Способ получения высокооктанового бензина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА путем каталитического риформинга бензиновых фракций с подачей исходного сырья и водородсодержащего газа через каскад реакторов с промежуточным подогревом газопродуктовой смеси и получением целевого в течение межрегенерационного периода, отличающийся тем, что, с целью повьппения выхода целевого продукта, процесс проводят при непрерывном повышении температуры конца кипения исходного сырья от 180 до в течение межрегенерационного периода .
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
°,Н«
РЕСПУБЛИК .
09) (11) у С 10 G 35/04 ....
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Н АВТОРОНОНЪ CBHBBIWlhCTBV -".р
А (21) 3570407/23-04 (22) 31.03.83 (46) 15.04.84. Бюп. Я 14 (72) Г.Б. Рабинович и М.Н. Беркович (7 1) Куйбышевский ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт им. В.В. Куйбьппева (53) 665.644.4 (088.8) (56) 1. Сулимов А.,Ц. Каталитический риформннг бензинов. М., "Химия", 1973, с. 89.
2. Там же, с. 98 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА путем каталитического риформинга бензиновых фракций с подачей исходного сырья и водородсодержащего rasa через каскад реакторов с промежуточным подогревом газопродуктовой смеси и получением целевого продукта в течение межрегенерационного периода, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения выхода целевого продукта, процесс проводят при непрерывном повышении температуры конца кипения исходного сырья от 180 до 210 С в течение межрегенерационного периода.
1086008
Изобретение относится к способам получения высокооктанового бензина
9 путем каталитического риформинга и может быть использовано на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефте- 5 химической промьппленности, Известны способы получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга, заключающиеся в том, что сырье (фракция 85-180 C) в смеси с водородсодержащим газом пропускают последовательно через каскад реакторов риформинга с промежуточным нагревом газопродуктовай смеси 1 ).
Недостатком таких способов является неизбежное снижение селективl ности процесса во времени, вызванное дезактинацией катализатора. В результате выход риформинг-бензина 26 во времени существенно снижается.
Наиболее близким к изобретению является способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга бензиновых фракций, согласно которому нрямогонную бензиновую фракцию 85-180 С в смеси с водородсодержащнм газом последовательно нагревают в сырьевом теплоабменнике н печи и пропускают через ЗО каскад реакторов риформинга с промежуточным нагревом газопродуктовой смеси с получением целевого продукта в течение мсжрегенерационного периода (2 ).
Недостаток способа заключается н ограничении температуры конца кипения сырья, что вызвано стремлением избежать резкого эакаксонывания катализатора и обеспечить заданный межрегенерационный пробег установки.
Однако н этом случае существенно снижаются ресурсы сырья процесса каталитического риформинга.Дезактивацию ка.тализатора риформинга во времени ком-. „ пенсируют повьппением температуры на входе в реакторы, что .приводит к значительному ухудшению селективности процесса и снижению выхода риформинг-бензина„
Целью .эобретения является ловы шепие н.„,,;-ода целевого пзодукта., Поставлен:aa цель достигается спо-собом получения высокооктанового бензина путем каталитического ри-форминга бензиновых фракций с пода55 чей исходного сырья и вадородсодержащего газа через каскад реакторов с промежуточным подогревом газопродуктовай смеси и получением целевого продукта в течение межрегенерацгонного периода с проведением процесса при непрерывном повышении температуры конца кипения исходного сырья от
180 да 210 С в течение межрегенераО ционнога периода.
На установках каталитического риформинга широких бензиновых фракций в качестве сырья используют пряо моганные бензиновые фракции 85-180 С или 62-180 С. Выбор пределов выкипания сырья (фракционного состава) осуществляется исходя из требований по стабильности работы катализатора и селектинности рифармиравания сырья. Так, стабильность работы ка° ° ализатора тем выше, чем ниже темература конца кипения, а селективность тем выше, чем выше температура начала кипения и температура конца кипения сырья, т.е. с увеличением мол. массы сырья селективность процесса растет, а стабильность работы катализатора снижается. Б то же время скорость коксообразования на катализаторах. риформинга но времени очень изменяется — она максимальна в начальный (пусковой) период работы установки и минимальна в конце цикла.
Следовательно, чувствительность катализатора к изменению фракционного сос. тана сырья во времени также значительно изменяется. Увеличение температуры конца кипения сырья (утяжеленче сырья) при работе на закоксованном катализаторе приводит к заметному улучшению селективнос ти процесса, так как скорость ароматизации существенна возрастает с увеличением мол. массы реагирующих
yx ëåâîäîðñùoâ, н то время как стабильность работы катализатора изменяется несущественно. Даже н относительно мягких условиях рифармирования высокомолекулярные нафтенавые. и парафиновые угленодорацы и актически полностью превращаются н ароматические. Поэтому при получении компонента автомобильного бензина с заданным октановым числам па мере увеличения конца кипения сырья жесткость процесса снижается и, следовательно, селективность возрастает.
При работе с неизменным фракционным составом сырья с;..-..няение активности катализа,"oðà zo времени кампенсиp t повышением температур на входе в реакторы риформинга. Такое ужесаИз приведенных в таблице данных видно, что наиболее целесообразно осуществлять способ в процессе каталитического риформинга с использованием полиметаллических катализаторов серии КР, обладающих повьппенными активностью, стабильностью и селективностью в сравнении с каталиэатоз ° 10860 чение режима приводит к росту креки- рующей активности катализатора, скорости его закоксовывания и влечет за собой снижение селективиости процесса, выхода риформинг-бензина,концентрации водорода в водородсодержащем газе, т.е. к снижению техникоэкономических показателей процесса.
