Устройство для экстренной разгрузки линии электропередачи при аварийном снижении предела передаваемой мощности

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕННОЙ РАЗГРУЗКИ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПРИ АВАРИЙНОМ СНИЖЕНИИ ПРЕДЕЛА ПЕРЕДАВАЕМОЙ МОЩНОСТИ , содержащее трансформаторы тока и напряжения, подключенные к входам датчика активной мощности, сумматор и дифференциатор, отличающееся тем, что, с целью поЬышения точности определения необходимой глубины разгрузки электропередачи и увеличения скорости разгрузки, оно дополнительно снабжено блоком запоминания перетока исходного режима, подключенным к выходу датчика мощности, датчиком модуля напряжения, подключенным к трансформатору напряжения, двумя дифференциаторами , вход первого из которых подключен к выходу датчика. модуля напряжения, а вход второгр - к выходу датчика мощности , датчиком скорости, последовательно соединенными формирователем амплитуды, вход которого подключен к датчику скорости активным фильтром, выпрямителем н первым интегратором, выход которого подключен к входу первого сумматора, на задающий вход которого подано опорное напряжение , а его выход подключен к входу треBCfr«;4 а а АГйИ 3 Tf-Xitf 48ЛА .ia:iSM T t тьего дифференциатора, тремя компараторами , к входу первого из которых подключен выход второго дифференциатора, к входу второго - выход первого дифференциатора, а к входу третьего - выход третьего дифференциатора , схемой совпадения, входы которой соединены с выходами первого, второго и третьего компараторов, последовательно соединенными первым коммутатором, вторым интегратором и блоком преобразования уровня сигнала, прячем вход первого коммутатора соединен с выходим датчика мощности,, а его управляющий вход - с выходом схемы совпадения, вторым сумматором , четвертым компаратором и вторым коммутатором, причем первый вход второго сумматора подключен к выходу блока заI поминания перетока исходного режима, второй вход - к выходу блока преобразования (Л уровня сигнала, а выходы - к входам второго коммутатора и четвертого компаратора , выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора, третьим интегратором, пятым компаратором к задающему входу которого подведено опорное напряжение, третьим сумматором и третьим коммутатором, управляющий вход которого оо со ю подключен к выходу пятого компаратора, первый выход - к первому входу третьего сумматора, а первый вход - к выходу тре00 тьего интегратора, соединенного с входом пятого компаратора, причем выход второго О5 коммутатора предназначен для подключения к входу системы регулирования турбины и подключен к входу третьего интегратора и к второму входу третьего коммутатора, второй выход которого предназначен для подключения к управляющему входу устройства электрического торможения и подключен к второму входу третьего сумматора, выход которого предназначен для подключения к управляющему входу электроэнергетического накопителя.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д) Н 02 J 3/24

pf $ « 3««3««" Ф

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

«141цй«Ф « с«Мч««,1-.,Су% ™ ьЯ ИИИЛ Ф"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3470841/24-07 (22) 19.07.82 (46) 30.03.84. Бюл, № 12 (72) Б. В. Катаев и В. К. Халевин (71) Сйбирский научно-исследовательский институт энергетики (53) 621.316.726 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 250264, кл. Н 02 J 3/24, 1967.

2. Горнштейн В. М., Лугинский Я. Н.

Применение многократного электрического торможения и разгрузки агрегатов для повышения устойчивости энергосистем.

«Электричество>, 1962, № 6.

