Устройство для вертикального раскрытия устья трала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАСКРЫТИЯ УСТЬЯ ТРАЛА, включающее корпус и обтекаемую камеру с крыльями и крепежными элементами, один из которых расположен на продольной оси устройства и выполнен в виде отверстия, отличающееся тем, что, с целью обеспечения удобства в эксплуатации путем увеличения подъемной силы посредством снижения гидродинамического сопротивления, камера и корпус имеют серповидную форму, причем корпус размещен в камере с возможностью взаимодействия с крыльями, поверхности хвостовой части камеры имеют выпуклые гофры, длина корпуса составляет по крайней мере 9/10 длины камеры, отношение ширины и высоты как камеры, так и корпуса к длине устройства составляет не менее 1/3, а ращиусЫ боковых скруглений камеры и корпуса по крайней мере в 1,5 раза превьшают радиус скругления их задних кромок, угол скоса хвостовой части камеры находится в пределах 8-25°, при этом концы крыльев I выступают за заднее крепление камеры по продольной оси не менее чем (Л на О,1 ее длины. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что крепежный элемент, расположейный на продольной оси устройства, снабжен оттяжкой регулируемой длины, а боковые крепежные элементы расположены на внешней кромке крыльев камеры по крайней мере на 1/4 длины устройства от конца крыльев.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) g 1) А 01 К 73/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3531844/28-13 (22) 28.12.82 (46) 30.03.84. Бюл. Ф 12 (72) А.И. Трещев и С.Ю.Иарозас (71). Всесоюзный научно-исследователь ский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (53) 639.2.081.114(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 552050, кл. А 01 К 73/05, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР
У 578933, кл. А 01 К 73/05, 1975.
3 ° Авторское свидетельство СССР
Ф 759072, кл. А 01 К 73/05, 1980.
54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬ
НОГО РАСКРЫТИЯ УСТЬЯ ТРАЛА, включающее корпус и обтекаемую камеру с крыльями и крепежными элементами, один из которых расположен на продольной оси устройства и выполнен в виде отверстия, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью обеспечения удобства в эксплуатации путем увеличения подъемной силы посред. ством снижения гидродинамического сопротивления, камера и корпус имеют серповидную форму, причем корпус размещен в камере с возможностью взаимодействия с крыльями, поверхности хвостовой части камеры имеют выпуклые гофры, длина корпуса составляет по крайней мере 9/10 длины камеры, отношение ширины и высоты как камеры, так и корпуса к длине устройства составляет не менее 1/3, а радиусь1 боковых скруглений камеры и корпуса по крайней мере в
1,5 раза превьппают радиус скругления их задних кромок, угол скоса хвостовой части камеры находится в пределах 8-25, при этом концы крыльев выступают за заднее крепление камеры по продольной оси не менее чем на 0,1 ее длины.
2. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что крепежный элемент, расположенный на продольной оси устройства, снабжен оттяжкой регулируемой длины, а боковые крепежные элементы расположены на внешней кромке крыльев камеры по крайней мере на 1/4 длины устройства от конца крыльев.
108 356
Изобретение относится к промьш ленному рыболовству и предназначено для вертикального раскрытия устья трала.
Известно приспособление для вертикального раскрытия устья трала, содержащее щит, изогнутый по ширине с радиусом кривизны, увеличивающимся от головной части к хвостовой (1 3.
Однако эта конструкция не имеет статической плавучести, а увеличивающийся радиус кривизны от носовой части к хвостовой не обеспечивает беэотрывного обтекания, вследствие чего значительно увеличивается 15 сила сопротивления.
Известно устройство для раскрытия устья трала, которое выполнено в виде профилиронанной пластины и снабжено гофрами переменного сечения, 20 увеличивающихся от задней кромки к лобовой части и уменьшающихся до нуля от передней к задней кромок 2 3.
Указанное устройство не имеет статической подъемной силы, что затрудняет его применение для обеспечения первоначального раскрытия устья трала переменной высоты, а наличие гофр с верхней стороны не обеспечивает безотрывного обтекания нижней сторо- Зо ны, что увеличивает сопротивление данного устройства.
Известно также устройство для нертикального раскрытия устья трала> включающее корпус и обтекаемую камеру с крыльями и крепежными элйментамиу один из которых расположен на продольной оси устройства и выполнен в виде отверстия (33.
Известное устройство неудобно в эксплуатации, поскольку не обеспечивает возможности замены вышедшей из строя камеры, не позволяет достигать высоких гидродинамических качеств.
Цель изобретения — удобство в эк45 сплуатации путем увеличения подъемной силы посредством снижения гидродинамического сопротивления.
Поставленная цель достигается тем что в устройстве для вертикального раскрытия устья трала, включающем корпус и обтекаемую камеру с крыльями и крепежными элементами, один из которых расположен на продольной оси устройства и выполнен в виде отверстия, камера и корпус имеют серповидную форму, причем корпус размещен в камере с возможностью взаимодействия с крыльями, поверхности хвостовой части камеры имеют выпуклые гофры, длина корпуса состанляеч по крайней мере 9/10 длины камеры, отношение ширины и высоты как камеры, так и корпуса к длине устройства составляет не менее 1/3, а радиусы боковых скруглений камеры и корпуса по крайней мере в 1,5 раза превышают радиус скруРления их задних кромок, угол скоса хвостовой части камеры находится в пределах 8-25,при этом . концы крыльев выступают за заднее крепление камеры по продольной оси не менее чем на 0,1 ее длины.
