Тормозной узел ленточного типа планетарного механизма скреперных лебедок
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТОРМОЗНОЙ УЗЕЛ ЛЕНТОЧНОГО ТИПА ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА СКРЕПЕРНЫХ ЛЕБЕДОК, содержащий разъемный тормозной шкив в виде двух крышек с фланцами на периферии и кольцевым пазом на рабочей поверхности шкива, расположенный внутри тормозного шкива корпус планетарного редуктора, жестко связанного с тормозным шкивом, фрикционные колодки и тормозную ленту, установленную в кольцевом пазе тормозного шкива с возможностью взаимодействия с ним, отличающийся TQM, что, с целью повышения долговечности путем эффективного отвода тепла от тепловыделяющих поверхностей , кольцевой паз тормозного шкива выполнен V-образной формы, фрикционные колодки расположены равномерно по длине тормозной ленты и их рабочие поверхности выполнены под кольцевой паз тормозного шкива, а фланцы крышек тормозного шкива выполнены пустотелыми и удлиненными , причем корпус планетарного редук (О тора установлен в тормозном шкиве, вы (Л полненном в виде кольцевой полости. 00 оо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(51) ОПИОАНИЕ ИЗОБРЕ
К А ВТОРСКОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ >
С Э
СР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3395986/25-27 (22) 09.02.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) А. С. Курдюков, Г. А. Кузовников, Л. А. Миронов, И. Д. Плеханов и Г. Ф. Точарин (71) Кыштымский машиностроительный завод им. М. И. Калинина (53) 62-592 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 341751, кл. В 66 D 5/10, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 485067, кл. В 66 D 5/10, 1975.
3. Авторское свидетельство СССР № 934069, кл. F 16 D 49/10, 1980. (54) (57) ТОРМОЗНОЛ УЗЕЛ ЛЕНТОЧНОГО ТИПА ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА СКРЕПЕРНЫХ ЛЕБЕДОК, содержаший разъемный тормозной шкив в виде двух крышек с фланцами на периферии
„„SU„„1083010 и кольцевым пазом на рабочей поверхности шкива, расположенный внутри тормозного шкива корпус планетарного редуктора, жестко связанного с тормозным шкивом, фрикционные колодки и тормозную ленту, установленную в кольцевом пазе тормозного шкива с возможностью взаимодействия с ним, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем эффективного отвода тепла от тепловыделяю)цих поверхностей, кольцевой паз тормозного шкива выполнен V-образной формы, фрикционные колодки расположены равномерно по длине тормозной ленты и их рабочие поверхности выполнены под кольцевой паз тормозного шкива, а фланцы крышек тормозного шкива выполнены пустотелыми и удлиненными, причем корпус планетарного редуктора установлен в тормозном шкиве, выполненном в виде кольцевой полости.
1083010
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подъемнотранспортному машиностроению, а более точно к тормозным узлам скреперных лебедок, в которых внутри тормозного шкива расположен планетарный механизм.
Известно тормозное устройство, у которого тормозной шкив взаимодействует с колодками из фрикционного материала, закрепленными на тормозной ленте, преимущественно заклепками. От бокового смещения лента с колодками в процессе работы фиксируется ребордами шкива (1).
Известно тормозное устройство, у которого колодки из фрикционного материала соединены со шкивом с помощью металлических скоб, а на тормозной ленте закреплены чугунные колодки. В процессе работы чугунные колодки взаимодействуют с колодками из фрикционного материала и тем самым шкив останавливается. От бокового смещения тормозная лента с чугунными колодками в процессе работы фиксируется ребордами шкива (2J
Недостатками этих тормозных устройств является то, что в процессе эксплуатации наружная поверхность венцовой шестерни является одновременно и тормозной. В результате планетарный редуктор перегревает ся и его зубчатые шестерни быстро выходят из строя.
Наиболее близким к предлагаемому по своей технической сущности и достигаемому эффекту является ленточный тормоз, состоящий из разъемного корпуса, выполненного в виде двух крышек с фланцами, между которыми расположен тормозной шкив, являющийся одновременно и зубчатой шестерней планетарного механизма. На наружной поверхности шкива расположены тормозные колодки, которые закреплены от осевого перемещения в кольцевых проточках крышек и взаимодействуют с тормозной лентой в процессе работы. Тормозная лента зафиксирована на тормозном шкиве боковыми ребордами (3}.
Однако в устройстве шкив является одновременно и венцовой шестерней планетарного редуктора, который в процессе торможения сильно нагревается. В результате весь планетарный редуктор перегревается.
Это приводит к тому, что манжетные уплотнения разрушаются, нарушается герметизация внутренней полости редуктора и происходит утечка масла и поломка зубчатых шестерен редуктора. Поэтому срок службы планетарных редукторов невысок (6 — 8 мес) .
Кроме того, при горизонтальном расположении тормозной поверхности шкива в обязательном порядке требуются боковые реборды, которые фиксируют тормозную ленту от бокового смещения в процессе работы. Это приводит к увеличению массы шкива, что также отрицательно сказывается
fO
f5
4О на работоспособности (тормозных) планетарных редукторов.