З..Авторское свидетельство СССР № 498687, кл. Н 02 J 3/06, 1974, (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕНHOPI, РАЗГРУЗКИ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПРИ АВАРИЙНОМ СНИЖЕНИИ ПРЕДЕЛА ПЕРЕДАВАЕМОЙ МОЩНОСТИ, содержащее трансформаторы тока и напряжения, подключенные к входам датчика активной мощности, сумматор и дифференциатор, отличающееся тем, что, с целью поиышения точности определения необходимой глубины разгрузки электропередачи и увеличения скорости разгрузки, оно дополнительно снабжено блоком запоминания перетока исходного режима, подключенным к выходу датчика мощности, датчиком модуля напряжения, подключенным к трансформатору напряжения, двумя дифференциаторами, вход первого из которых подключен к выходу датчика модуля напряжения, а вход второго — к выходу датчика мощности, датчиком скорости, последовательно соединенными формирователем амплитуды, вход которого подключен к датчику скорости активным фильтром, выпрямителем и первым интегратором, выход которого подключен к входу первого сумматора, на задающий вход которого подано опорное напряжение, а его выход подключен к входу треÄÄSUÄÄ 1083286 А тьего дифференциатора, тремя компараторами, к входу первого из которых подключен выход второго дифференциатора, к входу второго — выход первого дифференциатора, а к входу третьего — выход третьего дифференциатора, схемой совпадения, входы которой соединены с выходами первого, второго и третьего компараторов, последовательно соединенными первым коммутатором, вторым интегратором и блоком преобразования уровня сигнала, причем вход первого коммутатора соединен с выходбм датчика мощности, а его управляющий вход— с выходом схемы совпадения, вторым сумматором, четвертым компаратором и вторым коммутатором, причем первый вход второго сумматора подключен к выходу блока запоминания перетока исходного режима, вто- В рой вход — к выходу блока преобразования уровня сигнала, а выходы — к входам вто- Ц ф рого коммутатора и четвертого компарато- «« ра, выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора, третьим интегратором, пятым компаратором к задающему входу которого подведено опорное напряжение, третьим сумматором и третьим коммутатором, управляющий вход которого подключен к выходу пятого компаратора, первый выход — к первому входу третьего СФ1 сумматора, а первый вход — к выходу третьего интегратора, соединенного с входом С© пятого компаратора, причем выход второго коммутатора предназначен для подключения к входу системы регулирования турбины и подключен к входу третьего интегратора и к второму входу третьего кбммутатора, второй выход которого предназначен для подк.пючения к управляющему входу устрой- ф ства электрического торможения и подключен к второму входу третьего сумматора, выход которого предназначен для подключения к управляющему входу электроэнергетического накопителя.

1083286 при включении, так и при отключении, последствиями которых могут быть опасные переторможения генераторов электростанции.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство ограничения перетока мощности (разгрузки) электропередачи, соединяющей энергосистемы путем воздействия

45 на систему регулирования турбины. Устройство содержит трансформаторы тока и напряжения, датчики мощности, дифференциатор, датчик частоты, сумматор и корректирующие звенья. Выход устройства предназначен для подключения к входу системы регулирования турбины. В устройстве производится измерение избыточного момента энергосистемы, суммирование его со значением перетока мощности, сравнение с заданным значением активной мощности и выИзобретение относится к электроэнергетике, а именно к противоаварийному управлению энергосистемами.

Известен способ предотвращения нарушения статической устойчивости, согласно которому определяют предел статической устойчивости (передаваемой мощности) линии электропередачи и формируют управляющее воздействие на разгрузку передающей электростанции (1), К недостаткам указанного способа относится то, что предел передаваемой мощности по линии фиксируется в момент смены знака синхронизирующей мощности, который определяется косвенным образом по знакам производных электрической мощности и уг.ла по линии, Этот практический критерий статической устойчивости справедлив в случае, когда выполняется условие постоянства напряжения на шинах передающей станции.

Кроме того, одним из условий фиксации предельного значения передаваемой мощ- 20 ности по линии является выполнение неравенства )Р,— Р/ p f>, где Р, — мощность по линии в установившемся режиме; P — текущее изменение мощности по линии, фиксируемое в момент изменения знака синхронизирующеи мощности; Я вЂ” малая вели25 чина, определяющая зону нечувствительности фиксации равенства величин Ро и P.

