Устройство для буксировки сейсмоаппаратуры
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ СЕЙСМОАППАРАТУРЫ, содержащее судно-буксир, буксировочный трос, на котором закреплены буи, связанные тросика- . ми с секциями сейсмоаппаратуры, и кабель ввода, отличающееся тем, что, с целью уменьшения буксировочных помех, устройство дополнительно содержит изолирующий буй-параван, установленный на кабеле ввода и закрепленный на буксировочном тросе. 00 СП ;&
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3469512/18-25 (22) 12,07.82 (46) 23.03,84. Бюл. № 11 (72) А. Е. Орданович и С. Н. Бухарин (71) Научно-исследовательский институт механики МГУ им, М. В. Ломоносова (53) 550.834 (088.8) (56) 1. Depth Control System фирмы Чесtor Cable Со. — В кн. Мерилин Л. P., Гагельганц А. А. и др. Приемные устройства и некоторые виды помех в морской сейсморазведке. Обзор. сер. «Морская геология и геофизика.» ОЦ НТИ, ВИЭМС, 1973, с. 62.
2. Патент Франции № 2379824, кл. G 01 V 1/Зв (прототип).
Л0„„ 1081593 (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ СЕЙСМОАППАРАТУРЫ, содержащее судно-буксир, буксировочный трос, на котором закреплены буи, связанные тросика- . ми с секциями сейсмоаппаратуры, и кабель ввода, отличающееся тем, что, с целью уменьшения буксировочных помех, устройство дополнительно содержит изолирующий буй-параван, установленный на кабеле ввода и закрепленный на буксировочном тросе.
1081593
Составитель М. Спасский
Редактор H. Лазаренко Техред И. Верес Корректор И. Муска
Заказ 1545/42 Тираж 711 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
Ilo делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для буксировки сейсмоаппаратуры при сейсморазведке на акваториях, и предназначено для жесткого соблюдения заданной глубины погружения при различных режимах буксировки.
Известно буйковое устройство для буксировки сейсмоаппаратуры при сейсморазведке на акваториях, содержащее кабель ввода, рабочие, грузовые секции, поддерживающие буи-параваны, тросики (1). Глубина погружения в этой системе определяется длиной тросиков, соединяющих поддерживающие буи-параваны с приемным устройством, и скоростью буксировки. Буйковая схема буксировки отличается надежностью работы и позволяет обеспечить минимум помех в рабочем диапазоне частот (1).
Недостатками устройства являются узкий диапазон скоростей буксировки (не выше
5 — 6 узлов), обусловленный большими изменениями глубины погружения сейсмоаппаратуры при соответствующем изменении скорости буксировки, и значительные нагрузки на рабочие и вспомогательные секции.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для буксировки сейсмоаппаратуры, содержащее судно-буксир, буксировочный трос, на котором закреплены буи, связанные тросиками с секциями сейсмоаппаратуры, и кабель ввода, Соединение буев с буксировочным тросом уменьшает нагрузки треугольника буксировочный трос-кабель ввода поддерживающий трос и обеспечивает стабильность глубины погружения сейсмоаппаратуры при изменении скорости буксировки (2).
Однако известное устройство имеет недостаточную помехозащищенность, вызванную .тем, что рывки при буксировке и качке судна-буксира передаются через кабель ввода на сейсмоаппаратуру.
Целью изобретения является уменьшение буксировочных помех.
Указанная цель достигается тем, что уст. ройство для буксировки сейсмоаппаратуры, содержащее судно-буксир, буксировочный трос, на котором закреплены буи, связанные тросиками с секциями сейсмо-аппаратуры, и кабель ввода, дополнительно содержит изолирующий буй-параван, установленный на кабеле ввода и закрепленный на буксировочном тросе.
На чертеже представлено предлагаемое устройство. (Устройство содержит кабель 1 ввода, изолирующий буй-параван 2, поддерживающий буй 3, подвешенные на тросиках 4 к грузовым секциям 5 сейсмоаппаратуры, рабочие секции 6, концевое тело 7, трос 8.
Устройство работает следующим образом
Стабилизация глубины погружения рабочих секций 6 от скорости определяется тем, что взаимное расположение поддерживающих буев 3, грузовых секций 5 сейсмоаппаратуры и изолирующего буя-паравана
2 зависит при определенном соотношении параметров системы только от длин тросиков и рабочих секций 6, поскольку конфигурация этих тросовых систем мало меняется в зависимости от скорости.
Изоляция движения рабочих секции 6 сейсмоаппаратуры от качки судна обеспечивается тем, что судно связано не непосредственно с рабочими секциями 6, а с изолирующим буем-параваном 2, вертикаль20 ное перемещение которого при достаточной длине кабеля 1 ввода мало зависит от качки судна.
Уменьшение усилий в рабочих секциях
6 осуществляется 3а счет того, что все поддерживающие буи 3 соединены тросом 8 с
25 изолирующим буем-па рава ном 2, которыи
V в свою очередь находится на кабеле 1 ввода. В такой конструкции лобовое сопротивление поддерживающих буев 3 компенсируется тросом 8, в связи с чем уменьшается нагрузка на рабочие секции 6.
Глубина погружения рабочих секций 6 определяется в данной конструкции в основном длиной тросиков 4, поэтому при необходимости путем ручного или автоматичес. кого с борта судна изменения длины троЗ5 сиков 4 можно изменять глубину погружения рабочих секций.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить помехозащищенность системы от качки корабля за счет установки изолирующего буя.
Таким образом, при заданных требованиях на стабильность глубины погружения и требованиях к уровню помех предлагаемая усовершенствованная система буйковой буксировки позволяет использовать все преимущества буйковых систем и отказаться от применения гидродинамических и гидростатических стабилизаторов глубины, что существенно снижает стоимость буксируемой системы, позволяет у величить производительность сейсморазведки и тем самым снизить
5О стоимость разведочных работ, а также увеличивает надежность эксплуатации системы.