Шлюпочный гак
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ШЛЮПОЧНЫЙ ГАК, содержащий стойку с параллельными щеками, на которых установлен двуплечий поворотный крюк с центральной осью поворота, причем на одном плече крюка расположено захватное устройство для лопаря шлюпбалки , а на другом - хвостовик, взаимодействующий с механизмом раскрытия, включающим стопорный рычаг, сопрягаемый с хвостовиком и кинематически связанный с приводом раскрытия, при этом кинематическая связь включает гибкую тягу, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности спуска плавучего средства путем освобождения его от нагруженных лопарей шлюпбалок, крюк снабжен опрокидывающим противовесом, расположенным в его верхней части со стороны, противоположной зеву и юсн поворота, а механизм раскрытия выполнен с жестко закрепленным на поворотном валу, установленном на щеках, профилированным кулачком, взаимодействующим со стопорным рычагом, при этом упомянутый поворотный вал снабжен рычагом и противовесом, с которым он связан посредством указанной гибкой тяги, а упомянутый рычаг соединен с приводом раскрытия. 2. Шлюпочный гак по п. 1, отличаюS щийся тем, что на поворотном валу и его (Л рычаге установлены рукоятки, а стопорный рычаг снабжен роликом.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1085888 (ц В 63 В 23/58
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3538381/27-11 (22) 10.01.83 (46) 15.04.84. Бюл. № 14 (72) А. В. Лизунов, В. И. Васеха и Ю. И. Никифоров (53) 621.86.061.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 468830, кл. В 63 B 23/58, 1972 (прототип) . (54) (57) 1. ШЛЮПОЧНЫЙ ГАК, содержащий стойку с параллельными щеками, на которых установлен двуплечий поворотный крюк с центральной осью поворота, причем на одном плече крюка расположено захватное устройство для лопаря шлюпбалки, а на другом — хвостовик, взаимодействующий с механизмом раскрытия, включаю»цим стопорный рычаг, сопрягаемый с хвостовиком и кинематически связанный с приводом раскрытия, при этом кинематическая связь включает гибкую тягу, отличающий ся тем, что, с целью повышения надежности спуска плавучего средства путем освобождения его от нагруженных лопарей шлюпбалок, крюк снабжен опрокидываю»цим противовесом, расположенным в его верхней части со стороны, противоположной зеву и oc»» поворота, а механизм раскрытия выполнен с жестко закрепленным на поворотном валу, установленном на щеках, профилированным кулачком, взаимодействуюшим со стопорным рычагом, при этом упомянутый поворотный вал снабжен рычагом и противовесом, с которым он связан посредством указанной гибкой тяги, а упомянутый рычаг соединен с приводом раскрытия.
2. Шлюпочный гак по п. 1, отличаю uucÿ тем, что на поворотном валу и его рычаге установлены рукоятки, а стопорный рычаг снабжен роликом.
1085888
Изобретение относится к судостроению, в частности к спуско-подъемным устройствам, используемым для спуска бортовых плавучих средств.
Известен шлюпочный гак, содержащий стойку с параллельными щеками, на которых установлен двуплечий поворотный крюк с центральной осью поворота, причем на одном плече крюка расположено захватное устройство для лопаря шлюпбалки, а на другом — хвостовик, взаимодействующий с механизмом раскрытия, включающим стопорный рычаг, сопрягаемый с хвостовиком и кинематически связанный с приводом раскрытия, при этом кинематическая связь включает гибкую тягу (1) .
К недостаткам известного шлюпочного гака относится то, что он не обеспечивает освобождение плавучего средства от нагру.женных лопарей шлюпбалок, т. е. в положении, когда плавучее средство еще не коснулось воды или при спуске его на ходу судна.
Цель изобретения — повышение надежности спуска плавучего средства путем освобождения его от нагруженных лопарей шлюпбалок.
Для достижения указанной цели в шлюпочном гаке, содержащем стойку с параллельными щеками, на которых установлен двуплечий поворотный крюк с центральной осью поворота, причем на одном плече крюка расположено захватное устройство для лопаря шлюпбалки, а на другом — хвостовик, взаимодействующий с механизмом раскрытия, включающим стопорный рычаг, сопрягаемый с хвостовиком и кинематически связанный с приводом раскрытия, при этом кинематическая связь включает гибкую тягу, крюк снабжен опрокидывающим Ipoтивовесом, расположенным в его верхней части со стороны. противоположной зеву и оси поворота, а механизм раскрытия выполнен с жестко закрепленным на поворотном валу, установленном на щеках, профилированным кулачком, взаимодействующим со стопорным рычагом, при этом упомянутый поворотный вал снабжен рычагом и противовесом, с которым он связан посредством указанной гибкой тяги, при этом упомянутый рычаг соединен с приводом раскрытия.