Однако, могут возникать послеаварийные режимы, в которых фиксируемый предел передаваемой мощности может быть меньшим величины передаваемой мощности в исходном режиме, причем разница эта может превышать значение бз. Указанный способ такие режимы не охватывает.

Известно устройство многократного электрического торможения, применяемое для по- З вышения динамической устойчивости генератора или статической устойчивости послеаварийного режима магистральных линий электропередач (2) .

Недостатки указанного устройства — запаздывание и разброс времени действия автоматики и приводов силовой части как работка управляющего воздействия в зависимости от полученного отклонения (3).

При подаче на входы систем регулирования воздействия запаздывание начала изменения мощности турбины составляет 0,3—

0,4 с. При работе с малыми запасами статическои устоичивости этого времени может быть достаточно для нарушения устойчивости параллельной работы энергосистем. Кроме того, программное задание уровня ограничения перетока мощности по линии электропередачи не учитывает схемно-режимные изменения в энергосистеме на момент аварийного возмущения и в послеаварийном режиме, а следовательно, не учитывает изменение значения предела передаваемой мощности по линии электропередачи. Данное обстоятельство не позволяет использовать в полной мере пропускную способность линии электропередачи. Необходима компромиссная настройка для выполнения как послеаварийного ограничения мощности турбины, так и импульсной разгрузки их для сохранения динамической устойчивости. Выбор такой настройки измененной для всего возможного ряда аварийных ситуаций, неизбежно приводит к избыточности управления.

Цель изобретения — повышение точности определения необходимой глубины разгрузки электропередачи и увеличение скорости разгрузки путем дополнительного воздействия на электроэнергетический накопитель и устройство электрического торможения.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для экстренной разгрузки линии электропередачи при аварийном снижении предела передаваемой мощности, содержащее трансформаторы тока и напряжения, подключенные к входам датчика активной мощности, сумматор и дифференциатор, дополнительно снабжено блоком запоминания перетока исходного режима, подключенным к выходу датчика мощности, датчиком модуля напряжения, подключенным к трансформатору напряжения, двумя дифференциаторами, вход первого из которых подключен к выходу датчика модуля напряжения, а вход второго — к выходу датчика . мощности, датчиком скорости, последовательно соединенными формирователем амплитуды, вход которого подключен к датчику скорости, активным фильтром, выпрямителем и первым интегратором, выход которого подключен к входу первого сумматора, на задающий вход которого подано опорное напряжение, а его выход подключен к входу третьего дифференциатора, тремя компараторами, к входу первого из которых подключен выход второго дифференциатора, к входу второго — выход первого дифференциатора, а к входу третьего — выход третьего дифференциатора, схемой совпадения, входы которой соединены с выходами первого, второго и третьего компараторов, после1083286 довательно соединенными первым коммутатором, вторым интегратором и блоком преобразования уровня сигнала, причем вход первого коммутатора соединен с выходом датчика мощности, à его управляющий вход — с Выходом схемы совпадения, вторым сумматором, четвертым компаратором и вторым коммутатором, причем первый вход второго сумматора подключен к выходу блока запоминания перетока исходного режима, второй вход — к выходу блока преобразования уровня сигнала, а выходы— к входам второго коммутатора и четвертого компаратора, выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора, третьим интегратором, пятым компаратором, к задающему входу которого подведено опорное напряжение, третьим сумматором и третьим коммутатором, управляющий вход которого подключен к выходу пятого компаратора, первый выход — к первому входу третьего сумматора, а первый вход — к выходу третьего интегратора, соединенного с входом пятого компаратора, причем выход второго коммутатора предназначен для подключения к входу системы регулирования турбины и подключен к входу третьего интегратора и второму входу третьего коммутатора, второй выход которого предназначен для подключения к управляющему входу устройства электрического торможения и подключен к второму входу третьего сумматора, выход которого предназначен для подключения к управляющему входу электроэнергетического накопителя.