Сущность описываемого способа каталитического риформинга бензино- !р вых фракций заключается в том, что фракцию 85- 180 С в смеси с водородсодержащим газом пропускают через каскад реакторов с промежуточным подогревом в печи. 1S
Чо мере дезактивации катализатора непрерывно увеличивают температуру конца кипения сырья до 210 С путем изменения технологического режима на установке первичной перегонки щ нефти, где из сырой нефти выделяют прямогонную бензиновую фракцию— сырье каталитического риформинга.
Пример 1. Риформинг широкой бензиновой фракции осуществляют при 2S непрерывном повышении температуры конца кипения сырья от 180 С в нао чале межрегенерационного цикла до
210 С в конце. Температура начала кипения сырья постоянна 85 С. о
В таблице приведено сравнение основных показателей работы установки
Л-35"11/1000 Куйбьппевского НПЗ по базовому и описываемому способам, Условия процесса в базовом варианте
35 следующие:давление 3,5 ИПа,кратность циркуляции водородсодержащего газа
1800 м /м сырья, катализатор алюмо-. платиновый АП-64, температуру на входе в реакторы риформинга изменяют 40 от 490 в начале цикла до 515 С в о конце. Условия процесса по описываемому способу те же, но температура
0 на входе в реакторы риформинга 490 С на протяжении всего межрегенерационного цикла. Из данных таблицы видно, что выход целевого продукта — риформинг-бензина с октановым числом
95,1 (и.м.) при длительности цикла
11 мес увеличивается на 0,7 мас.X a выработка его эа год — на 128800 т в сравнении с базовым вариантом.
Увеличение выработки риформинг-бензина связано с увеличением производительности установки по сырью в .
1,15 раза за счет увеличения температуры конца кипения сырья во вре- . мени и селективности процесса.
08 4
Пример 2. Процесс проводят при давлении 2,5 ИПа, кратности циркуляции водородсодержащего газа
1200 м /м сырья на платиноренийкадмиевом катализаторе КР"104А,температура процесса 485 С на протяжении всего межрегенерационного цикла.
Температуру конца кипения сырья за межрегенерационный цикл .непрерывно повышают от !80 до 210 С. Из таблицы видно, что выход риформинг-бензина с октановым числом 95,1 (и.м.) увеличивается на 4,3Ж мас.7, а выработка его за год — на 170200 т (в том числе 28750 т за счет применения катализатора серии КР) в сравнении с базовым вариантом.
Пример 3. Процесс осуществляют в условиях, описанных в примере 2, но при более высоких температурах на входе в реакторы риформинга (490 С). Эта температура неиэо менна в течение всего межрегенерационного цикла работы установки. Октановое число риформинг-бензина увеличивается на 2,9 пункта, выход — на 1,5 мас.7, а выработка за год — на 138000 т в сравнении с базо вым вариантом.
Пример 4. Процесс осуществляют при давлении 2,5 ИПа, кратности циркуляции водородсодержащего газа 1200:1 м"/м сырья на платиноренийкадмиевом катализаторе КР-!04А.
Температуру конца кипения сырья за межрегенерационный цикл повышают о от 180 до 195 С. При этом температуры на входе в реакторы риформинга изменяются от 490 до 497 С. Выход риформинг-бензина по сравнению с примером 3 уменьшается на 0,3 мас.Х, а
его выработка эа год — на 68810 т.
Данные, приведенные в таблице (примеры 1-4), получены на основе результатов обследования установки
Л-35-11/1000 Куйбышевского НПЗ с учетом опыта перевода аналогичных установок на катализаторы серии
КР, а также путем моделирования процесса на ЭЦВМ.
1086008 рами серии АП. Повышение температуры исходного конца кипения сырья во времени от 180 до 210 С при.работе на катализаторах серии КР позволяет увеличить производительность уста новки по сырью в 1,15 раза, выход риформинг-бензина — на 1,8 мас.й и его выработку - на 141450 т в год.
Таким образом, способ согласно изобретению позволяет сохранить требуемую стабильность работы катализатора во времени при увеличе5 нии селективности процесса и выхода целевого продукта в течение межрегенерационного цикла.
Фракционный состав сырья,оС после работы установки в течение, мес
Способ
) I
85-180
85-180
85-180
85-180
Базовый
Описываемый по примеру 1 85-180
85-190
85-190
85-190
85-185
Продолжение таблицы
Выход риформинг-бензина, мас.Х
Производительность установки по сырью, т/год
Производительность
Октановое число риформинг-бензина (и.м.) установки по риформинг-бензину„т/год
Способ Базовый
1000000
80,5 805000
95,1
Описываемый по примеру 1
1150000
81,2
933800
95,1
84,8 975200
82,0 9430000
95,1
4 1070000
81,7 874190
Составитель Н. Королева
Техред М.Кузьма Корректор А. Дэятко
Редактор Н. Швыдкая
Заказ 2183/25
Тираж 489 Подписное
ВФП4ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул..Проектная,4
2, 85-180
3 85-180
4 85-180
85-200
85-200
85-200
85-190
85-210
85-210
85-210
85-195