Система охлаждения двигателя и отопления салона кузова пассажирского транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА КУЗОВА ПАС САЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая контур охлаждения, вклю чающий в себя радиатор, жидкостномасляный теплообменник и оасширительный бачок, питающийся от контура охлаждения контур отопления с питающим и возвратным трубопроводами , содеожаший автономный жидкостный подогреватель с выходящей из него выхлопной трубой, сообщенный с системой питания топливом посредством циркуляционного насоса, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и повышения компактности за счет уменьшения длины топливных и жидкостных магистралей, жидкостный подогреватель и его циркуляционный насос установлены у противоположного дверям салона борта кузова и ниже уровня нижнего бачка радиатора , а жидкостно-масляный теплообменник установлен над двигателем на уровне верхнего бачка радиатора и включен в указанный питающий . трубопровод ко.нтура отопления.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(59 В 6 0 К 1 1 / 0 0 В 6 0 Н 1 1 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3465053/27-11 (22) 07.07.82 (46) 30.03.84. Вюл. Р 12 (72) В.Д.Ходоровский, М.И.Романишин и П.И.Присяжный (71) Всесоюзный конструкторско-эк-спериментальный институт автобусо" строения (53) 629. 113. 06: 628. 8 (088 . 8) (56) 1. Руководство по эксплуатации автобуса ЛАЗ-4202. М.. Автоэкспорт.
СССР. 1978. с. 201(прототип). (54) (57) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА КУЗОВА ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая контур охлаждения. включающий в себя радиатор. жидкостномасляный теплообменник и расширительный бачок. питающийся от контура охлаждения контур отопления с питающим и возвратным трубопроводами, содержащий автономный жидкостный подогреватель с выход,(щей из него выхлопной трубой, сообщен« ный с системой питания топливом посредством циркуляционного насоса, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и повышения компактности за счет уменьшения длины топливных и жидкостных магистралей, жидкостный подогреватель и его циркуляционный насос установлены у противоположного дверям салона борта кузова и ниже уровня нижнего бачка радиатора, а жидкостно-масляный теплообменник установлен над двигателем на уровне верхнего бачка радиатора и включен в указанный питающий. трубопровод контура отопления.
1082636
45
Составитель E.Ñåðäþê
Техред Т.Маточка Корректор О. Тигор
Редактор Н.Стащишина
Заказ 1646/15 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к системам охлаждения двигателя и отопления салона автобуса.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система охлаждения двигателя и отопления салона кузова пассажирского транспортного средства. содержащая контур охлаждения, включающий в себя радиатор, жидкостно-масляный теплообменник и расширительный бачок питающийся от контура охлаждения контур, отопления, содержащий автономный жидкостный подогреватель с выходящей иэ него выхлопной трубой, сообщенный с системой питания топливом посредством циркуляционного насоса (1) .
Недостатком системы является большая протяженность топливных и жидкостных трубопроводов. что приводит к большой материалоемкости конструкции и, как следствие, увеличению веса, а расположение выхлопной трубы со стороны борта кузова с пассажирскими дверями значительно ухудшает требования по . созданию благоприятный условий для входящих и выходящих пассажиров.
Бель изобретения — снижение материалоемкости и повышение компактности за счет уменьшения длины топливных и жидкостных магистралей.
Указанная цель достигается тем, что в системе охлаждения двигателя и отопления салона кузова пассажирского транспортного средства, содер. жащей контур охлаждения, включающий в себя радиатор, жидкостно-масляный теплообменник и расширительный бачок питающийся от контура охлаждения контур отопления с питающим и возвратным трубопроводами, содержащий автономный жидкостный подогреватель с выходящей из него выхлопной трубой, сообщенный с системой питания топливом посредством циркуляционного насоса, жидкостный подогреватель и его циркуляционный насос установлены у противоположного дверям салона борта кузова и ниже уровня нижнего бачка радиатора. а жидкостномасляный теплообменник установлен над двигателем на уровне верхнего
40 бачка радиатора и включен в указанный питающий трубопровод контура отопления.
На чертеже показана схема систе- . мы охлаждения двигателя и отопления салона пассажирского транспортного средства.
Система охлаждения двигателя и отопления салона автобуса содержит передний отопитель 1 салона кузова. сопла 2 обдува ветровых стекол, связанные шлангами 3 с передним отопителем 1 салона, отопители 4 салона, соединенные с возвратным
5 и питающим б трубопроводами контура отопления, жидкостный подогреватель 7 и циркуляционный насос 8, включенные последовательно в питающий трубопровод б системы охлаждения, радиатор 9 системы охлаждения, расширительный бачок 10, установленный над радиатором 9, жидкостномасляный теплообменник 11, размещенный над двигателем и связанный с питающим трубопроводом б контура системы отопления, топливный бачок
12 и трубопроводы 13 системы питания жидкостного подогревателя 7.
Установка жидкостного. подогревателя 7 и циркуляционного насоса 8 у борта кузова, противоположного бор-.
Tv с пассажирскими дверями, и ниже уровня нижнего бачка радиатора ведет к сокращению длины трубопроводов 5 и б системы отопления на
1-2 м, уменьшению количества охлаждающей двигатель жидкости на 1,5 л, снижению трудоемкости обслуживания.
Предлагаемая система при общей рациональной компоновке узлов и агрегатов позволит. кроме того. Улучшить ремонтоспособность моторного отсека автобуса, а размещенные соп- ла выхлопа отработавших газов на борту кузова. противоположном борту с пассажирскими дверями, удовлетВорит международным требованиям, согласно которым со стороны борта с пассажирскими дверями не должно быть систем выхлопа и других дымящих устройств, сказывающихся на комфорте пассажиров, входящих и выходящих из салона автобуса или совершающих в нем поездку.