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2. показаны изменения во времени следующих величин: а) перетока мощности по линии PÄ (P— значение перетока мощности в исходном ре-. жиме) переменной составляющей скольжения 8 генераторов, модуля напряжения /13 / на шинах передающей электростанции (пунктиром показано изменение параметров в случае нарушения статической устойчивости); б) тока электроэнергетического накопителя 1>„, в) тока через устройство электрического торможения 1щ, r) общего тока комплексной нагрузки 1, д) электрической мощности генераторов электростанции K Р и сигнала управляющего воздействия Uy»

Устройство (фиг. 1) содержит измерительные трансформаторы 1 и 2 напряжения и тока, датчик 3 мощности, датчик 4 скорости, блок 5 запоминания перетока исходного режима, датчик 6 модуля напряжения, дифференциаторы 7 и 8, измеритель 9 скольжения, состоящий из формирователя 10 амплитуды, активного фильтра 11, выпрямителя 12, первого интегратора 13, первого сумматора 14 и третьего дифференциатора 15, блок 16 фиксации достижения преде5

55 ла, состоящий из компараторов 17 — 19 и схемы 20 совпадения, блок 21 запоминания предельного значения перетока, состоящий из первого коммутатора 22 и второго интегратора 23, блок 24 преобразования уровня сигнала, блок 25 определения управляющего воздействия, состоящий из второго сумматора 26, четвертого компаратора 27 и второго коммутатора 28, блок 29 формирования управляющих сигналов, состоящий из третьего интегратора 30, третьего коммутатора 31, пятого компаратора 32 и третьего сумматора 33. Сигналы, сформированными на выходе устройства, подаются на управляющие входы электроэнергетического накопителя 34, устройства электрического торможения 35 и на вход системы 36 регулирования турбины. Выходы вторичных обмоток трансформаторов 1 и 2 тока и напряжения подключены к входу датчика 3 активной мощности.

Вход блока 5 запоминания перетока исходного режима подключен к выходу датчика 3 мощности. Датчик 6 модуля напряжения подключен к трансформатору 1 напряжения.

Выход первого дифференциатора 7 подключен к выход датчика 6 модуля напряжения, а вход второго дифференциатора 8 — к выходу датчика 3 мощности. Формирователь 10 амплитуды подключен к датчику 4 скорости. Формирователь 10 амплитуды, активный фильтр ll, выпрямитель 12, первый интегратор 13, первый сумматор 14 и третий дифференциатор 15 соединены последовательно. K задающему входу первого сумматора 14 подведено опорное напряжение.

Входы первого, второго и третьего компараторов 17, 18 и 19 соединены соответственно с выходами второго дифференциатора 8, первого дифференциатора 7 и третьего дифференциатора 15. Входы схемы 20 совпадения соединены с выходами компараторов 17 — 19, а выход — с управляющим входом первого коммутатора 22, основной вход которого подключен к выходу датчика 3 мощности. Первый коммутатор 22, второй интегратор 23 и блок 24 преобразования уровня сигнала соединены последовательно, Первый вход второго сумматора 26 подключен к выходу блока 5 запоминания перетока исходного режима, второй вход — к выходу блока 24 преобразования уровня сигнала, а его выход — к основному входу второго коммутатора 28 и к входу четвертого компаратора 27, выход которого подключен к управляющему входу второго коммутатора 28.

Выход коммутатора 28 подключен к входу системы 36 регулирования турбины, входу третьего интегратора 30 и второму входу третьего коммутатора 31. Выход интегратора 30 подключен к входу пятого компаратора 32, к задающему входу которого подведено опорное напряжение, и к первому входу коммутатора 31, первый и второй вы1083286 где,, 8,, 8з — малые величины, причем

,и Еа (0,6 )0

Использование дополнительного параметра дает возможность уменьшить величины

55 ходы которого соединены соответственно с первым и вторым входами третьего сумматора ЗЗ.