Цел ь изобретен и я — повышение долговечности путем эффективного отвода тепла от тепловыделяющих поверхностей.
Поставленная цель достигается тем, что в тормозном узле ленточного типа планетарного механизма скреперных лебедок, содержащем разъемный тормозной шкив в виде двух крышек с фланцами на периферии и кольцевым пазом на рабочей поверхности шкива, расположенный внутри тормозного шкива корпус планетарного редуктора, жестко связанного с тормозным шкивом, фрикционные колодки и тормозную ленту, установленную в кольцевом пазе тормозного шкива с возможностью взаимодействия с ним, кольцевой паз тормозного шкива выполнен V-образной формы, фрикционные колодки расположены равномерно по длине тормозной ленты и их рабочие поверхности выполнены под кольцевой паз тормозного шкива, а фланцы крышек тормозного шкива выполнены пустотелыми и удлиненными, причем корпус планетарного редуктора установлен в тормозном шкиве, выполненном в виде кольцевой полости.
На фиг. I изображен тормозной узел планетарного механизма скреперной лебедки, поперечное сечение; на фиг. 2 — сечениеА — А на фиг. -1.
Тормозной узел выполнен ленточного типа и состоит из зубчатого венца 1, выполняющего роль корпуса планетарного редуктора. Внутри венца совершают вращательное движение сателлиты 2 с водилом 3. Сателлиты 2 приводятся во вращение от солнечного колеса 4, жестко соединенного с валом 5. Зубчатый венец 1 жестко расположен между крышками 6 и 7 и соединен с ними, например, с помощью болтов 8. Крышки 6 и 7 образуют разъемный тормозной шкив; на них выполнены консольные фланцевые приливы 9 и 10 кольцевой формы, внутренняя 11 и наружная (рабочая) 12 поверхности которых наклонены по отношению к горизонтальной плоскости и образуют тупой угол с вершиной, расположенной на оси симметрии 13, т. е. рабочая поверхность тормозного шкива выполнена в виде кольцевого паза V-образной формы. Между внутренней поверхностью 11 приливов 9 и 10 и наружной поверхностью зубчатого венца I образована свободная (воздушная) кольцевая полость 14. Над рабочей поверхностью 12 приливов 9 и 10 установлена тормозная лента 15, на которой равномерно по ее длине жестко закреплены (например с помощью заклепок 16) фрикционные колодки 17. Рабочая поверхность 12 фрикционных колодок 17 выполнена наклонной и соответствует профилю рабочей поверхности
12 консольных приливов 9 и IO. Тормозная лента 15 своими концами 18 и 19 соединяется с зажимным устройством (не показано).
Зубчатый венец 1 установлен в консольных фланцевых пустотелых приливах 9 и 10 с радиальным зазором и в нем образована кольцевая воздушная полость.
Работа тормозного узла осуществляется следующим образом.
От вала 5 вращение передается на солнечное колесо 4, которое приводит во вращение сателлиты 2 с водилом 3. От сателлитов
2 вращенйе передается на зубчатый венец 1.
Вместе с зубчатым венцом начинают вра- 10 щаться крышки 6 и 7. При остановке зубчатого венца 1 концы 18 и 19 тормозной ленты 15 стягиваются друг с другом. В результате этого тормозные фрикционные колодки
17 своей рабочей поверхностью соприкасаются наружной поверхностью 12 консольных приливов 9 и 10. За счет сил трения колодок о консольные приливы 9 и 10 происхо- дит остановка зубчатого венца 1. Растормаживание зубчатого венца 1 осуществляется в обратной последовательности.
Перенесение тормозной поверхности с венцовой шестерни на консольные приливы корпуса позволяет разделить корпус тормозного узла с венцовой шестерней планетарного механизма. Это приводит к тому, что исключается прямой контакт планетар- 2S ного механизма с тормозной поверхностью.
Тепдо, выделяемое при торможении редуктора, в значительной степени рассеив; ст ся в воздушной среде, тем самым предохраняя планетарный редуктор от перегреванпя.
Расположение рабочей поверхности консольных приливов под углом к оси симметрии редуктора позволяет убрать боковые реборды у крышек корпуса, при этом фиксация тормозной ленты с колодками на рабочей поверхности корпуса редуктора осуществляется за счет выступов и впадин сопрягаемых деталей. При этом выделяемое при торможении тепло также эффективно отводится воздушной средой.
Базовым объектом сравнения является скреперная лебедка типа ЛС. При интенсивной эксплуатации планетарный редуктор этих лебедок нагревается до 180 †2 С.
В результате манжетные уплотнения разрушаются и происходит утечка масла из внутренней полости редуктора. Это приводит к преждевременному выходу из строя шестерен планетарного редуктора скреперных лебедок в течение 6 — 8 месяцев.
Применение предлагаемого тормозного узла позволит за счет исключения перегрева планетарного редуктора увеличить срок службы планетарных редукторов и повысить надежность в работе скреперных лебедок по сравнению с существующими лебедками в 3 — 5 раз.
Редактор Е. Лушникова
Заказ 1716 34
Составитель В. Розанов
Техред И. Верес Корректор О. Тигор, Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открмтий
113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4