Электронные часы для учебных заведений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ,содержащие генератор , делитель частоты, счетчик времени , индикатор времени, программное устройство, формирователь сброса, схему управления звонком, причем выход генератора через делитель соединен со счетным входом счетчика времени , первая группа выходов которого соединена с входами индикатора времени , а вторая - с первой группой входов программного устройства, выход формирователя сброса соединен с дами установки в делителя и счетчика времени, отличаютциес я тем, что, с целью повьшения точности планирования учебного процесса , в них введены триггер, счетчик , индикатор Занятие, индикатор Перемена, индикатор номера Занятие , Перемена, причем выход счетчика времени соединен с входом установки в 1 триггера, вход установки в О которого соединен с выходом программного устройства, единичный выход триггера соединен с первым входом формирователя сброса и входом индикатора Перемена, нулевой выход триггера соединен с вторым Входом формирователя сброса и входом индикатора Занятие, счетный йход счет (Л чика подключен к одному из выходов триггера, первая группа выходов счетчика соединена с второй группой входов .программного устройства, вторая группа выходов счетчика соединена с входами индикатора номера Занятие, Перемена. о эо 4;: 0

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (р G 04 С 3/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ l"

Н ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

;1

Ф

° ««

° ° (21) 2992469/18-10 (22) 05.09.80 (46) 07.04.84. Бюл. N 13 (72) M.È. Раймуев (53) 681.116.9(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 591801, кл. G 04 G 23/02, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

N - 315155, кл. G 04 G 3/00., 1971 (прототип). (54)(57) 1. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ дУщ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, содержащие генератор, делитель частоты, счетчик времени, индикатор времени, программное устройство, формирователь сброса, схему управления звонком, причем вы- . ход генератора через делитель соединен со счетным входом счетчика времени, первая группа выходов которого соединена с входами индикатора времени, а вторая — с первой группой входов программного устройства, выход формирователя сброса соединен с входами установки в "0" делителя и счетчика времени, о т л и ч а ю щ и е— с я тем, что, с целью повьппения точности планирования учебного процесса, в них введены триггер, счетчик, индикатор "Занятие", индикатор

"Перемена", индикатор номера "Занятие", "Перемена", причем выход счетчика времени соединен с входом установки в "1" триггера, вход установве и ки в 0 которого соединен с выходом программного устройства, единичный выход триггера соединен с первым входом формирователя сброса и входом индикатора "Перемена", нулевой выход триггера соединен с вторым входом формирователя сброса и входом индикатора "Занятие", счетный вход счетчика подключен к одному из выходов триггера, первая группа выходов счет. чика соединена с второй группой входов .программного устройства, вторая группа выходов счетчика соединена с входами индикатора номера

"Занятие", "Перемена".

1084721

2. Часы по п.1, о т л и ч а ю— щ и е с я тем, что входы схемы управления звонком соединены с нулевыФ

Изобретение относится к приборостроению, а именно к электронным часам, и может быть использовано в учебных заведениях.

Известны электронные часы с ,программным устройством, содержащие последовательно включенные генератор, усилитель частоты счетчика текущего времени с дешифраторами и индикаторы текущего времени, а также звуковой сигнализатор, узел ввода команд, узел хранения команд, блок хранения дополнительной информации,(1) .

Недостатком указанных часов является нх сложность и то, что они показывают текущее время, что создает неудобства в определении времени занятий и перемен и снижает точность планирования учебного процесса.

Наиболее близкими к предлагаемым являются электронные часы, содержащие генератор, делитель частоты, счетчик времени, индикатор времени, программное устройство, формирователь сброса, схему управления звон- . ком, причем выход генератора через делитель соединен со счетным входом ечетчика времени, первая группа выходов которого соединена с входами .индикатора времени, а вторая группа выходов счетчика времени соединена с первой группой входов программного устройства, выход формирователя сброса соединен с входами установки в нуль делителя и счетчика времени f2) .

Недостатком известных часов является то, что они показывают текущее время, что создает неудобства в определении времени занятий и перемен и снижает точность планирования учебного процесса.

Цель изобретения — повыщение точности планирования учебного процесса.

Поставленная цель достигается

1 тем, что в электронные часы для учебных заведений, содержащие генератор,. ми выходами соответствующих разрядов делителя частоты и нулевым выходом счетчика времени.

2 делитель частоты, счетчик времени, индикатор времени, программное устройство, формирователь сброса, схему управления звонком, причем выход генератора через делитель соединен со счетным входом счетчика времени, первая группа. выходов которого соединена с входами индикатора времени, а вторая — с первой группой входов

1п программного устройства, выход формирователя сброса соединен с входами установки в "0" делителя и счетчика времени, введены триггер, счетчик, индикатор "Занятие", индикатор

"Перемена", индикатор номера "Занятие", "Перемена", причем выход счетчика времени соединен с входом установки в "1" триггера, вход установки в "0" которого соединен с выходом программного устройства, единичный выход триггера, соединен с первым входом формирователя сброса и входом индикатора "Перемена", нулевой выход триггера соединен с вторым вхо25 дом формирователя сброса и входом индикатора "Занятие", счетный вход счетчика подключен к одному из выходов триггера, первая группа выходов счетчика соединена с второй группой входов программного устройства, вторая группа выходов счетчика соединена с входами. индикатора номера

"Занятие", "Перемена".

Входы схемы управления звонком

35 соединены с нулевыми выходами соответствующих разрядов делителя частоты и нулевым выходом счетчика времени.

На чертеже приведена структурная, схема электронных часов для учебных заведений.

Часы содержат генератор 1, делитель 2 частоты, счетчик 3 времени, 45 индикатор 4 времени, программное устройство 5, триггер б, формирователь 7 сброса, счетчик 8, индикатор

"Занятие" 9, индикатор "Перемена" 10, 1084721

3 индикатор номера "Занятие", "Перемена" 11, схему управления звонком 12.

