Способ стабилизации свойств масла при работе двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ МАСЛА ПРИ РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ путем периодического отбора проб масла, измёрения значения текущего браковочного параметра каждой пробы и добавления присадки при достижении минимально допустимого значения браковочного параметра для восстановления функциональных свойств масла, отличающийся тем, что, с цепью снижения расхода присадки, в качестве браковочного параметра прини1 1ают отношение текущего значения щелочности масла к минимально допустимому , равное 2,7-3,2.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1084474
3цо F 01 М 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 01 НРЫТИЙ (21) 3433498/25-06 . (22) 30.04.82 (46) 07.04.84. Бюл. и 13 (72) В.E. Ларин, Л.И. Данилов, Ю.В. Даринский, М.П. Тищенко и В.А. Шкаренко (53) 621.893.096(088.8) (56) 1. Никифоров О.А.. Поэьппение аф фективности масляных систем быстроходных судовых дизелей. Л., "Судостроение", 1970, с. 146.
2. Авторское свидетельство СССР Ф 267247,;,кл. Р 01 M 9/02, 1968../. (54)(57) СПОСОБ СТАБИЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ
МАСЛА ПРИ РАБОТЕ ДВИГАТЕЛЯ путем периодического отбора проб масла, из-мерения значения текущего браковочного .параметра какдой пробы и добавления присадки при достихении минимально допустимого значения браковочного параметра для восстановления функциональных свойств масла, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с цепью снюкения расхода присадки, в качестве браковочного параметра приниуюают отношение текущего значения щелочности масла к минимально допустимому, равное 2,7-3,2.
1084474
Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам стабилизации свойств смазочного масла при работе машин и двигателей, преимущественно двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ стабилизации свойств масла при работе двигателя путем периодического отбора проб масла, измерения значения текущего браковочного параметра каждой пробы, в качестве которого принимают значение щелочности масла, и замены всего отработанного масла на свежее при достижении минимально допустимого значения щелочности масла, равного 0,8-1,2 мг КОН/r масла (1).
Недостаток такого способа — большой расход масла с присадками.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ стабилизации свойств масла при работе двигателя путем периодического отбора проб масла, измерения значения текущего браковочного параметра каждой пробы и добавления присадки при достижении минимально допустимого значения браковочного параметра для восстановления функциональных свойств. масла (2).
К недостаткам известного способа относится большой расход присадки.
Цель изобретения — снижение расхода присадки.
Для достижения поставленной цели согласно способу стабилизацию свойств масла при работе двигателя путем периодического отбора проб масла, измерения значения текущего браковочного параметра каждой пробы и добавления присадки при достижении минимально допустимого значения браковочного параметра для восстановления функциональных свойств масла, в качестве браковочного пара45 метра принимают отношение текущего значения щелочности масла к минимально допустимому, равное 2,7-3,2.з
На фиг. 1 представлен график зависимости износа деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сго алания от отношения текущего значения щелочности масла (С, мг.KOH/r) к минимальному допустимому ее значению (Cpp мг KÎH/r), т.е. от С„/С„ на фиг. 2 — график зависимости отложений на фильтрах, г/ч, от значений отношения С /Сп
Способ осуществляют следующим образом.
При работе двигателя внутреннего сгорания периодически отбирают пробы масла, измеряют значение текущего браковочного параметра каждой пробы, а именно значение щелочности масла С„ в мг КОН/г масла, которое определяют с помощью рН-метра по
ГОСТ 1 1362-76, затем определяют отношение текущего значения щелочности масла С к известному минимально до1 пустимому; ее значению С„, равному
0,8-1,2 мг КОН/г масла, и добавляют присадку при достижении отношением
С /С„ значениЯ, Равного 2,7-3,2, при этом величину доз присадки g„„, кг, и ориентировочную периодичность йФ,ч, отбора проб масла рассчитывают соответственно по формулам (-м(ода <)
V V 1
И С я У(нд1) е о „
Э2 я и с
P 2
0,, Х1 Ы, f2 где и= 1,2..., е — основание натурального логарифма
1п — символ натурального логарифма, С„ и С„ — минимально и максимально допустимые значения щелочности масла, мг KOH/г;
Ч вЂ” количество масла в системе, кг,, †. величина, учитывающая 2 фР адсорбцию присадки на средствах очистки, кг/ч;
® - величина, учитывающая адсорбцию присадки на, средствах очистки, отнесенная к единице объема масла в системе смазки, 1/ч, У,= — -К„ К Ч-М 10.Д Э К - — величина, учитывающая расход присадки из-за угара масла, нейтрализации продуктов окис474 ач„
Р К1 г "З
1ОО-— а
1 Ч 2
Y з 10S4 ления топлива и адсорбции на деталях двигателя, отнесенная к единице объема масла в системе смазки, 1/ч скорость угара масла, кг/ч; содержание серы в топливе, Ж, расход топлива, кг/ч; 10 коэффцциент, зависящий от типа двигателя, абс.ед; величина снижения ще» лочности масла за 15 счет адсорбции на деталях двигателя, кг/ч; коэффициенты, зависящие от типа двигателя. (определяются по ре- jp зультатам стендовых испытаний), скорость поступления загрязнений в масло, кг/ч;
25 скорость поступления механических примесей в масло, отнесенная к единице объема масла в системе смазки,1/ч3
dV
Юф+ dt" +eубыль присацки за счет адсорбции на средствах 35 очистки, угара масла и.диспергирования механических примесей, отнесенная к единице объема масла в системе смазки, 1/ч
9(t) г - — у 1+у
А2 — безразмерный комплекс, характеризующий конструктивные и режимные параметры двигателя
С, — щелочность присадки, мг КОН/r.
Оптимальность предельных значений отношения С„/С„ = 2,7-3,2 подтверждена результатами испытаний предлагаемого способа, проведенных на различных. двигателях внутреннего сгорания.
Как видно из графиков, иллюстри:рующих результаты испытаний и приведенных на фиг. 1 и 2, при отклонении как в меньшую, так и в большую сторону от значений отношения С„/Г =
= 2,7-3,2 резко интенсифицируются " износ деталей и отложения на фильтрах, что и подтверждает оптимальность указанного отношения.
Использование предлагаемого способа позволит обеспечить бессменную работу масла в системе смазки двигателя, снизить расход присадки в
1,5-2 раза по сравнению с известным способом, снизить скорость загрязнения фильтров и увеличить моторесурс двигателя в 1,1-1,2 раза.
084474
l084474
Составитель О. Тугарева
Редактор А. Лежнина Техред Т.Дубинчак Корректор А.Дзятко
Заказ 1952/28
Ь
%, 9
Ф
ГЮ Г 7 7,8 РУ ЮР Х1 ЯГ Р7 Су
Pиа 8 юр
Тираж 502 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4