Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ МЕХАНИЗМОМ , содержащее фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма ведомыми дисками и гидроцилиндры, казвдый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами, отличающееся тем, что, с целью его упрощения, в каждом из гидроцилиндров по меньшей мере один из поршней имеет распределенные по окружности штоки, на которых закреплены концевые нажимные элементы, а ведущие диски муфт, расположенных между поршнем и его концевыми нажимными элементами, имеют охватывающие щтоки отверстия, устройство снабжено дополнительными нажимными элементами, одни из которых закреплены на штоках внешнего поршня одного из гидроцилиндров и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы этого же поршня, а другие закреплены на штоках внутреннего поршня другого гидроцилиндра и взаимодействуют с той же муфтой, что и конi цевые нажимные элементы-внешнего поршня этого же гидроцилиндра. (Л 2. Устройство по п. 1, о т л и С ча юще е с я тем, что в одном из гидроцилиндров корпус имеет окна, внешний поршень связан со штоками посредством радиальных выступов, охватьщаемых окнами, взаимодействующие с концевыми и дополнительными нажимными элементами ведущие диски 00 4 СЛ одной из муфт размещены на наружнбй поверхности корпуса, а ведомые диски, этой же муфты и муфтЫ другого гидроцилиндра связаны между собой звеном. :л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИН

1 (}9) (}1) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ ССОР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРИТИЙ (21) 3525462/25-28 (22) 13. 12.82 (46) 07.04.84. Бюл. Ф 13 (72) И.И.Лившиц и Г.И.Лившиц (53) 621.833.06(088.8) (56) 1. Мазилов Н.Д., Трусов С.М.

Гидромеханические коробки передач.

М., "Машиностроение", 1971, с. 182, фиг. 75. .2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3454781/28, кл. Р 61 H 15/16, 1972 (прототип), (54)(57)1.УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ С. IIJIAHETAFHbIN МЕХАНИЗМОМ, содержащее фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма . ведомыми дисками и гидроцилиндры, каждый из которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью его упрощения, в каждом из гид" роцилиндров по меньшей мере один из поршней имеет распределенные по окруж3(59 I= i6 Н 5/ IS; Â 60 К 17/10;, . Р 16 Н 3/44; Р 16 Н 47/08

\ности штоки, на которых закреплены концевые нажимные элементы, а ведущие диски муфт, расположенных между поршнем и его концевыми нажимными элементами, имеют охватывающие штоки отверстия, устройство снабжено дополнительными нажимными элементами, одни из которых закреплены на штоках внешнего поршня одного из гидроцилиндров и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы этого же поршня, а другие закреплены на штоках внутреннего поршня другого гидроцилиндра и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы внешнего поршня этого же гидроцилиндра.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что в одном из гидроцилиндров корпус имеет окна, внешний поршень связан со штоками посредством радиальных выступов, охватываемых окнами, взаимодействующие с концевыми и дополнительными .нажимными элементами ведущие диски одной из муфт размещены на наружнЬй поверхности корпуса, а ведомые диски. с этой же муфты и муфты другого гидро- цилиндра связаны между собой звеном.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве устройства для управления коробкой передач с планетарным механизмом. 5

Известно устройство для управления коробкой передач с планетарными механизмами, содержащее фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарных механиз- t0 мов ведомыми дисками и гидроцилиндры, каждый As которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором установлен поршень, взаимодействующий с соответствующей муф- 15 той j1) .

Недостатками данного устройства являются сложность конструкции, обусловленная тем, что число гидроцилиндров равно числу фрикционных муфт, à 20 также сложность системы управления из-за наличия в ней согласующих средств.

Наиболее близкое к предлегаемому устройство для управления коробкой 25 передач с планетарным механизмом содержит фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма ведомыми дисками и гидроцилиндры, каждый из j0 которых включает соединяемый с элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски.муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными 35 элементами, взаимодействующимй с соответствующими муфтами.

В устройстве каждый из поршней выполнен в виде полого цилиндра, имеющего на одном конце днище, а на дру-.40 гом концевой нажимной элемент, а каждый из внешних поршней имеет на цилиндрической части окна, охватывающие шпицы ведущих дисков муфт, взаимодействующих с концевыми нажимнымн 45 элементами внутренних поршней. При

1 этом в каждом из гидроцилиндров число поршней равно числу муфт $2) .