Кроме того, на поворотном валу и его рычаге установлены рукоятки, а стопорный рычаг снабжен роликом.
На фиг. изображен предлагаемый шлк>почный гак, закрытое положение; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 - вид A на фиг. 1; на фиг. 4 — - шлюпочный гак, раскрытое положение.
Шлюпочный гак содержит стойку 1 с двумя параллельными щеками 2, между которыми в верхней части. свободно уста5
45 новлен на неподвижной оси 3 крюк 4 с захватным устройством 5 и хвостовиком 6, выполненный в форме диска с осью поворота в центре. Под крюком на неподвижной оси 7 между щеками свободно установлен одноплечий рычаг 8 с упором 9, взаимодействующим с хвостовиком 6 и опирающимся на расположенный под ним между щеками профилированный кулачок 10, жестко закрепленный на поворотном валу
11. Упор 9 и хвостовик 6 выполнены со скосом. На вал 11 за одной щекой жестко насажена рукоятка 12, а за другой — рычаг 13, к которому шарнирно закреплены трос 14 привода раскрытия гака и трос 15, соединяющий рычаг 13 через блок 16, прикрепленный к щеке, с противовесом 17, служащим для приведения и удержания кулачка 10 в рабочем положении и имеющим ограждение 18, закрепленное к щеке стойки. На рычаге 13 закреплена складная рукоятка 19. На упоре 9 рычага 8 смонтирован на неподвижной оси 20 ролик 21, облегчающий поворот крюка в ра бочее положение. Отверстие 22 для прохода щек 2 и рычага 13 через наружную поверхность плавучего средства закрыто водонепроницаемым кожухом 23. приваренным к щекам и закрепленному на плавучем средстве. Рукоятки 12 и 19 предназначены для поворота кулачка 10 изнутри и снаружи плавучего средства.
Шлюпочный гак работает следующим образом.
Освобождение плавучего средства от разгруженных лона рей шлюпбалок, имеющее место в положении, когда плавучее средство опущено на воду и плавает, а лопари шлюпбалок ослаблены. выполняется непосредственно поворотом рукоятки 12 снаружи или поворотом рычага 13 рукоят;-<ой 19, или дистанционно путем натяжения троса 14 изнутри плавучего средства. В результате поворачивается вал 11 с кулачком 10, освобожденный рычаг 8 под действием собственного веса разворачивается на оси 7, выходя из взаимодействия с хвостовиком 6 крюка 4, который под действием опрокидывающего противовеса, расположенного в его верхней части со стороны, противоположной зеву и оси по ворота, поворачивается на оси 3, освобождая концевое звено лопаря. Противовес 17 при этом движется вверх.
Освобождение плавучего средства от нагруженных лопарей шлюпбалок, т. е. в положении, когда плавучее средство еще не коснулось воды или при спуске его на ходу судна, выполняется поворотом рычага 13 дистанционно путем натяжения троса 14, а гак при этом работает, как описано. В этом положении поворот крюка 4 осуществляется под действием силы веса, приложенной к лопарю и крюку.
1085888 г.2
Закрепление концевого звена на шлюпочном гаке, имеющее место при подъеме плавучего средства, производится укладкой звена в открытый зев крюка. Затем поворачивается крюк 4 в сторону закрывания до упора звена в щеки 2 стойки 1. Ролик
21, прижатый к наружной поверхности крюка 4, вращается на оси 20, облегчая поворот крюка. Кулачок 10 под действием противовеса 17 разворачивает в верхнем направлении рычаг 8, упор 9 которого 10 входит в зацепление с хвостовиком 6, и стопорит крюк 4. Противовес 17 опускается в нижнее положение.
Использование изобретения, способного освобождать спускаемую шлюпку как от разгруженных, так и от нагруженных лопарей шлюпбалок, позволяет спускать спасательную шлюпку на ходу и на стоянке судна и при аварийном зависании ее над водой. Это повышает надежность спуска спасательных шлюпок и эффективность проведения спасательных операций. Изобретение позволяет выполнить на спасательных шлюпках, проектируемых и строящихся в СССР, требования Международной
Конвенции по охране человеческой жизни на море «СОЛАС вЂ” 74».
1085888
Редактор М. Кслсмсгн
Заказ 2150 19
Составители Ю. (poB
Текред И. Всрес Корректор И Эрдси1и
Тираж 455 1!одписнос
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4