Способ создания ледяной опоры

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ОПОРЫ по авт. св. № 914712, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков его реализации, изменяют плавучесть айсберга путем удаления части его периферийного наружного объема, при этом перед транспортировкой айсберга удаляют часть его надводного объема, а перед погружением айсберга на дно шельфа удаляют часть его подводного объема.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1084364

3(51) Е 02 В 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 914712 (21) 3519284/29-15 (22) 08.12.82 (46) 07.04.84. Бюл. № 13 (72) В. Д. Смирнов, С. Э. Городецкий и Л. Н. Хрусталев (71) Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова (53) 627.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 914712, кл. Е 02 В 17/00, 1980. (54) (57) СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ

ОПОРЫ по авт. св. № 914712, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков его реализации, изменяют плавучесть айсберга путем удаления части его периферийного наружного объема, при этом перед транспортировкой айсберга удаляют часть его надводного объема, а перед погружением айсберга на дно шельфа удаляют часть его подводного объема.

1084864

И

С =1+к(и-ки-и) Составитель P. Бесчастнова

Редактор П. Макаревич Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ 1940/22 Тираж 644 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к строительству гидротехнических сооружений, а именно к опорам:,:i вских сооружений на шельфах полярных .;: ей.

По основному авт. св. Хо 914712 известен способ создания ледяной опоры, включающий транспортировку к месту ее создания айсберга, его временную анкеровку ко дну шельфа и пригрузку айсберга по верху намывным грунтом, в ходе выполнения которой он погружается на дно шельфа (1).

Недостатком известного способа являются значительные сроки создания ледяной опоры, особенно на шельфе глубиной меньше

80 м, к которому невозможно транспортировать айсберги с необходимой из условия экстремальной волны высотой надводной части, так как 83-90о/, от общей высоты айсберга находится под водой (БСЭ, т. 1, M., «Советская энциклопедия», 1969, с. 308).

Создание же ледяной опоры из айсберга с осадкой, удовлетворяющей указанным глубинам шельфа, сопряжено с намораживанием по такому айсбергу искусственного льда или намыва грунта высотой до 15 м.

Цель изобретения — сокращение сроков создания ледяной опоры.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу создания ледяной опоры изменяют плавучесть айсберга путем удаления части его периферийного наружного объема, при этом перед транспортировкой айсберга ударяют часть его надводного объема, а перед погружением айсберга на дно шельфа удаляют часть его подводного объема.

На чертеже показан айсберг (слева на плаву, а справа погруженный на дно шельфа).

Способ осуществляют следующим образом.

Выбирают айсберг с общей высотой, которая равна или несколько превышает высоту ледяной опоры. Откалывают взрывным способом от выбранного айсберга 1 учас ток, достаточный по площади для создания ледяной опоры, и подготавливают его к буксировке. В процессе этой подготовки, а также при буксировке айсберга над глубоководной частью моря уменьшают его осадку из условия, чтобы она была несколько меньше глубины шельфа над местом создания опоры, что достигают за счет увеличения высоты надводной части айсберга путем изменения соотношения объема льда в каждой части к ее высоте.

Применительно к требуемой величине изменения осадки айсберга (И) определяют соотношение усредненных площадей его подводной части к надводной части по формуле:

10 где К вЂ” отношение высоты надводной части айсберга до изменения осадки к его общей высоте;

Н вЂ” общая высота айсберга.

Применительно к определенной величине

С вычисляют объем льда айсберга, подлежащий удалению по формуле:

V=F (h+H) (1 — 1 ), где F — усредненная площадь надводной части айсберга до изменения его осадки;

h- первоначальная высота надводной части айсберга.

Подсчитанный указанным способом объем льда 2 удаляют взрывным способом, что сопровождается всплытием айсберга на величину И, при котором подошва айсберга 3 располагается выше дна шельфа 4.

В процессе заключительного этапа транспортировки айсберга 1 в нем выполняют

30 протаяные скважины 5, в которых располагают заряды взрывчатых веществ. При этом количество скважин 5 и веса зарядов определяют из условия откола периферийного подводного объема льда айсберга. При достижении айсбергом места создания ледяной опоры производят взрыв зарядов в скважинах 5, который сопровождается отколом от айсберга 1 его подводной части 6 и последующим быстрым погружением самого айсберга на дно шельфа, По сравнению с известным предлагаемый

40 способ сокращает в 1,5 — 2 раза сроки возведения ледяной опоры, которые фактически сводятся к затратам времени на транспортировку айсберга. Кроме того, значительно облегчается подбор нужного для ледяной опоры айсберга за счет увеличения пригодного диапазона осадки и высоты подводной части айсберга.