Устройство для натягивания канатов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯГИВАНИЯ КАНАТОВ, содержащее установленную на основании обойму с блоком, шарнирно соединенные с обоймой вспомогательное звено и собачку, установленную с возможностью взаимодействия с канатом, отличающееся тем, что, с це.лью улучшения условий эксплуатации, вспомогательное звено расположено между основанием и обоймой и шарнирно соединено с основанием, а собачка выполнена в виде двуплечего рычага, нерабочий конец которого подпружинен к вспомогательному звену. i (Л 00 со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1083014 ъ(51) F 16 G 11/04,1
ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1О
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3528920/25-27 (22) 03.12.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) В. Ф. Кузин, (71) Производственное объединение по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей
«Союзтехэнерго» (53) 621.85.053 (088.8) (56) !. Патент США № 4097023, кл. кл. 254 — 156, 1976 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯГИВАНИЯ КАНАТОВ, содержащее установленную на основании обойму с блоком, шарнирно соединенные с обоймой вспомогательное звено и собачку., установленную с возможностью взаимодействия с канатом, отличающееся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации, вспомогательное звено расположено между основанием и обоймой и шарнирно соединено с основанием, а собачка выполнена в виде двуплечего рычага, нерабочий конец которого подпружинен к вспомогательному звену.
1083014
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для натяжения канатов при выполнении различных такелажных работ, например, на воздушных линиях электропередачи, строительстве, в парусном вооружении судов и т. п.
Известно устройство для натяжения канатов, содержащее обойму с блоком и собачку, и элементы, обеспечивающие вывод собачки из контакта с канатом при его холостых перемещениях и натягивании.
Это достигается за счет шарнирного закрепления на обойме вспомогательного звена с жестко закрепленной на нем собачкой и дополнительным роликом (1).
Недостатком этой конструкции является значительное увеличение собственной массы за счет наличия вспомогательного звена с роликом, а также пониженный КПД устройства за счет необходимости перекатывания каната через два блока при его натягивании. Необходимость перекатывания каната через два блока увеличивает износ каната.
Цель изобретения — улучшение условий эксплуатации.
Для достижения поставленной цели в устройстве для натягивания канатов, содержащем установленную на основании обойму с блоком, шарнирно соединенные с обоймой вспомогательное звено и собачку, установленную с возможностью взаимодействия с канатом, вспомогательное звено расположено между основанием и обоймой и шарнирно соединено с основанием, а собачка выполнена в виде двуплечего рычага, нерабочий конец которого подпружинен к вспомогательному звену.
На фиг. 1 изображено устройство в процессе натягивания каната; на фиг. 2 устройство в положении удерживания натянутого каната.
Устройство содержит обойму 1 с роликом 2 и основание, выполненное в виде грузовой скобы 3. Между обоймой 1 и скобой
3 шарнирно закреплено вспомогательное звено 4. На оси 5 соединения обоймы 1 с вспомогательным звеном 4 установлена эксцентриковая собачка 6, выполненная в виде двуплечего рычага, нерабочий конец 7 которого подпружинен к вспомогательному звену 4 пружиной 8. Устройство используется для натягивания каната 9. Минимальная длина пружины 8 (при соприкасающихся витках) подобрана таким образом, чтобы при расположении обоймы 1 на одной линии с вспомогательным звеном 4 (или близко к этому положению) между рабочей кромкой собачки 6 и канатом 9, обкатывающим ролик 2, существовал небольшой зазор а.
При натягивании каната за свободный конец 10 грузовая скоба 3 и вспомогательное звено 4 располагаются по одной линии, совпадающей с линией действия нагрузки. Обойма I занимает положение, при котором равнодействуюшая сил натяжения в обоих концах каната 9, огибающего ролик 2, направлена также по линии действия нагрузки. Если натяжение свободного конца осуществляется в направлении, близком на20 правлению действия нагрузки, то и обойма
1 займет положение, близкое к направлению действия нагрузки. В этом положении между эксцентриковой собачкой 6 и канатом 9 образуется зазор а, и, следовательно, при натягивании канат 9 не будет тереться о неподвижную собачку 6 и тем самым подвергаться дополнительному износу.
При достижении необходимого натяжения свободный конец каната 9 отпускается.
При этом за счет односгороннего натяжения в рабочей ветви каната 9 обойма 1 повернется вокруг оси 5, канат 9 прижмется к рабочей кромке собачки 6, которая заклинит канат 9 в ручье ролика 2. Грузовая скоба 3, вспомогательное звено 4 и рабочая ветвь каната 9 расположатся по линии дейстЗ5 —..ия нагрузки.
Экономический эффект от использования предлагаемого устройства заключается в уменьшении затрат на его изготовление rlo сравнению с известными вследствие его
4 упрощения. Дополнительным эффектом при использовании предлагаемого устройства является улучшение условий эксплуатации в связи с уменьшением массы устройства и износа каната.!
0830!4
Составитель Е. Токмакова
Редактор Е. Лушникова Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 1716/34 Тираж 913 Г!одписиое
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4