого г идродросселя золотником и шарнирно соединенного с рамой подпружиненного двуплечего рычага, контактирую (Л щего одним плечом с золотником нормально открытого гидродросселя, а другим плечом, снабженным телом качения, с сейсмической косой, причем нормально открытый гидродроссель связан с гидродвигателем барабана и гидрораспределителем. 00 СП эо о
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (И) 3(5П 0 01 У 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21 ) 3548408/18-25 (22) 04.02.83 (46) 23.03.84. Бюл. 9 11 (72) A.A. Певнев, A.Ï. Андросенко, В.И. Родионов, С.К. Новикова и Е.И. Климович (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (53) 550.834 (088.8) (56) 1. Розенберг Е.Н. Некоторые технические усовершенствования при проведении сейсморазведочных работ. — "Разведочная геофизика", M., "Недра", вып.1, 1964, с. 38-39.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 693295, кл. G 01 V 1/16, 1977 (прототип). (54) (57.) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДБОРКИ
СЕЙСМИЧЕСКИХ КОС, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенные в кузове подборочный . механизм с рамой, на которой установлены ведущий барабан с гидродвигателем и контактирующие с ведущим барабаном прижимные ролики,систему управления, маслостанцию с напорной и сливной магистралями и гидрораспределитель, связанный с гидродвигателем ведущего барабана и маслостанцией, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью повышения производительности устройства путем автоматической синхронизации скорос. ти вращения ведущего барабана в зависимости от скорости движения транспортного средства, подборочный механизм снабжен синхронизатором, выполненным в виде жестко связанного с рамой нормально открытого гидродросселя с золотником и шарнирно соединенного с рамой подпружиненно- Я го двуплечего рычага, контактирующего одним плечом с золотником нормально открытого гидродросселя, а другим плечом, снабженным телом качения, с сейсмической косой, причем нормально открытый гидро- Я дроссель связан с гидродвигателем барабана и гидрораспределителем.
1081586
Изобретение относится к сейсморазведке, точнее к вспомогательным устройствам, применяемым при проведении сейсморазведочных работ.
Известно устройство для подборки сейсмических кос, которое включает в себя транспортное средство с установленными в его кузове смоточным механизмом и системой управления- .
Смоточный механизм включает в себя два валика, один иэ которых приводится во вращение электромотором. Источником тока для него служит генератор транспортного средства. Другой валик прижимает пружинами сейсмическую косу к ведущему валику. Перед валиками в задней части кузова транспортного средства установлены ограничители подачи косы (13.
Однако управление процессом синхронизации скорости укладки сейсмическои косы и скорости движения транспортного средства оператором вручную, зависящем от его квалификации, опыта, психофизиологических данных, приводит к снижению производительности труда, удобства в эксплуатации и надежности сейсмической косы. Влияние психофизиологических данных операторов на эффективность выполнения ими функций автомата переключений, а следовательно, и на эксплуатационные характеристики, является недостатком данного устройства.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство дпя подборки сейсмических кос, содержащее транспортное средство с кузовом, расположенные в кузове подборочный механизм с рамой, на которой установлены ведущий барабан с гидродвигателем и контактирующие с ведущим барабаном прижимные ролики, систему управления, мас. лостанцию с напорной и сливной магистралями и гидрораспределитель, связанный с гидродвигателем ведущего барабана и маслостанцией.
Подборочный агрегат данного устрой. ства выполнен в виде рамы, с закрепленными на ней неподвижно основныии роликовыми опорами, двух кольцевых лент из эластичного материала, каждая из которых охватывает не менее чем две основные роликовые опоры так, что их внешние стороны соприкасаются дополнительной подвижной роликовой опорой с пружиной, обеспечивающей натяжение кольцевых лент и их прижим друг к другу, причем роликовые опоры расположены так, что расстояние между их поверх" иостями нревииает размеры сейсмоприемников, одна из роликовых опор трансмиссией связана с движением ее мый во вращение гидродвигателем 9 через муфту 10.
K ведущему барабану 8 пружиной 11 прижаты прижимные ролики 12 и
65 13, связанные между собой щеками
3S
55 привода ° Работа устройства обеспечивается системой управления f 23.
Управление процессом синхронизации скорости укладки сейсмической косы и скорости движения автомашины оператором вручную, зависящим от его квалификации, опыта, психофизиологических данных, приводит к снижению производительности труда, надежности сейсмической косы и удобства в эксплуатации. Влияние психофизиологических данных операторов на эффективность выполнения функций автомата переключений, а следовательно, и на эксплуатационные характеристики, является одним из основных недостатков данного устройства.