Однако известное устройство характеризуется сложностью конструкции, обусловленной тем, что количество те- . лескопических поршней в каждом из гидроцклиндров равно числу взаимодейст- . вующих с этими поршнями муфт.

Цель изобретения — упрощение уст55 ройства.

Указанная .цель достигается тем, что в устройстве пля управления ко15 2 робкой передач с йланетарным механизмом, содержащим фрикционные дисковые муфты с ведущими и связываемыми со звеньями планетарного механизма ведомыми дисками и гидроцилиндры, каждый из когорых включает соединяемый с. элементом коробки корпус, в котором размещены связанные с ним ведущие диски муфт и телескопически установленные поршни с концевыми нажимными элементами, взаимодействующими с соответствующими муфтами, в каждом из гидроцилиндров по меньшей мере один из поршней имеет распределенные по окружности штоки, на которых закреплены концевые нажимные элементы, а ведущие диски муфт, расположенных между поршнем и его концевыми нажимными элементами, имеют охватывающие штоки отверстия, устройство снабжено дополнительными нажимными элементами, одни из которых закреплены на штоках внешнего поршня

1 одного из гидроцилиндров и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы этого же поршня, а другие закреплены на штоках внутреннего поршня другого гидроцилиндра и взаимодействуют с той же муфтой, что и концевые нажимные элементы внешнего поршня этого же гидроцилиццра.

Кроме того, в одном из гидроцилиндров корпус имеет окна, внешний поршень связан со штоками посредством радиальных выступов, охватывае мых окнами, взаимодействующие с концевыми и дополнительными нажииными элементами ведущие диски одной из ! муфт размещены на наружной поверхности корпуса, а ведомые диски этой же муфты и муфты другого гидроцилиндра ,связаны между собой звеном.

На фиг. 1 схематично изображено устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом; на фиг. 2 — то же, вариант исполнения °

Устройство для управления коробкой передач с планетарным механизмом содержит фрикционные дисковые муфты 15,. включающие соответственно ведущие диски 6-10, ведомые диски 11-15, связываемые соответственно со. звеньями 16-20 планетарного механизма, из которых звенья 17 и 18 соединены между собой, гидроцилиндр 21, включающий связываемый с ведущим элементом 22 коробки передач корпуса 23, 1084515 в котором размещены связанные с ним ведущие диски 6 и 7 и телескопически установленные поршни 24 и 25, из которых внутренний поршень 24 имеет нажимной койцевой элемент 26, 5 взаимодействующий с муфтой 1, а внешний поршень 25 имеет распределенные по окружности штоки 27, на которых закрепаены концевые нажимные элементы 28 и дополнительные нажим- 10 ные элементы 29, вариантно взаимодействующие с муфтой 2, а ведущие диски 6 и 7 муфт 1 и 2 имеют охватывающие штоки 27 отверстия,,гидроцилиндр 30 Включающий связы» ваемый с корпусным элементом коробки передач корпус 31, в котором размещены связанные с ним ведущие диски

8-10 и телескопически установленные поршни 32 и -33, из которых внешний 20 поршень 32 имеет концевой нажимной элемент. 34, вариантно взаимодействующий с муфтами 3 и 4, а внутренний поршень 33 имеет распределенные по окружности штоки 35, на которых,закреплены нажимные концевые элементы

36, взаимодействующие с муфтой 5, и дополнительные нажимные элементы

37, взаимодействующие с муфтой 3, а ведущие диски 8 и 9 муфт 3 и 4 имеют зо охватывающие штоки 35 отверстия.

В гидроцилиндре 21 полости 38 и 39, образованные соответственно корпусом

23 и поршнями 25 и 24,а также в гидроцилиндре 30 полости 40 и 41 образованные соответственно корпусом 31

35 и поршнями 32 и 33, связаны с гидросистемой (не показана), подводящей в эти полости под давлением рабочую жидкость или отводящей последнюю из 40 них.

При варианте исполнения устройст..ва (фиг. 2) корпус 23 гидроцилиндра 1 имеет окна 42, внешний поршень 25 связан со штоками 27 посредством радиальных выступов 43, охватываемых окнами 42, взаимодействующими с концевыми и допсщнительными нажимньми элементами 28 и 29 ведущие диски 7 муфты 2 размещены на наружной поверхности корпуса 23, а ведомые диски 12 муфты 2 и ведомые диски 13 муфты 3 связаны между собой звеном

44, соединяемым со звеном 17 плане.тарного механизма. 55

Устройство работает следующим об .раздм.

