Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАХТНОЙ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ ДВЕРЬЮ, содержащее привод двери с промежуточными реле открывания и закрывания двери, концевые выклк чатели открытой и закрытой двери, основной и дополнительный контактные провода, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации шахтной вентиляционной двери, оно снабжено датчиком наличия движущегося под током электровоза и датчиком наличия состава в створе двери, размыкающие контакты которых соединены между собой последовательно и включены в цепь промежуточного реле закрывания двери, а замыкающие контакты соединены между собой параллельно и включены в цепь промежуточного реле открывания двери, пиичем дополнитель- g ный контактный провод соединен с ос- (Л новным контактным проводом через датчик наличия движущегося под током электровоза. /1 7 2а ч II .гУ00 У 7 - ю , ;о а а IS to я ft п /Z
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 3(51) E 21 F 1 12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ г () ) ъ1у
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ", ": . 13
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54). (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ШАХТНОЙ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ ДВЕРЬЮ, содержащее привод двери с промежуточными реле открывания и закрывания (21) 3435362/22-03 (22) 12.05.82 (46) 30.03.84. Бюл. Р 12 (72) И.Ф.Чемерис, С.N.Зайцев, Н. В. Бескровный, Э.И.Стрельцов, Ю.Ф.Нагибин и Э.А.Кимельман (71) Специальное конструкторско:ехнологическое бюро Института геотехнической механики AH УССР (53) 622.41.05 (088.8) (56) 1.Шепелев С.Ф. и др. Отрицательные регуляторы рудничных вентиляционных сетей. Алма-Ата, "Наука", 1968, с. 106-108, рис. 21.2.
2.Там же, с. 108-110, рис. 22.2 (прототип) ° двери, концевые выключатели открытой и закрытой двери, основной и дополнительный контактные провода, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повиаения надежности и безопасности эксплуатации шахтной вентиляционной двери, оно снабжено датчиком наличия движущегося под током электровоза и датчиком наличия состава в створе двери, размыкающие контакты которых соединены между собой последовательно и включены в цепь промежуточного реле закрывания двери, а замыкающие контакты соединены между собой параллельно и включены в цепь промежуточного реле открывания двери, пиичем дополнитель- Я ный контактный провод соединен с основным контактным проводом через датчик наличия движущегося под током электровоза. С:
1082967
2.устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что датчик наличия движущегося под током электровоза
Изобретение относится к горношахтному оборудованию и может быть использовано в качестве технического средства при управлении проветриванием горных выработок. 5
Из вест но устройство для управления шахтной вентиляционной дверью, предназначенное для обеспечения проветривания и пропуска транспорта, содержащее схему управления и установленный на датчиковом участке дополнительный контактный провод, проложенный параллельно основному контактному проводу (11
Недостатко;-л известного устройства является низкая надежность в виду необходимости одновременного касания токосъемником электровоза двух параллельно расположенных контактных проводов,что выполнить в условиях шахтных контактных сетей весьма сложно. Наличие дублирующих рельсовых датчиков также приводит к снижению общей надежности работы устройства и усложнению схемы.
Известно устройство для управления шахтной вентиляционной дверью, содержащее привод двери с промежуточными реле открывания и закрывания двери, концевые выключатели открытой и закрытой двери, основной и дополни тель ный контакт ные провода, проложенные параллельно основному и ниже его на 50-80 мм, чтобы токосъемник электровоза на участке с дополнительным контактным проводом ка- Ç5 сался лишь дополнительного провода (2) -Указанное устройство характеризуется недостаточной надежностью, обуслов4 ленной большим количеством элементов схемы, причем некоторые элементы должны быть рассчитаны на пропускание больших токов. Ьезопасность эксплуатации снижается при следовании электровозов с интервалами, меньшими 45 длины датчикового участка, так как если первый электровоз въехал на датчиковый участок и открыл перед собой дверь, то въехавший вслед за ним следующий электровоз закрывает 50 дверь или перед первым электровозом, или при прохождении первого состава через дверь. Кроме этого, недостатком устройства является ограничение технологических воэможностей транс- 55 выполнен в виде измерительного шунта с параллельно присоединенными к нему реле и конденсатором. поРта без нарушения условий вентиляции. Технологические возможности транспорта ограничиваются тем, что при въезде электровоза на датчиковый участок дверь открывается и остается открытой до тех пор, пока электровоз находится на этом участке, т. е. электровоз не может остановиться на датчиковом участке для загрузки и выгрузки состава без нарушения режима вентиляции, Кроме того, указанное устройство не может обеспечить также выполнение маневровых работ на датчиковом участке и для восстановления режима вентиляции требует перехода на ручное упправление, так как въехавший на датчиковый участок и покинувший его c той же стороны электровоз оставляет дверь в открытом положении.
Цель изобретения — повышение надежности и безопасности эксплуатации шахтной вентиляционной двери.