Для,определения предела передаваемой мощности производится измерение перетока активной мощности по линии и скольжения генераторов передающей электростанции относительно исходного доаварийного режима, выделение переменной составляющей скольжения, измерение модуля напряжения /Uq/ на шинах передающей электростанции и диф-1О ференцирование сигналов, пропорциональных перетоку активной мощности по линии

Р» и модулю напряжения /Uz/. Знак синхронизирующей мощности определяется косвенно по знакам производных перетока мощнос- 5 ти по линии Р„и угла по линии о„при заданных пороговых уровнях фиксации этих производных.

Область применения устройства ограни-чивается энергосистемами такого типа, где

1 приемная энергосистема во много раз мощ- 20 нее отправной и может быть представлена шинами бесконечной мощности. Это дает возможность использовать для анализа устойчивости такой критерий, как синхронизирующая мощность. При определении знака синхронизирующей мощности в этом слу25 чае допустимо использование вместо угла по линии значения геометрического угла вылета ротора генератора ь8 в переходном процессе, производная по времени которого достаточно точно соответствует переменной 3О составляющей скольжения генератора относительно доаварийного режима, т.е. с (А ф) — S. Последнее обстоятельство позволяет отказаться от телеизмерения угла между векторами напряжений по концам электропередачи и ограничиться измерением 35 относительно скольжения генераторов станд Рл

Использование критерия — — "— предполагает более позднюю фиксацию перегрузки линии. Увеличивать чувствительность выявительных органов опасно, так как возмож40 ны ложные срабатывания. Увеличить чувствительность позволяет использование дополнительного режимного параметра, в качестве которого взять модуль напряжения на шинах отправной электростанции в точке 45 примыкания линии электропередачи /U /.

Уменьшение этого параметра наблюдается практически всегда при подходе к пределу передаваемой мощности линии.

Предел передаваемой мощности Р|„фиксируется при одновременном выполнении неравенств: с4 Р» — (E, 5)Е

4 tUvt

Е, и f, Bnëoòü до выявления тенденции генераторов отправной электростанции к апериодической неустойчивости, т.е. определения момента, когда — ф — = О. Р»

Управляющее воздействие, пропорциональное величине разгрузки Ь Р, поступая на пропорциональные входы систем регулирования паровых турбин, ограничивает мощность передающей электростанции.

Фиксируемое значение предела передаваемой мощности Р „„с учетом нормативного коэффициента запаса статической устойчивости К сравнивается с перетоком мощности исходного режима Р о (f К5)Вшах Р,щ О.

При выполнении данного неравенства определяется величина разгрузки электропередачи

Управляющее воздействие подается одновременно на входы системы регулирования турбин и формирователь управляющих сигналов. Ограничение мощности турбин происходит с запаздыванием t = 0,5 — 0,7 с.

Для компенсации этого запаздывания на время t Bêëþ÷àåòñÿ комплексная нагрузка, состоящая из электроэнергетического накопителя (ЭН) 34 и устройства электрического торможения (ЭТ) 35, управляемых следующим образом.

Сигнал азг (t) управления выпрямителем

ЭТ 35 формирует с помощью тиристорного преобразователя ток через резисторы ЭТ, изменяющийся по линейному закону

3 (t) = А.t + Iz (фиг. 26), где А (О— постоянная,. выбираемая в зависимости от времени запаздываний систем регулирования разгружаемых турбин; I> — начальное значение тока через резисторы ЭТ 35, соответствующее требуемой величине ограничения перетока мощности по линии; 1и„— время запаздывания (инерционность) систем регулирования турбин.

Сигнал Car (t) управления выпрямителем ЭН 34 формирует ток заряда ЭН, изменяющийся по закону I „(t) = В-t„„ (фиг. 2 в), где В ) 0 — постоянная, выбираемая по среднему времени запаздывания разгружаемых турбин; t — время запаздывания (инерционность) систем регулирования турбин.

