Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРОСИСТЕМА МАСЛОПИТАНИЯ И ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая замкнутый контур гидротрансформатора , включающий теплообменник и насос подпитки, циркуляционный контур коробки передач, включающий вспомогательный питающий насос, подсоединенный главной магистралью к коробке передач и гидротрансформатору , откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и гидробак, контур гидропривода вентилятора, имеющий гидронасос, вч:асывающая магистраль которого подключена к гидробаку, напорную гидролинию , гидродвигатель, сливную гидролинию гидродвигателя и гидрораспределитель с подпружиненным золотником , имеющий линию слива и управляющую полость,отличающаяс я тем, что, с целью повышения экономичности и снижения веса гидромеханической передачи, сливная гидрос (О линия гидродвигателя подключена к главной магистрали через обратный (Я клапан, а перед обратным клапаном установлен упомянутый гидрораспределитель , линия слива и управляющая полость которого подключены к гидробаку и главной магистрали соответственно . 00 СП 00 О5

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1085861

3(59

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИИ с

-A fEtiihjp.

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3534437/27-11 (22) 07. 01. 83 (46) 15.04.84. Бюл. И 14 (72) Н.М. Нишчик, F..Â. Нишчик, А.Н, Митяненко и А.С. Панченко (71) Минский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции автомобильный завод (53) 621.226.5(088.8) (56) 1. Колесное шасси МАЗ-543 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., Военгиз, 1977, с. 102 (прототип). (54)(57) ГИДРОСИСТЕМА МАСЛОПИТАНИЯ

И ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая замкнутый контур гидротрансформатора, включающий теплообменник и насос подпитки, циркуляционный контур коробки передач, включающий вспомогательный питающий насос, подсоединенный главной магистралью к коробке передач и гидротрансформатору, откачивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и гидробак, контур гидропривода вентилятора, имеющий гидронасос, всасывающая магистраль которого подключена к гндробаку, напорную гидролинию, гидродвигатель, сливную гидролинию гидродвигателя и гидрораспределитель с подпружиненным золотником, имеющий линию слива и управляющую полость, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения экономичности и снижения веса гидромеханической передачи, сливная гидролиния гидродвигателя подключена к главной магистрали через обратный клапан, а перед обратным клапаном установлен упомянутый гидрораспределитель, линия слива и управляющая полость которого подключены к гидробаку и главной магистрали соответственно.

1085861

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в гидросистемах маслопитания и охлаждения гидромеханических передач большегрузных автомобилей.

Известна гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства, содержащая замкнутый контур гидротрансформатора, включающий теплообменник и 10 насос подпитки, циркуляционный контур коробки передач, включающий вспомогательный питающий насос, подсоединенный главной магистралью к коробке

Э передач и гидротрансформатору, отка- 15 чивающий насос, подключенный к поддону коробки передач, теплообменник и гидробак, контур гидропривода вентилятора, имеющий гидронасос, всасывающий магистраль которого подключе- 20 на к гидробаку, напорную гидролинию гидродвигатель, сливную гидролинию гидродвигателя и гидрораспределитель с подпружиненным золотником, имеющий линию слива и управляющую полость(1). 25

Недостатками известной гидросистемы являются большое число насосов, большие затраты мощности на их привод, значительный расход металла.

- Цель изобретения — повышение экономичности, снижение веса гидромеханической передачи.

Указанная цель достигается тем, что в гидросистеме маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства сливная гидролиния гидродвигателя подключена к главной магистрали через обратный клапан, а перед обратным клапаном уста40 новлен упомянутый гидрораспределитель, линия слива и управляющая полость которого подключены к гидробаку и главной магистрали соответственно.

На чертеже представлена схема предлагаемой гидросистемы маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства.

Укаэанная гидросистема состоит из замкнутого контура гидротрансформатора 1, включающего теплообменник

2 с предохранительным клапаном 3 и насос 4 подпитки, циркуляционного контура коробки 5 передач, включающего вспомогательный насос 6, подключенный через обратный клапан 7 к главной магистрали 8, содержащей филььтр 9 и регулятор 10 главного .давления, которая через механизм 11 управления подсоединена .к коробке

5 передач н к гидротрансформатору откачивающий насос 12, подключенный каналом 13 к поддону 14, теплообменник 15 с предохранительным клапаном

16, сливной канал 17 теплообменника

15, гидробак 18; контура гидропривода вентилятора системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащего гидронасос t9, всасывающая магистраль 20 которого подключена к гидробаку 18,напорную гидролинию 21, гидродвигатель 22, сливную гидролинию 23, подключенную через обратный клапан 24 к главной магистрали 8, и гидрораспределитель 25, содержащий золотник 26, пружину 27, управляющую полость 28, подсоединенную каналом 29 к главной магистрали 8, и линию слива 30, подключенную к гидробаку 18, Напорная гидролиния 21 и сливная гидролиния 23 соединены каналом 31, в котором установлен перепускной клапан 32.