Кроме того, крепежный элемент, расположенный на продольной оси устройства, снабжен оттяжкой регулируемой длины, а боковые крепежные элементы расположены на внешней кромке крыльев камеры по крайней мере на 1/4 длины устройства от конца крыльев.
На фиг. 1 изображено устройство для вертикального раскрытия устья трала, вид в плане с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1.
Устройство включает камеру 1, имеющую серповидную обтекаемую форму и корпус 2, имеющий в продольном сечении обтекаемую форму гидродинамического крыла, а в плане повторяющий серповидную форму камеры, два крыла 3 серповидной формы, которые выполнены за одно целое с камерой 1, поверхности хвостовой части камеры 1 имеют выпуклые гофры 4, два боковых крепления 5 и заднее крепление 6, выполненное в виде отверстия в задней части камеры. Между камерой 1 и корпусом 2 имеется полость 7, которая может быть наполнена любым газом под некоторым избыточным давлением. Оттяжка 8 заднего крепления 6 может быть выполнена регулируемой длины для изменения угла атаки.
Устройство можно крепить к подборе на перекрестках канатных связей или к сетной части трала с помощью креплений 6 и 5.
При постановке трала камера с корпусом 2 и крыльями 3, прикрепленная к тралу с помощью креплений
6 и 5, имеет статическую подъемную силу благодаря наличию воздуха в полости 7 между камерой 1 и корпусом 2.
По мере погружения трала и унеличе20
35 40
j 10 ния скорости траления устройство создает гидродинамическую подъемную силу и работает как статическое, а на глубине, где внешнее давление воды превышает давление в полости 7, камера 1 вплотную обжимает корпус 2 и устройство работает как гидродинамическое с высоким гидродинамическим качеством, т.е. обладает значительной подъемной силой, превышающей в
6-8 раз силу сопротивления.
Такое качество обеспечивается серповидной формой крыльев 3, камерой 1 и корпусом 2, внешний радиус скругления которых Я.1 в 1,5-3 раза больше радиуса скругления задней кромки R2, а концы крыльев 3 выступают за заднее крепление 6 камеры 1 не менее 0,1 длины камеры, чем обеспечивается безотрывное обтекание крыльев 3 и камеры 1 с корпусом 2 в интервале скоростей 2-4 м/с или
4-6 узлов, так как упругие крылья способствуют устранению вихреобразования, а образовавшийся вихревой след уносится с концов крыльев 3, не попадая на камеру 1. За пределами вьппеуказанных соотношений не будет обеспечено безвихревое обтекание крыльев и камеры, а также снизится гидродинамическое качество устройства sa счет увеличения силы сопротивления.
Безотрывное обтекание камеры 1 и корпуса 2 обеспечивается внешними размерами камеры, т.е. отношением ширины В и высоты Н к длине L 1, которое должно быть не менее 1:3, а длина корпуса 2 по отношению к длине камеры 1 должна быть 9/10 что придает упругость и эластичность передней части камеры 1, чем и устраняется вихреобразование в передней части устройства, 82356 4
Образование завихрений на выпуклой стороне камеры устраняется когда угол скоса с» имеет 8-". 5", а гофры 4 уносят образовавшиеся вихри за пределы камеры 1 и корпуса 2. Выполнение угла скоса а выпуклой части камеры более, чем »а 25, не будет способствовать устранению вихреобразования »а корпусе 2 и камере
1р а выполнение угла скоса менее, чем на 8", приведет к уменьшению подьем»ой силы и увеличению сопротив.-ения за счет увеличения длины устройства.
При необходимости, для значительного увеличения подъемной силы, угол атаки устройства можно регулировать изменением дл»»ы оттяжки 8 заднего крепления 6 в зависимости от конструкции трала, скорости травления, изменения течения и др. факторов.
Для уменьшения вихреобразования н; крыльях боковые крепежные элементы 5 расположены на внешней кромке крыльев 3 в центре давления потока на камеру 1 и корпус 2, который находится на 1/4 длины L устройства.
Использование предлагаемого устройства для раскрытия устья тралов позволяет не только значительно уменьшить силу сопротивления относительно применяемых устройств, для вертикального раскрытия устья трала, но и снизить расход топлива на 5-BX или увеличить скорость траления.
Экономический эффект на одно судно от применения предлагаемого устройства составит не менее 1400-
1500 руб. в год.
Указанное соотношение размеров устройства получено опытным путем подбора оптимальных параметров в гидродинамическом лотке. гоалзы
ФигЛ
1082356
Составитель В. Щедрина
Техред М.Кузьма Корректор А. Ференц,Редактор П. Макаревич
Заказ 1594/1
Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская. наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4