Постоянные А и В в законах управления равны по модулю и противоположны по знаку. При таком регулировании зарядный ток

ЭН увеличивается от нуля до значения I a ток через ЭТ, наоборот, уменьшается за это время от 1, до нуля. Суммарный ток комплексной нагрузки I> будет постоянным в течение времени t>p (фиг. 2г). Величина нагрузочного тока через резисторы ЭТ и дли1083286

7 тельность работы ограничиваются температурным режимом тормозных сопротивлений.

Это обстоятельство позволяет нагружать резисторы ЭТ током лишь на непродолжительное время, которое можно увеличить, уменьшая величину тока нагрузки, протекаю- 5 щего через устройства ЭТ. С другой стороны на ЭН 34,нельзя подать сраЗу зарядный ток, равный 1 и необходимый для разгрузки электропередачи, так как это вызовет понижение напряжения на шинах элект- 10 ростанции. Наиболее благоприятным режимом будет такой, при котором зарядный ток будет постепенно увеличиваться от нуля до I

Через время t, когда мощность турбины уменьшится до заданного уровня, сигна- 15 лы управления с входом выпрямителей устройств ЭТ 35 и ЭН 34 снимаются (фиг. 2д).

Устройство работает следующим образом.

Мощность электростанции выдается по линии в приемную энергосистему и в нагрузку местного района. Переток мощности

20 по линии Р„замеряется датчиком 3 мощности. Сигнал с выхода датчика 3 мощности, пропорциональный значению перетока активной мощности, поступает на вход блока 5 запоминания исходного значения мощ- 25 ности Р,, представляющего из себя инерционное звено, выходное напряжение которого отслеживает входное с некоторым запаздыванием. Модуль напряжения /U„/ на шинах электростанции замеряется в блоке 6.

Измерение скольжения генераторов станции производится с помощью блока 9, на вход которого поступает переменный сигнал от датчика 4 скорости с частотой, пропорциональной скорости вращения генераторов.

Он формируется по амплитуде в блоке 10 (усилитель работает в режиме насыщений)

35 и поступает на вход активного фильтра 11, настроенного на частоту основной гармоники входного сигнала, и амплитуда выходного сигнала которОго пропорциональна частоте основной гармоники входного сигнала. 40

Затем сигнал поступает на двухполупериодный выпрямитель 12, после которого с помощью интегратора 13 из него выделяется постоянная составляющая, величина которой пропорциональна скорости вращения .45 генераторов. Этот постоянный сигнал поступает на вход сумматора 14, где сравнивается с опорным сигналом Up обратной полярности. Величина опорного сигнала пропорциональна скорости вращения генератора в исходном режиме. На выходе сумматора 14 появляется сигнал, пропорциональ- . ный скольжению S генераторов относительно . определенного исходного режима. Для того, чтобы исключить появление сигнала на выходе блока 9 в условиях режимного изменения частоты, сигнал с выхода сумматора поступает на вход дифференцирующего звена 15, выходной сигнал которого пропорцио8 нален переменной составляющей скольжения и появляется только в переходных режимах в результате аварийного возмущения в энергосистеме.

Выходные сигналы датчика 3 и блока 6, пропорциональные величине перетока мощности по линии Р„и модулю напряжения на шинах станции /U„/, поступают на входы соответственно дифференциаторов 7 и 8.

Выходные сигналы дифференциаторов поступают на входы блока 16 фиксации достижения предела мощности, где на компараторах 17 и 18 сравниваются с заданными пороговыми величинами соответственно Г, и Я . На третий вход блока 16 поступает сигнал с выхода блока 9, пропорциональный переменной составляющей скольжения S, который сравнивается на третьем компараторе 19 с пороговой величиной Е,. Выходы всех трех компараторов соединены с входами схемы 20 совпадения. В случае одновременного выполнения условий: (Е,, —,"

АР» сй1И4 где Я < О, 4 < О, с5.< О, на выходе схемы совпадения появляется сигнал, который управляет контактом коммутатора 22 блока 21 запоминания предельного значения перетока. Эти контакты, кратковременно замыкаясь, соединяют выход датчика 3 с входом интегратора 23, предназначенного для запоминания сигнала, пропорционального предельному значению перетока мощности Р» П1ах.