Гидротрансформатор 1 содержит входной вал 33, а коробка 5 передач — выходной. вал 34.

Предлагаемая гидросистема работает следующим образом.

При вращении входного вала 33, кинематически связанного с валом двигателя (не показан), насос 4 подпитки, имеющий механический привод от входного вала 33, забирает жидкость из теплообменника 2 и подает его в гидротрансформатор 1, откуда она снова поступает в теплообменник

2, обеспечивая таким образом циркуляцию жидкости в замкнутом контуре гидротрансформатора.

На стоянке транспортного средства при работающем двигателе, когда вращается входной вал 33, от котороt

ro приводятся во вращение откачивающий насос 12 и гидронасос 19, питание главной магистрали 8 осуществляется гидронасосом 19, который по магистрали 20 забирает жидкость из гид-. робака 18, по напорной гидролинии

21 подает ее к гидродвигателю 22, в котором потенциальная энергия давления преобразуется в механическую энергию вращательного движения, поглощаемую вентилятором системы охлаждения, и дальше — в сливную гидролинию 23, откуда через гидрораспрецелитель 24 и обратный клапан 24 жидкость поступает в главную магистраль 8, при этом золотник 26 гидрораспределителя 25 удерживается пружиной 27 в левом крайнем положении (по чертежу), обеспечивая проход жидкости в главную магистраль, а клапан 7 закрыт.

По главной магистрали 8 жидкость через фильтр 9 поступает в механизм

11 управления на питание, смазку и охлаждение коробки 5 передач и грэдпитку контура гидротрансформатора 1.

Давление в главной магистрали 8 поддерживается регулятором 10 главного давления.

Отработанная жидкость сливается в поддон 14, откуда по каналу 13 откачивающим насосом 12 подается через теплообменник 15 и сливной канал 17 в гидробак 18. На этом режиме тейловыделение в гидротрансформаторе и коробке передач минимальное и теплообменники 2 и 15, обдуваемые вентилятором (не показан), приводимым во вращение гидродвигателем 22, работают с низкой тепловой нагрузкой, обеспечивая соответствующий теплосъем= от гидротрансформатора 1 и коробки 5 передач.

При движении транспортного средства выходной вал 34, кинематически связанный с колесами (не показаны), приводит во вращение вспомогательный насос 6, который вместе с гидронасосом 19 подает жидкость через клапан 7 в главную магистраль. На рабочих режимах подача вспомогательного насоса 6 возрастает настолько, 085861 4 что обеспечивает потребности главной магистрали 8. При этом золотник

26 гидрораспределителя 25 давлением жидкости, подвопимым по каналу 29 из главной магистрали 8 в управляющую полость 28, передвигается вправо (по чертежу), сжимая пружину 27, и открывает проход жидкости из сливной гидролинии 23 в линию слива 30, !

О соединенную с гидробаком 18, одновременно перекрывая проход в главную магистраль, обратный клапан 24 закрывается. Гидронасос 19 работает только на гидродвигатель 22, обеспе15 чивая максимальную частоту вращения вентилятора и высокую эффективность охлаждения рабочей жидкости в теплообменниках 2 и 15. При возрастании давления на входе в теплообменники 2

2р и 15 предохранительные клапаны соответственно 3 и 16 открываются и пропускают жидкость на слив, минуя теплообменники.

Подсоединение сливной гидролинии

25 гидродвигателя к главной магистрали позволяет исключить основной пита- . ющий насос и обеспечивать работу гидросистемы вспомогательным насосом и подачей жидкости из контура гидроЗп привода вентилятора, что повышает экономичность и снижает вес гидромеханической передачи.

Кроме того, установка гидрораспределителя в сливной гидролинии-контура гидропривода позволяет на рабочих режимах обеспечивать высокую эффективность охлаждения рабочей жидкости гидромеханической передачи.

1085861

Составитель В. Мамедов

Р едактор М. Келемеш Техред M.Íàäü Корректор М. Шароши

Заказ 2146/17 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4