При отсутствии давления в гидроцилиндрах 21 и 30 все фрикционные муф- ты разомкнуты. При подаче под давлением жидкости в плости 38 и 40 поршень 25, дополнительным нажимным элементов 29 сжимая диски 7 и 12, блокируют муфту 2, а поршень 32, концевым нажимным элементом 34 сжимая диски

9 и 14, блокирует муфту 4, что обеспечивает включение первой передачи. Переключение на вторую передачу осуществляется дополнительной подачей жидкости под давлением в полость 39 гидроцилиндра 21 и в полость

41 между поршнями 32 и 33 гидроцилиндра 30. С ростом давления в полости

39 поршень 24 перемещается и, сжимая концевым нажимным элементом 26 диски

6 и 11, блокирует муфту 1. При этом, поскольку давление на поршень 25 начинает действовать с его обеих сторон, усилие сжатия дисков 7 и 12 муфты 2 снижается синхронно с повышением давления в полости 39, что обеспечивает плавность переключения передачи. При выравнивании давлений в полостях 38 и 39 поршень 25 урав- . новешивается и отводится от муфты

2 под действием ее разводящих упругих элементов (не показаны). С ростом давления в полости 41 поршень 33 перемещается и, сжимая концевым нажимным элементом 36 диски 10 и 15, блокирует муфту 5. Синхронно с повышением давления в полости 41 снижается усилие сжатия дисков 9 и 14 муфты 4, что обеспечивает ппавность переключения передачи. С выравниванием давления в полостях 41 и 40 поршень 32 уравновешивается и отводится в исходное положение под действием разведенных упругих элементов (не показаны) муфты 4.

При переключении на третью пере,дачу полости 38 и 39 гидроцилиндра

21 остаются под давлением и состояние муфт 1 и 2 не изменяется, а полость 40 гидроцилиндра 30 соединяется со сливом. С уменьшением давления в полости 40 под действием дав» ления в полости 41 поршень 32 перемещается так, что концевой и дополнительный нажимные элементы 34 и 37, сжимая диски 8 и 13, блокируют муфту

3. При этом система поршней 32 и 33, сжимающих муфту 3 с противоположных сторон, уравновешивается, а муфта

5 под действием разводящих упругих

1084515 элементов (не показаны) разблокируется синхронно с блокировкой муфты

3. При переключении на четвертую передачу полости 38 и .41 соединяются со сливом при сохранении давления 5 в полости 39, вследствие чего поршни

25 и 24 перемещаются в противоположные стороны, при этом концевой нажимной элемент 28 сжимает диски 7 и 12, а концевой нажимной элемент 26 — дис- 10 ки 6 и 11, что приводит к синхронной блокировке муфт 1 и 2.

При подаче давления в полости

38, 40 и 41 поршень 25, дополнительным нажимным элементом 33, концевым нажимным элементом 36, сжимая диски

10 и 15 блокирует муфту 5 (при этом поршень 32 уравновешен одинаковыми давлениями с обеих его сторон), что обеспечивает включение пятой передачи.

Переключение на шестую передачу осуществляется при подводе жидкости под давлением в полость 39 и соединении полости 41 со сливом. При этом поршень 24, концевым нажимным элементом 26 сжимая диски 6 и 11, блокирует муфту 1, в то время как поршень

25, уравновешенный одинаковыми давлениями с его обеих сторон, не препятствует синхронной разблокировке муфты 2. В то же время поршень 32, концевым нажимным элементом 34 сжимая диски 9 и 14, блокирует муфту 4, а поршень 33, смещаясь навстречу поршню 32, уменьшает усилие нажатия концевого нажимного элемента 36 на диски 10 и 15, обеспечивая синхронную разблокировку муфты 5.

Обратное переключение передач происходит в обратном порядке.

Использование в устройстве дополнительных нажимных элементов позволя- ет уменьшить количество поршней в гидроцилиндрах и, следовательно, упростить его конструкцию.

108451 5

Ф! Л44И37 1И Л34 У

Составитель О. Косарев

Редактор А Orap Техред Л Микеш Корректор М, Шароши

Заказ 1961/30 Тираж 913. Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4