Выход генератора 1 через делитель.2 частоты соединен со счетным входом счетчика 3 времени, первая группа выходов которого соединена с входами индикатора 4 времени. Вторая группа выходов счетчика 3 времени соединена с первой группой входов программного, устройства 5, Выход фор- 10 мирователя 7 сброса соединен с вхо- . дами установки в "О" делителя 2 частоты и счетчика 3 времени. Выход счетчика 3 времени соединен с входом установки триггера 6 вход установки 15 в "0" которого соединен с выходом программного устройства 5. Единичный выход триггера 6 соединен с первым входом формирователя 7 сброса счетным входом счетчика 8 и входом инди- 20 катора "Перемена" 10. Нулевой выход триггера 6 соединен с вторым входом формирователя 7 сброса и входом индикатора "Занятие" 9. Первая группа выходов счетчика 8 соединена с вто- 25 рой группой входов программного устройства 5. Вторая группа выходов счетчика 8 соединена с входами индикатора номера "Занятие", "Перемена"

ВыхОды нулевого сОстояния cooT= 3p ветствующих разрядов делителя 2 частоты соединены с соответствующими входами схемы управления звонком 12, выход нулевого, состояния счетчика 3 времени соединен с входом схемы управления звонком 12.

Счетчик 3 времени представляет из себя счетчик с дешифратором, на выходах которого обеспечивается формирование сигналов управления индикатором, сигнала о нулевом состоянии счетчика, сигнала об окончании занятия и сигналов с дискретом длительности перемен (например, 5 10, 15, 120, 25 и 30 и т.д. минут). 45

Счетчик 8 номера занятий, перемен представляет из себя также как и счетчик 3 времени счетчик с дешифратором.

Прогрйммное устройство 5 может gp быть выполнено на элементе И-ИЛИ, при этом в соответствии с сигналом о номере занятия, перемены, поступающим с выхода счетчика 8, на его вторую группу входов на выходе обес- 55 печивается формирование сигнала длительности перемен в ходе учебного. дня, Формирователь 7 сброса может быть выполнен на основе дифференцирующих элементов.

Схема управления звонком 12 может быть выполнена на основе элемента 11.

Устройство работает следующим образом.

При включении питания часов дели1 тель 2 частоты, счетчик 3 времени, триггер 6 и счетчик 8 номера занятий, перемен сигналом с выхода формирователя 7 сброса (связи не показаны) устанавливаются в нулевое состояние, причем делитель 2 частоты и счетчик

3 времени не работают, например, удерживаются в нулевом состоянии сигналом нулевого состояния счетчика 8, поступающим с его выхода на делитель 2 частоты, причем одновременно данный сигнал поступает и на вход схемы управления звонком 12, запрещая его выдачу (связи не показаны). При этом индикатор 4 времени отображает нулевое состояние счетчика 3 времени, горит индикатор

"Занятие" 9, погашен индикатор "Перемена" 10, индикатор номера "Занятие", "Перемена" 11 отображает нулевое состояние счетчика 8. С началом первого занятия по команде, например, от кнопки (не показано) записывается единица в счетчик 8 номера занятия, перемены. При этом снимается запрещающий сигнал со схемы управления звонком и разрешается работа делителя 2 частоты. Звенит звонок. Длительность звучания звонка определяется частотой генератора 1 и задается подключением соответствующего числа старших разрядов делителя 2 частоты.

Выходной сигнал делителя 2 частоты поступает на вход счетчика 3 времени, при этом на индикаторе 4 отображается текущее время занятия, а на индикаторе 11 — номер занятия. После истечения времени занятия на выходе счетчика 3 времени формируется сигнал окончания занятия, которыи устанавливает триггер 6 в единичное состояние. Формирователь 7 сброса выделяет момент срабатывания триггера 6 и формирует на своем выходе сигнал, по которому делитель 2 частоты и счетчик 3 времени устанавливаются в нулевое состояние. Звенит звонок, извещающий об окончании занятия.

Индикатор "Занятие" при этом погашен и горит индикатор "Перемена", г

1084721

Составитель В. Калинин

Редактор С. Квятковская Техред N.Tenep Корректор В. Синицкая

Заказ 1995/40 Тираж 408 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 на индикаторе 11 отображается номер перемены. Счетчик 3 времени производит отсчет времени перемены.

Длительность перемены задается программным устройством 5, которое по сигналам с выхода счетчика 8 раз- решает прохождение соответствующего сигнала с второй группы выходов счетчика 3 времени на выход программно" гр устройства 5 и, следовательно, на 10 вход установки в нуль триггера 6.

Формирователь, сброса 7 выделяет момент срабатывания триггера 6 и формирует на своем выходе сигнал, по которому устанавливаются в нулевое 15 состояние делитель 2 частоты и счетчик 3 времени. Одновременно по сигналу с единичного выхода триггера 6 осуществляется запись единицы в счетчик 8, гаснет индикатор "Переме- 20 на" и загорается индикатор "Занятие !

На индикаторе времени отображается текущее время занятия, на индикаторе 11.- порядковый номер занятия.

В дальнейшем цикл работы часов повторяется. После окончания последнего занятия и выдачи звонка часы отключаются (схема выключения часов не показана).

Электронные часы более удобны в эксплуатации, так как позволяют легче ориентироваться во времени в ходе учебного процесса за счет наличия индикатора "Занятие" и "Перемена" и номера занятия, перемены и отсчет текущего времени. занятия и перемены, что в конечном счете повышает точность планирования учебного процесса.

Часы могут использоваться как автономно, так и совместно с часами, отображающими текущее:время.