Цель изобретения †.повышение производительности устройства путем автоматической синхронизации скорости вращения барабана в зависимости от скорости движения транспортно! го средства.
Укаэанная цель достигается тем, что в устройстве для подборки сейсмических кос, содержащем транспортное средство с кузовом, расположенные в кузове подборочный механизм с рамой, на которой установлены ведущий барабан с гидродвигателем и контактирующие с ведущим барабаном прижимные ролики, систему управления, маслостанцию с напор. ной и сливной магистралями и гидрораспределитель, связанный с гидродвигателем ведущего барабана и маслостанцией, подборочный механизм снабжен синхронизатором, выполненным в виде жестко связанного с рамой нормально открытого гидродросселя с золотником и установлен ного на раме подпружиненного двупле . чего рычага, контактирующего одним плечом с золотником нормально открытого гидродросселя, а другим плечом, снабженным телом качения, с сейсмической косой, причем нормально открытый гидродроссель связан с гидродвигателем барабана и гидрораспределителем.
На чертеже представлена гидрокинематическая схема устройства.
Устройство для подборки сейсмических кос состоит из транспортного средства 1 (на чертеже показано частично), на основании 2 которого установлены подборочный механизм 3, система 4 управления и насосная станция 5.
Подборочиый механизм 3 содержит раму 6, в которой на стойках 7 установлен ведущий барабан 8, приводи1081 586
10!
30
40
50
60
14. Щеки 14 шарнирно связаны с рамой 6 рычагом 15.
В верхней части подборочного механизма 3 установлен синхронизатор
16 скорости укладки сейсмической косы 17.
Синхронизатор 16 состоит иэ шарнирно связанного с рамой 6 двуплечего рычага 18, в одном из плеч которого установлен ролик 19, а другое поджатое пружиной 20, контак тирует с рычагом 21. Рычаг 21 одним своим концом шарнирно связан с корпусом 22 нормально открытого гидродросселя 23, имеющего подпружиненный золотник 24. Рыча 21 средней .своей частью контактирует с золотни ком 24.
Ход двуплечего рычага 18 ограничивается упорами 25 и 26, установленными на раме б. Двуплечий рычаг
18 шарнирно связан с рамой 6 осью
27. В верхней части раьы б установлен на кронштейне 28 направляющий ролик 29 сейсмической косы 17.
Насосная станция 5 состоит из гидробака 30, гидронасоса 31 с приводом от теплового двигателя 32, предохранительного гидроклапана
33, фильтра 34 и гидродросселя 35.
Управление гидродвигателем 9 осуществляется гидрораспределителем
36. Гидронасос 31, предохранительный гидроклапан 33 и гидрораспределитель 36 трубопроводами 37-39 связаны с гидробаком 30. Гидронасос 31 связан с предохранительным гидроклапаном 33 и фильтром 34 трубопроводами 40 и 41, а фильтр 34 через гидродроссель 35 трубопроводом 42 связан с гидрораспределителем 36.
Гидрораспределитель 36 трубопроводом 43 связан с одной из полостей гидродвигателя 9, а трубопроводами
44 и 45 через нормально открытый гидродроссель 23 — с другой полостью гидродвигателя 9. Предохранительный гидроклапан 33 снабжен гидрораспределителем 46 его управления.
Устройство для подборки сейсмических кос работает следующим образом.
Запускают тепловой двигатель 32 привода гидронасоса 31, при этом гидрораспределитель 46 предохранительного гидроклапана 33 выключен, и давление нагнетания равно давлению слива. После выхода теплового двигателя 32 на номинальный режим работы включают гидрораспределитель 46 и гидроклапаном 33 поднимают давление в гидросистеме до номинальной величины.
После установки в гидросистеме номинального давления транспортное .средство 1 устанавливается у конца сейсмической косы 17, а ее конец вручную заправляется через направляющий ролик 29 и ролик 19 на боковую поверхность ведущего барабана 8 и прижимается к ней прижимными роликами 12 и 13, связанными между собой щеками 14, с помощью пружины
11 и рычага 15.
После укладки сейсмической косы
17 в подборочный механизм 3 транспортное средство 1 начинает движение вдоль сейсмической косы 17.
Одновременно с началом движения транспортного средства 1. системой
4 управления включают гидрораспределитель 36 и соединяют трубопроводами 41, 42, 44 и 45 через фильтр
34, гидродроссель 35 и нормально открытый гидродроссель 23 одну полость гидродвигателя 9 с напорной магистралью гидронасоса 31, а противоположную полость гидродвигателя 9 — трубопроводами 43 и 39 через гидрораспределитель 36 с гидробаком 30. Под действием давления рабочей жидкости гидродвигателЬ 9 начинает вращаться против часовой стрелки и через муфту 10 приводит во вращение ведущий барабан 8.
