Устройство регулирования напряжения автотрансформатора (его варианты)
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по кольцевой контактной дорожке обмотки токосъемный узел, жестко .прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, средство удержания токосъемного узла в заданном, положении, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности , средство удержания токосъемного узла в заданном положении выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, в рукоятке выполнен паз в продольном направлении параллельно оси, в который заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом. 2. Устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по кольцевой контактной дорожке обмотки токосъемный узел, жестко прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, и средство удержания токосъемного узла в заданном положении, отличающееся. тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, оно снабжено неподвижной опорой с пазом, при этом рукоятка жестко закреплена на оси и установлена в опоре с О) возможностью вращения относительно опоры , средство удержания токосъемного узла в заданном положении выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, паз выполнен в опоре в продольном направлении параллельно оси и в него заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом . 00 со to со
, СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
З<511 ?? 01 f 29>
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3405788/24-07 (22) 04.03.82 (46) 30.03.84. Бюл. № 12 (72) Л. И. Винтюк, В. С. Калиш, В, Н. Красильников и Г. С. Курбатов (71) Всесоюзный ордена Дружбы Народов научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт трансформаторостроения (53) 621.314.214 (088.8) (56) 1. Патент ФРГ № 1638588, кл. Н 01 F 29/06, 1971.
2. Каталог французской фирмы
yARJAG, General Кайо, 1977. (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАПРЯЖЕНИЯ АВТОТРАНСФОРМАТОРА (ЕГО ВАРИАНТЫ) . (57) Устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по кольцевой контактной дорожке обмотки токосъемный узел, жестко . прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, средство удержания токосъемного узла в заданном. положении, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, средство удержания токосъемно„„SU„„1083243 А го узла в заданном положении выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, в рукоятке выполнен паз в продольном направлении па; раллельно оси, в который заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом.
2. Устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по кольцевой контактной дорожке обмотки токосъемный узел, жестко прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, и средство удержания токосъемного узла в заданном положении, отличающееся.тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности, оно снабжено неподвижной опорой с пазом, при этом рукоятка жестко Я закреплена на оси и установлена в опоре с возможностью вращения относительно опоры, средство удержания токосъемного узла в заданном положении выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, паз выполнен в опо- Я ре в продольном направлении параллельно оси и в него заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом.
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в авторансформаторах для регулирования напряжения без разрыва цепи, имеющих тороидальный сердечник, на который намотана обмотка, и токосъемный узел с элементом токосъема в виде щетки или ролика, взаимодействующего с контактной дорожкой обмотки.
Известно устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по контактной дорожке обмотки токосъемный узел в виде выполненного из электроугольного материала ролика (щетки), смонтированного на металлическом диске, имеющем возможность вращения на оси при помощи рукоятки. Напря- 15 жение на выходе автотрансформатора регулируется изменением положения токосъемочного узла на контактной дорожке обмотки поворотом рукоятки (1).
Поскольку центр тяжести токосъемного устройства смещен от центра вращения в сторону токосъемного узла, то в условиях эксплуатации при воздействии механических факторов (толчки, вибрации и т. п.) не исключена возможность самопроизвольного перемещения токосъемного узла по контактной дорожке, приводящего к неконтролируемому изменению напряжения на выходе автотрансформатора и возникновению аварийной ситуации при работе автотрансформатора в системах автоматики и телемеханики или к нарушению технологического процесса при питании технологического оборудования.
Известны автотрансформаторы, в устройстве регулирования напряжения которых токосъемный узел уравновешен для обеспечения удержания токосъемного узла 35 в заданном положении (2) . Однако это техническое решение усложняет конструкцию, требует дополнительных затрат при изготовлении и обслуживании, в частности на периодическое обеспечение баланса, так как в процессе эксплуатации первоначальная балансировка постепенно нарушается из-за уменьшения массы токосъемного узла вследствие износа электроугольного элемента. Следовательно, надежность устройства недостаточна.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве регулирования напряжения автотрансформатора содержащем перемещаемый по кольцевой контактной дорож- ке обмотки токосъемный узел, жестко прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, средство удержания токосъемного узла в заданном положении, последнее выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, в рукоятке в продольном направлении параллельно оси вы1083243 ъ полнен паз, в который. заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом.
Поставленная цель достигается также тем, что устройство регулирования напряжения автотрансформатора, содержащее перемещаемый по кольцевой дорожке обмотки токосъемный узел, жестко прикрепленный к рукоятке, установленной на оси с возможностью вращения, и средство удер10 жания токосъемного узла в заданном положении, снабжено неподвижной опорой с пазом, при этом рукоятка жестко закреплена оси и установлена в опоре с возможностью вращения относительно опоры, средство удержания токосъемного узла в заданном положении выполнено в виде пружинной разомкнутой по образующей цилиндрической трубки, паз выполнен в опоре в продольном направлении параллельно оси, и в него заведены отогнутые продольные кромки трубки, охватывающей ось с натягом.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство с вращающейся рукояткой на неподвижной оси; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — предлагаемое уст25 ройство с вращающейся осью и жестко закрепленной на ней рукояткой.
Устройство регулирования напряжения автотрансформатора содержит токосъемный узел 1 (фиг. 1-3), взаимодействующий с контактной дорожкой 2 обмотки 3 автотрансформатора. Для перемещения токосъемного узла 1 по контактной дорожке 2 служит рукоятка 4, установленная с возможностью вращения на оси 5 и жестко связанная с помощью рычага 6 с токосъемным узлом 1.
Рукоятка 4 может быть выполнена или вращающейся относительно неподвижной оси
5 (фиг. 1 и 2), или жестко соединенной с осью 5, вращающейся относительно непод* вижной опоры 7 (фиг. 3).
Для исключения возможности самопроизвольного перемещения токосъемного узла 1 по контактной дорожке 2 предусмотрено средство удержания его в заданном положении, выполненное в виде пружины 8, охватывающей с натягом ось 5 рукоятки
4. Пружина 8 представляет собой разомкнутое кольцо с отогнутыми концами 9, которые заведены в паз 10, выполненый или в рукоятке вращающейся на неподвижной оси 5 (фиг. 1 и 2) или в опоре 7 (фиг. 3) при вращающейся относительно нее оси 5 с закрепленной на ней рукояткой.
Устройство работает следующим образом.
Для получения требуемого напряжения на выходе автотрансформатора поворотом рукоятки 4 токосъемный узел 1 перемещается по контактной дорожке 2 и устанавливается в соответствующей точке ее.
При воздействии на автотрансформатор сохраняющий заданное положение токосъемного узла.
Для перемещения токосъем ного узла в другое положение на контактной дорожке при регулировании напряжения тормозной момент между осью 5 и пружиной 8 преодолевается усилием, прилагаемым к рукоятке 4.
Предлагаемое изобретение упрощает конструкцию устройства регулирования, снижает затраты на его изготовление, повышает вибростойкость автотрансформатора и надежность его в эксплуатации.
1083243 вибраций возникает крутящий момент, стремящийся сдвинуть токосъемный узел с заданного положения. Крутящий момент возникает и под действием несбалансированных масс при горизонтальном расположении автотрансформатора (когда ось 5 расположена горизонтально). Этот крутящий момент от токосъемного узла 1 через рычаг 6 передается рукоятке 4. Однако рукоятка 4 остается неподвижной, так как между осью 5 и охватывающей ее пружиной 8 1р создается тормозной момент, предотвращающий проворачивание ручки и тем самым
Рог. 2
1083243
Редактор Е. Кривина
Заказ 1762 45
Составитель Ф. Чиркина
Техред И. Верес Корректор, Тираж 583 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам йзобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
И.Муска