Сигнализатор включения передач ступенчатой коробки передач с зубчатыми муфтами транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

69) (И), цш В 60 К 23/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТИРЬПИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3473689/27-11 (22) 21 ° 07 ° 82 (46) 30.03.84. Бюл. Р 12 (721 А.A.Äìèòðèåâ, В.Ф.Зубков, A.A.Êîæóøêî и Н.H,Íåòðóõèí (711 Волгоградский ордена Трудового

Красного Знамени политехнический институт (531 629 ° 113.685.1(088.8) (56) 1. Боровских Ю.И. Автомобильные контрольно-измерительные приборы.

"Транспорт", 1976, с. 103(прототип). (54)(57) СИГНАЛИЗАТОР ВКЛЮЧЕНИЯ ПЕ"

РЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

ЗУБЧАТЫМИ МУФТАМР ТРАНСПОРТНОГО

"РЕДСТВА, содержащий импульсный датчик угловой скорости входного вала коробки передач и преобразователь импульсного напряжения в постоянное, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен блоком формирования -командного сигнала на включение передачи трогания, вход которого подключен к преобразователю напряжения, причем блок формирования командного сигнала включает в себя триггер

Ылитта с инвертором в виде транзисторного ключа, который через дифференциатор подключен к триггеру, установленному на входе транзисторного ключа, к выходу которого подключена сигнальная лампа. Ж

1082641

Изобретение относится к тРанспортному машиностРоению с преимущественным применением на антомобилях„ оснащенных ступенчатыми антоматиэиронанными и простыми коробками передач с зубчатыми муфтами и синхронизаторами для включения низших передач и реверса.

Известен сигнализатор включения передач ступенчатой коробки пеоедач с зубчатыми муфтами транспортного средства, содержащий импульсный датчик углоной скорости входного вала коРобки передач и преобразователь импульсного напряжения в постоянное (1j . 15

Негостатком известного устройства является то, что при выключенном сцеплении для включения пеРедачи трогания транспортного средства разрывается кинематическая связь укаэанного датчика с входным валом коробки передач, что не позволяет водителю контролировать обороты ведущего элемента включаемой зубчатой муфты. Поэтому часто передача трогания транспортного средства включается при высоких оборотах ведущих элементов, что сопровождается большими ударными нагРузками на зубьях муфт, вызывающими их разрушение и снижающими надежность коробок передач.

Цель изобретения — повышение надежности работы. укаэанная цель достигается тем, что сигналиэатор включения передач ступенчатой коробки пеРедач с зубчатыми муфтами транспортного средства, содержащий импульсный датчик угловой скорости входного вала коробки передач и преобразователь им- 40 пульсного напряжения в постоянное, снабжен блоком формирования командного сигнала на включение передачи трогания, нход которого подключен к преобразователю напряжения, причем 45 блок формиРования командного сигнала включает в себя триггер Шмитта с инвертором н виде транзисторного ключа, который через дифФеренциатор подключен к триггеру, установленно- 5Q му на входе транзисторного ключа, к выходу которого подключена сигнальная лампа.

На Фиг. 1 поиведена принципиальная схема пРедлагаемого устоойства; на фиг. 2 — граФики, поясняющие его

Работу.

60

На нходном (промежуточном) валу

1 коробки передач установлен активный элемент импульсного датчика угловой скорости в виде диска 2 с магнитами, расположенными на нем с равным шагом. На корпусе коробки передач с небольшим зазором относительно диска закреплена индукционная 65 катушка 3 (чувствительный элемент) состоящая из металлического сердечника, каркаса и проводочной обмот,ки. Диск с магнитами и катушка с обмотками образуют импульсный датчик угловой скорости. Индукционная катушка 3 подключена к преобразователю импульсного напРяжения в постоянное. Входной конденсатор 4 преобразователя предназначен для отсечки постоянной составляющей электрического сигнала. ТРиггер Шмитта 5 предназначен для формирования переднего фронта входного импульса. Однополупериодный выпрямитель б "срезает" отрицательную полуволну электрических импульсов на выходе триггера шмитта. Триггер 7 Формирует короткие импульсы, которые поступают в выпрямляющее устройстно 8. Постоянное напряжение подается на вход триггера Шмитта 9, являющийся нходом блока формирования командного сигнала. Триггер настроен так, чтобы напряжение его опускания соответствовало допустимому пределу оборотов входного промежуточного вала,при котором можно включать пеРедачу (в реализованном случае эти обороты для промежуточного вала составляли около 200 об/мин), К выходу триггеРа Ымитта подключен инвертор

10, к выходу которого подключен дифференциатор 11, состоящий из конденсатора и резистора. Триггер 12 включается положительными сигналами дифференциатоРа 11, вызываемым опусканием тРиггера 9. Все четыре триггера собраны на интегральных микросхемах. Выход триггера 12 подключен на вход транзисторного ключа 13.