Укаэанная цель достигается тем, что устройство для управления шахтной вентиляционной дверью, содержащее привод двери с промежуточными реле открывания и закрывания двери, концевые выключатели открытой и закрытой двери, основной и дополнительный контактные провода, снабжено датчиком наличия движущегося под током электровоза и датчиком наличия состава в створе двери, размыкающие контакты которых соединены между собой последовательно и включены в цепь промежуточного реле закрывания двери, а замыкающие контакты соединены между собой параллельно и включены в цепь промежуточного реле открывания двери, причем дополнительный контактный провод соединен с основным контактным проводом через датчик наличия движущегося под током электровоза.
При этом датчик наличия движущегося под током электровоза выполнен в виде измерительного шунта с парал-. лельно присоединенными к нему реле и конденсатором.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство для управления шахтной вентиляционной дверью 1 содержит основной 2 и дополнительный 3 контакт1082967 ные провода. Дополнительный контактный провод 3 изолирован от основного контактного провода 2 со стороны источника 4 питания при помощи изолирующей вставки 5 и соединен с ним со стороны, противоположной источнику питания, через шунт б датчика наличия движущегося под током электровоза 7. Параллельно шунту б включено реле 8, замыкающий контакт 9 которого включен в цепь промежуточно- 10 го реле 10 открывания двери. Размыкающий контакт 11 реле 8 включен в цепь промежуточного реле 12 закрывания. В створе двери 1 установлен датчик 13 наличия состава. Замыкающий 15 контакт 14 датчика 13 включен параллельно контакту реле 8, а размыкающий контакт 15 этого датчика - последовательно с контактом 11. В цепь промежуточного реле 10 открывания двери включен также размыкающий контакт 16 концевого выключателя 17 открытого положения двери; в цепь промежуточного реле 12 закрывания двери включен также размыкающий контакт 18 концевого выключателя 19 закрытого положения двери. Реле 10 и 12 предназначены для включения привода 20 двери соответственно на открывание и закрывание. Обмотка реле 8 зашунтирована конденсатором .
21. Датчик наличия движущегося под. током электровоза состоит из шунта б, реле 8, конденсатора 21, Устройство работает следующим образом.
До въезда электровоза 7 на участок, ограниченный с одной стороны изолирующей вставкой 5, а с другойшунтом 6, дверь находится в закрытом состоянии, так как ток, потреб- 40 ляемый электровозом, проходит через основной контактный провод 2 и реле
8 обесточено. При въезде электровоза 7 на участок, где его пантограф переходит на дополнительный контакт- 45 ный провод 3 ток электровоза протекает через шунт б. На шунте 6 происходит падение напряжения и реле 8 получает питание. При этом размыКается размыкающий контакт 11 в цепи реле 12 закрывания двери и замыкается замыкающий контакт 9 в цепи реле 10 открывания двери. Реле 10 включает привод 20 двери на открывание. Дверь открывается до крайнего 55 открытого положения, при котором срабатывает конечный выключатель 17, разрывает своим размыкающим контак. том 16 цепь питания реле 10.Привод 20 включается, дверь остается в открытом положении на все время движения электрб + воза 7 под током на участке с дополнительным проводом.
ВНИИПИ Заказ 1707432
Филиал ППП "Патент", г
После проезда электровозом 7 этого участка его пантограф переходит на основной контактный провод 2 и ток через шунт б прекращается, обмотка реле 8 обесточивается, соответственно размыкается контакт 9 в цепи реле 10 открывания двери и замыкается размыкающий контакт 11 в цепи реле 12 закрывания двери. Реле 12 включает привод 20 двери на закрывание. При достижении дверью крайнего закрытого положения срабатывает концевой выключатель 19, размыкая контакт в цепи питания реле 12, последнее обесточивается, привод 20 отключается, оставляя дверь 1 в закрытом положении.
Если элек ровоз 7, въехав на участок с дополнительным проводом и открыв перед собой дверь, останавливается в любом месте этого участка (кроме створа двери, где установлен датчик 13), то дверь вновь закрывается (так как нет потребления тока электровозом и соответственно обесточено реле 8). Электровоз в этом случае может оставаться на этом участке сколь угодно долго, не нарушая режима вентиляции.
При трогании электровоза 7 с места вновь проходит ток через шунт б, срабатывает реле 8, дверь 1 открывается и остается открытой до тех пор, пока электровоз движется по участку с дополнительным проводом, после чего дверь вновь закрывается.
Для предупреждения закрывания двери 1 при нахождении состава в ее створе установлен датчик 13, который замыкающим контактом 14 замыкает цепь реле 10 открывания .двери, а размыкающим контактом 15 разрывает цепь реле 12 закрывания двери. Наличие этого датчика позволяет также проводить через дверь составы, длина которых превышает половину длины участка с дополнительным проводом.
В этом случае даже когда электровоз 7 покидает этот участок и реле 8 теряет питание, дверь не закрывается, так как цепь реле 12 закрывания двери разрывается контактом 15 датчика 13..Конденсатор 21 предназначен для поддержания питания реле 8 при кратковременном отрыве пантографа электровоза от контактного проводами таким образом, предлагаемое устройство повышает надежность и безопасность эксплуатации шахтной вентиляционной двери, расширяя одновременно технологические воэможности транспорта (снятие ограничения длины состава, возможность остановки и маневрирования в зоне установки двери без нарушения режима вентиляции) °
Тираж 427 Подписное
Ю . Ужгород, ул. Проеткная,4