Сигнал с выхода блока 21 поступает на вход блока 24 преобразования уровня, учитывающего коэффициент запаса статической устойчивости Кз. На выходе блока 24 появляется сигнал, пропорциональный допустимому значению перетока мощности по линии в послеаварийном режиме (1 — Кз) P»n>ax

Он поступает на вход блока 25 определения управляющего воздействия, на сумматор 26, где сравнивается с сигналом, пропорциональным значению перетока мощности в исходном режиме P поступающим с выхода блока 5. С выхода сумматора 26 сигнал поступает на вход компаратора 27. Если этот сигнал, пропорциональный разности входных сигналов (1 — К3) Р„„,»„— Р„, отрицательный, т.е. ЬР < О, срабатывает компаратор

27, который управляет коммутатором 28.

Контакты коммутатора замыкаются, и на выход блока 25 поступает сигнал управляющего воздействия Uy>, пропорциональный разности (1 Кз) Рл мх Pgp.

Сигнал Uynp поступает на входы системы 36 регулирования турбин и на вход блока 29 формирования сигналов управления комплексной нагрузкой. В блоке 29 сигнал

Uyn1 поступает на вход интегратора 30 и через размыкающие контакты коммутатора 31 на вход сумматора 33. На вход ком1083286

9 паратора 32 поступают сигнал Uoo, пропорциональный времени запаздывания систем регулирования турбин t, и сигнал с выхода интегратора 30. При поступлении на вход блока 14 сигнала 1.)урначинается формирование сигналов управления комплексной нагрузкой вв (t) и о эт (t), появляющихся соответственно на выходе интегратора 30 и на выходе сумматора 33. В момент равенства сигналов на выходе интегратора 30 и U< срабатывает компаратор, управляющий коммутатором 31, контакты которого размыкаются, снимая при этом с выхода блока 29 сигналы4зт(1) ирэн().

Блоки 34 и 35 соединены через трансформатор с шинами электростанции.

Сигналы ап (t) и осw (t) поступают на управляющие входы устройств 34 и 35, про-. порционально величинам этих сигналов изменяются углы зажигания тиристоров, обеспечивая изменение токов j „(t) и I (t) по тем же законам.. После снятия сигналов

aLw (t) и c» (t) устройства ЭТ 35 и ЭН 36 отключаются от сети.

Общий ток комплексной нагрузки 1н (фиг. 2г) в течение времени t — t — — tHH остается постоянным и пропорционален зна10 чению мощности, на которое требуется разгрузить электропередачу по условиям статической устойчивости в послеаварийном режиме. К моменту снятия сигналов d. (t) и хэ (t) мощность разгружаемых турбин

5 уменьшится до требуемого уровня.

Таким образом, предлагаемое устройство позволяет увеличить пропускную способность линии вплоть до предельного значения по условию сохранения статической устойчивости и, если такой предел будет достигнут в переходном процессе, сформировать управляющее воздействие по полученному значению предела передаваемой мощности, учитывающего изменившуюся схемно-режим15 ную ситуацию в энергосистеме и позволяющего поэтому получить минимально допустимое ограничение мощности энергосистемы.

Совместное применение при разгрузке энергосистемы таких средств, как разгрузка турбин, электрическое торможение и электроэнергетический накопитель, позволяет создать практически безынерционную систему противоаварийного управления, имеющую широкий диапазон регулирования мощности в послеаварийных режимах.

1083286

Рд r

/ill

a) о о г)

Цу

Upnp

>)à фиг. Z

Редактор А. Лежнина

Заказ 1769/48

Составитель А. Окин. Техред И. Верес Корректор M. Демчик

Тираж 6!4 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 1 !3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4