Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ , содержащий набранный из пластин электротехнической стали пакет, установленный на валу, состоящем из трех соединенных между собой частей, средняя из которых выполнена из ферромагнитного материала, отличающийся тем, что, с целью повыщения прочности и технологичности конструкции, средняя часть вала выполнена литой, а в обращённых во внутрь торцах концевых частей вала имеются выемки, заполненные материалом средней части, при этом в одной из концевых частей выполнено отверстие для заливки сплава.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН уды Н 02 К 1/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3400637/24-07 (22) 26.02.82 (46) 23.03.84. Бюл. № 11

Фиг. 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (72) Н. А. Павлуцкий, В. Н. Пашков, А. М. Федюшкин и А. И. Яковлев (71) Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. 1ф. Е. Жуковского (53) 621.313.04 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 663024, кл. Н 02 К 1/28, 1977.

2. Патент Японии № 48-33444, кл. 55 А

425, 1973.

„,SU„„1081739 A (54) (57) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ, содержащий набранный из пластин электротехнической стали пакет, установленный на валу, состоящем из трех соединенных между собой частей, средняя из которых выполнена из ферромагнитного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и технологичности конструкции, средняя часть вала выполнена литой, а в обращенных во внутрь торцах концевых частей вала имеются выемки, заполненные материалом средней части, при этом в одной из концевых частей выполнено отверстие для заливки сплава.

1081739

Изобретение относится к электротехнике, преимущественно к короткозамкнутым роторам асинхронных электродвигателей малой и средней мощности с прерывистым валом.

Известен ротор с составными полувалами, у которых на фланцах выполнены выступы, входящие в соответствующие углубления короткозамкнутых колец, охватывающих эти полувалы за фланцы (1).

Недостатком ротора является его малая прочность из-за отсутствия в конструкции силовых элементов, скрепляющих пакет и обмотку с полувалами. При этом технология сборки ротора в условиях массового производства затруднена.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является ротор электрической машинь, содержащий шихтованный пакет, установленный на валу, состоящем из трех неразъемно соединенных между собой частей, средняя из которых выполнена из ферромагнитного, а концевые части из немагнитного материалов (2).

Однако неразъемное соединение (сварка, пайка, склейка) частей вала, не имеющих проточек, выполняемых порознь, а затем соединенных между собой, приводит к снижению жесткости и прочности вала вследствие отсутствия стягивающих пакет ротора усилий. Обеспечение стягивающих усилий путем предварительного (например, перед сваркой) сжатия по оси пакета рото- 30 ра усложняет технологию изготовления.

Технологичность снижается также вследствие необходимости точной подгонки диаметра средней части вала к диаметру расточки под вал пакета.

Целью изобретения является повышение З5 прочности и технологичности конструкции ротора.

Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем набранный из пластин электротехнической 4О стали пакет, установленный на валу, состоящем из трех соединенных между собой частей, средняя из которых выполнена из ферромагнитного материала, последняя выполнена литой, а в обращенных во внутрь торцах концевых частей вала имеются выемки, 4g заполненные материалом средней части, при этом в одной из концевых частей выполнено отверстие для заливки сплава.

На фиг. 1 изображен ротор, продольный разрез; на фиг: 2 — разрез А-А на фиг. l.

Концевые части 1 и 2 вала с фланцами

3 и 4 и выступами 5 и 6 после сварки в центральном отверстии 7 пакета 8 плотно посажены с двух сторон пакета в центральное отверстие магнитопровода ротора, а фланцы 3 и 4 с выступами и впадинами

9 и 10 плотно прижаты к торцам пакета 8 (фиг. 1) и залиты алюминием короткозамкнутого кольца 11 и стержней ротора 12.

Приводной конец вала (часть 2) выполнен сплошным, противоположный (часть 1) пустотелым. Выступы 5 и 6 имеют замки 13, выполненные в виде диаметральных каналов, например по типу «ласточкина хвоста».

В этих каналах и центральном отверстии пакета расположена средняя часть 14 вала из магнитоактивного сплава на основе чугуна и штамповочных и других отходов электротехнической стали. Причем концевая часть 1 заполнена этим сплавом только в зоне диаметрального канала. Это прочно скрепляет части 1 и 2 вала с пакетом 8.

Наличие литой средней части вала позволяет упрочнить пакет 8 листов магнитопровода и сцепление всей конструкции ротора частями 1 и 2 вала, а также обеспечить передачу крутящего момента. Кроме того, изготовленная из отходов электротехнической стали, в том числе выштамповок из центральной части и пазов, и магнитного чугуна часть 14 вала имеет большее электросопротивление по сравнению с валовой сталью, что обеспечивает снижение электромагнитных потерь при прохождении магнитного потока через эту зону, улучшает

КПД и тепловое состояние электродвигателей.

Предлагаемая конструкция обладает большей прочностью и жесткостью из-за отсутствия зазоров между расточкой пакета под вал и заливкой и наличия значительного стягивающего пакет по оси усилия, обусловленного усадкой заливки при ее остывании.

Технологичность конструкции повышена вследствие отсутствия операций точного изготовления средней части вала и процесса изготовления неразъемного соединения.

1081739

А-А

Составитель Ф. Подольская

Редактор О..Юрковецкая Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 156 V49 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР, по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д; 4/5

Филиал ПНП аПатент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4