Ведущий барабан 8 начинает вращаться и за счет фрикционных сил увлекает эа собой сейсмическую косу 17, и подает ее в кузов транспортного средства 1.
В случае, когда ведущий барабан
8 начинает вращаться быстрее по сравнению с движением транспортного средства 1, сейсмическая коса 17 натягивается с большим усилием, и при этом, взаимодействуя с роликом 19, приподнимает его вверх. Вместе с роликом 19 на оси 27 поворачивается двуплечий рычаг 18 и, сжимая пружину
20, через рычаг 21 перемещает золотние 24 нормально открытого гидродросселя 23 влево. Золотник 24, перемещаясь в корпусе 32, перекрывает проходную щель, тем самым уменьшая расход рабочей жидкости, поступающей в гидродвигатель 9. В связи с уменьшением расхода, поступающего в гидродвигатель 9, последний начинает вращаться медленнее, а вместе с ним замедляет вращение и ведущий барабан 8 ° Коса 17 укладывается при этом в кузов транспортного средства
1 с меньшей скоростью.
В случае, если транспортное средство 1 начинает двигаться быстрее, натяжение сейсмической. косы 17 уменьшается, при этом уменьшается сила, действующая на ролик 19 и двуплечий рычаг 18. Под действием пружины 20 двуплечий рычаг 18 поворачивается в противоположную сторону и вслед за ним перемещается вправо подпружиненный золотник 24, расположенный s корпусе 22 нормально открытого гидродросселя 23.
Золотник 24, перемещаясь вправо,от1081586 крывает проходную щель, увеличивая расход рабочей жидкости, поступающей в гидродвигатель 9, Увеличение расхода приводит к увеличению скорости вращения гидродвигателя 9 и вместе с ним и ведущего барабана 8. Упоры
25 и 26, установленные на раме 6, ограничивают крайние положения двуплечего рычага 18.
Гидроклапаном 33 выстраивают номинальное давление в гидросистеме устройства, фильтром 34 обеспечивают номинальную тонкость фильтрации рабочей жидкости, а гидродросселем 35 номинальные обороты гидродвигателя 9.
Гидрораспределителем 36 осуществляют управление (его реверс) гидродвигателя 9.Трубопроводами
37-45 осуществляют гидравлическую связь между элементами гидропривода устройства.
Для раскладки сейсмической косы
17 на геофизическом профиле гидродвигатель 9 гидрораспределителем
36 реверсируется, а вместе с ним и реверсируется ведущий барабан 8 и транспортирование сейсмической ко-. сы 17 осуществляется в обратном направлении иэ кузова транспортного средства 1 на грунт. B процессе раскладки сейсмической косы 17 синхронизатор 16 устанавливается в сливной линии гидродвигателя 9, и его работа повторяется.
Возможно и непосредственное вытя. гивание сейсмической косы 17 через открытый задний борт (не показан) кузова транспортного средства 1 .при его движении. В этом случае свободный конец сейсмической косы 17 предварительно закрепляется на грунте.
Таким образом, снабжение подборочного механизма синхронизатором, выполненным в виде жестко связанного с рамой нормально открытого гидродросселя с золотником и установленного на раме подпружиненного двуплечего рычага, одним плечом постоянно контактирующего с золотником нормально открытого гидродросселя, а другим плечом, снабженным те10 лом качения, взаимодействующего с сейсмической косой, причем нормально открытый гидродроссель связан с гидродвигателем привода барабана и гидрораспределителем, позволяет
15 автоматически синхронизировать процесс укладки сейсмической косы в зависимости от скорости движения транспортного средства.
Автоматическая синхронизация процесса укладки сейсмической косы в зависимости от скорости движения транспортного средства исключает влияние психофизиологических данных операторов на эффективность выполнения ими функций автомата переключений, а следовательно, и на эксплуатационные характеристики устройства.
Автоматическая синхронизация скорости укладки сейсмической косы в зависимости от скорости движения транспортного средства позволяет автоматически поддерживать определенное натяжение сейсмической косы и при изменении скорости движения транспортного средства пропорционально изменять и скорость транспортирования, что облегчает работу операторов, исключает зацепы сейсмической косы за посторонние предметы при образовании петель или черезмер40 ного натяжения и увеличить производительность труда.
1081586
Составитель Т. Райкова
Техред Т.Фанта . Корректор С . Шекмар
Редактор С. Патрушева
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4
Заказ 1544/41 Тираж 711 Подписное
ВНИИПК Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5