На выходе транзисторного ключа 13 включена сигнальная лампочка 14, загорание которой является сигналом водителю на включение передачи трогания с места (либо одна иэ низших передач, либо передача заднего хода) . Лампочка Располагается на приборном щите и снабжается пояснительной надписью или знаком. Электронная схема питается от системы электрооборудования транспортного средства через предохРанитель 15.

Устройство работает следующим образом. !

ПРи запуске двигателя транспортного средства его обороты возрастают от нуля до устойчивых оборотов холостого хода. При этом также увеличиваются обороты промежуточного вала 1 коробки передач, который чеРез входной вал коробки передач и сцепление соединен с коленчатым налом двигателя. ПРи воащении диска 2 в индукционной катушке 3 вырабатываются импульсы напряжения, частота которых увеличивается про.1082641 аида а, Vg а», а»

С

Ug

Гт

Yg

Р»

gag Ъ порционально скорости вращения IIpo-. межуточного вала. Через конденсатор

4 импульсное напряжение поступает на преобразователь, образованный триггером Ы»итта 5, выпрямителем б, триггером 7 и выпрямляющим уст- 5 ройством 8. На фиг. 2 показаны: выходное напряжение преобра эователя; 0»р»„ — выходное напряжение триггеРа Ммитта 9;U » — напряжение на выходе инвертора 10: Vg — напря- 30 жение на выходе дифференциатора 11;

UI — выходное напряжение тРиггера 12; Ug> — выходное напряжение транзисторного ключа 13.

При возрастании выходного на- 15 пряжения преобразрвателя до значения 0» (момент времени t») срабатывает триггер Шмитта 9, и напряжение на его выходе скачкообразно изменяется от значения ц3 до значения 04, что вызывает открывание

20 транзисторного ключа 3, напряжение на выходе которого падает до нуля.

На выходе дифференииатора 11 появляется отрицательный импульс напряжения V6, Но триггер 12 при этом не

25 .,срабатывает, и на его выходе напряжение U> не изменяется. Транзисторный ключ 13 при этом заперт, и лампочка

14 не горит. Пои выключении сцепления для включения в коробке передачи 0 передачи трогания с места (в том числе и передачи заднего хода) обороты входного (промежуточного) вала 1 уменьшаются. Пропорционально оборотам промежуточного вала умень- 3э шается частота импульсов на индукционной катушке 3 и напряжение на выходе преобразователя. Напряжение

01 (момент времени 1 ) соответствует оборотам промежуточного вала, при 40 которых можно включать передачу.

Вместе с тем U является входным напряжением отпускания триггера (6митта 9. Напряжение на выходе этого

ВНИИПИ Заказ 1646/15

Тираж 657 Подписное

Филиал НПП "Патент", r.Ужгород,ул.Проектная,4 триггера в момент времени 4 скачкообразно уменьшается от значения . 04 до значения 0 что вызывает запирание транзисторного ключа 13, на выходе которого появляется напряжение V На выходе дифференциатора 11 появляется положительный импульс 06 . Положительный импульс напряжения дифференциатора 06 вызывает срабатывание триггера 12, на выходе которого напряжение скачкообразно возрастает от значения Uó до значения И . Напряжение 08 "откоывает" транзисторный ключ 13.

Выходное напряжение транзисторного ключа падает до нуля от значения

0, что необходи »о для зажигания лампочки 14. Загорание лампочки является сигналом водителю для включения передачи. A так как разница оборотов неподвижного выходного вала и затормаживающего промежуточного вала невелика, то и включение передачи происходит беэ ударо. и скрежета. Сцепление включается, и обороты промежуточного вала возрастают. Увеличивается напряжение на выходе поеобразователя. В момент времени 1 срабатывает триггер Шмитта 9, появляется отрицательный импульс 0 на выходе дифференПиатора 11, отпускается триггер 12, запирается ключ 13 и гаснет сигнальная лампочка 14.. До следующей остановки транспортного средства обороты промежуточного вала в его коробке передач не уменьшаются до оборотов, соответствующих напряжению

01 на выходе преобразователя, и не зажигается сигнальная лампочка 14.

Предлагаемая установка сигнализатора включения передач на транспортные средства при малой стоимости в сравнении с базовым объектом повышает надежность работы коробки передач.