Фрикционный дисковый гаситель колебаний
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ФРИКЦИОННЫЙ ДИСКОВЫЙ ГАСИ ТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, содержащий, подпружиненные на общей оси, жестко связанной с подрессоренной частью транспортного средства, неподвижные и подвижные фрикционные диски. горизонтальные рычаги, жестко связанные одним концом с подвижными фрикционными дисками, а другим шарнирно - с вертикальным рычагом, установленным на оси кронштейна, жестко связанного с неподрессоренной частью транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, он снабжен дополнительными подвижными фрикционными дисками, соединенными с вертикальным рычагом, и дополнительными неподвижными фрикционными дисками, при этом дополнительные фрикционные диски установлены на оси кронштейна и поджаты друг к цругу пружиной, охватывающей оси кронштейна.
(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОП4РЫТИЙ (21) 3428275/27-11 (22) 14.04,82 (46) 30.03.84, Бюл, Р 12 (72) Н.В.Киреев, И.A.Aíòðoïöåâ, Г.Т.Кулик, A.M.Ëîïàòèí и A.Ä.Ôàòååâ (71) Производственное объединение Брянский машиностроительный завод им. В.И.Ленина (53) 625.2.012.8:62-752.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
9 471214, кл. В 60 G 17/08,09.11.72 (прототип). (54)(57) ФРИКЦИОННЫЙ ДИСКОВЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ, содержащий подпружиненные на общей оси, жестко связанной с подрессоренной частью транспортного средства, неподвижные и подвижные фрикционные диски, 3(5)) B 60 G 17/06; В 61 F 5/12 горизонтальные рычаги, жестко связанные одним концом с подвижными фрикционными дисками, а другим шарнирно — с вертикальным рычагом, установленным на оси кронштейна, жестко связанного с неподрессоренной частью транспортного средства, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности, он снабжен дополнительными подвижными фрикционными дисками, соединенными с вертикальным рычагом, и дополнительными неподвижными фрикционными дисками, при этом дополнительные фрикционные диски установлены на оси кронштейна и поджаты друг к другу пружиной, охватывающей оси о кронштейна.
1082634
Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается устройств для гашения колебаний подрессоренных частей транспортного: средства.
Известен фрикционный дисконый гаситель колебаний, содержащий подпружиненные на общей оси, жестко связанной с подрессоренной частью транспортного средства, неподвижные и подвижные фрикционные диски, 10 горизонтальные рычаги, жестко связанные одним концом с упомянутыми подвижными фрикционными дисками, а другим шарнирно — с вертикальным рычагом, установленным на оси кронштей.)5 на, жестко связанного с неподрессореккой частью транспортного средстна (1Д .
Недостатками известного гасителя колебаний являются ограниченные функциональные воэможности по демпфированию колебаний подрессоренной относительно кеподрессоренной частей транспортного средства, которые проявляются н отсутствии демпфирования колебаний, при которых кинематика вертикального рычага такова, что ок совершает вращательное движение относительно горизонтальных рычагов. При этом демпфирова ния колебаний подрессоре к кой массы от носитель ко неподрессорекной массы не происходит.
Цель изобретения — повышение эффектинности фрикционного дискового гасителя колебаний путем расшире- 35 ния его функциональных возможностей.
Поставленная цель достигается тем, что фрикционный дисковый гаситель колебаний, содержащий подпружиненные ка общей оси, жестко связанной с подрессоренкой частью трак спортного средства, неподвижные и подвижные фрикциокные диски, горизонтальные рычаги, жестко связанные одним концом с подвижными фрик- 45 циокными дисками, а другим шарнирно
c,âåðòèêàëüHûM рычагом, установленным ка оси кронштейна, жестко связанного с кеподрессоренной частью транспортного средства, снабжен дополнительными подни>кными фрикционкыми дичками, соединенными с вертикальным рычагом, и дополнитель. ными неподвижными фрикционными дисками, при этом дополнительнь>е фрикционные диски установлены на оси кронштейна н поджаты друг к другу пружиной, охватывающей ось кронштейна.
На фиг.1 изображен фрикционкый дисконый гаситель колебаний; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 — - разре.з Б-Б ка фиг.1.
Фрикционный дисковый гаситель содержит подвижные горизонтальные 1
:и вертикальные 2 рычаги, шарнирно соединенные между собой концами болтом 3 и гайкой 4. Горизонтальные рычаги 1 совместно с неподвижными .рычагами 5, фрикционными дисками 6 и резиновыми кольцами 7 установлены на стакане 8 и поджаты пружиной 9, предварительно сжатой винтом 10 с гайкой 11 и нажимной гайкой 12.
Подвижный вертикальный рычаг 2 совместно с неподвижными рычагами 13, фрикционными дисками 14 и резиновыми кольцами 15 установлены на стакане 16 и поджаты пружиной 17, сжатой стяжным винтом 18 с гайкой 19 и нажимной шайбой 20.
С помощью вилки 21 с осями 22 и 23 стакан 8 закреплен на подрессоренной части 24 транспортного средства, а с помощью кронштейна 25 с осями 26 и 27 стакан 16 закреплен на неподрессоренкой части 28 транспортного средства, при этом оси стаканон 8 и 16 параллельны.
Фрикционный дисковый гаситель колебаний работает следующим образом.
При относительном вертикальном перемещении подрессоренной 24 и неподрессорекной 28 частей транспортного средства и соответственно вилки 21 и кронштейна 25 горизонтальные рычаги 1 начнут поворачиваться относительно стакана 8, вызывая вначале сдвиг резиновых колец
7, а затем проскальзывание с трением фрикционных дисков б относительно неподвижных фрикционкых дисков 5.
Одновременно происходит поворот и вертикального рычага 2 относительно стакана 16.
При относительном горизонтальном перемещении подрессоренной 24 и неподрессоренной 28 частей транспортного средства произойдет поворот вертикального рычага 2 относительно стакана 12. При этом имеет место первоначальная деформация сдвига резиновых колец 14 относительно неподвижных рычагов 13. Одконременно происходит поворот и горизонтальных рычагов 1 относительно стакана 8, При относительном повороте подрессоренной 24 и неподрессоренной 28 частей транспортного средства и соответственно вилки 21 и кронштейна
25 произойдет поворачивание рычагон 1 и 2 на стаканах 8 и 16, деформация сдвига резиновых колец 7 и 15 и далее проскальэынакие фрикционных дисков 6 и 14 относительно неподвижных дисков 5 и 13.
Применение предлагаемого фрикционного дискового гасителя позволит повысить эффективность демпфирования относительных колебаний подрессоренной и неподрессоренной частей транс- портного средства.
1082634
И
О > IF О
Составитель В.Прохоренков
Редактор Н.Стащишина Техред .С.Легеэа
Заказ 1646/15 Тираж 657
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.
4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
zs
1У
712 7Р Рог. Г
Я
13 г
Корректор О.Тигор
Подписное