Рессорный лист
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РЕССОРНЫЙ ЛИСТ из стали, подвергнутой закалке с индукционного ;сквозного нагрева и отпуску при 150-300С с получением сорбита или ;троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и снижения веса рессор, лист выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину iO,15-0,25 толщины листа.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК..З0„, 1086021 ч
f
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.-К ABT0PCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ОВ
М Ф
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3442951/22-02 (22) 09.06.82 (46) 15.04.84. Бюл. № 14 (72) К. 3, Шепеляковский, Е.М. Зема, Б.К. Ушаков, B.A. Недорезов, А.К. Обловацкий, В.Х. Амбарцумян и
P.À. Азаматов (71) Московский ордена Трудового
Красного Знамени вечерний металлургический институт (53) 621.785.79.025(088.8) ,(56) 1. Авторское свидетельство СССР № 523949, кл. С 21 D 9/02, 1963. (54)(57) РЕССОРНЫЙ ЛИСТ из стали, подвергнутой закалке с индукционного
;сквозного нагрева и отпуску при
150-300 С с получением сорбита или троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и снижения веса рессор, лист выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину 0, 15-0,25 толщины листа.
086021
Т а б л и ц а 1
Критическая скорость заГлубина закалки, достигаемая на сталях ПП
Толщина листа, мм
Необходимая глубина закалки (0,150,25) 5мм калки, необходимая для получения слоя закалки
h=(0,150,25)2S
330-460
230-350
1,2-1, 7
1,2-1,6
1,1 — 1,5
1,5-2,5
1,8-3,0
2,1-3,5
2,7-4,5
О, 12-0, 17
0,10-0,13
0,08-0,11
0,06-0,08
1 70-240
100-160
18 и — глубина закалки
25 — толщина листа
1 1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству рессорных листов грузовых автомобилей.
Рессоры относятся к числу тяжело нагруженных деталей машин, подвергающихся знакопеременным динамическим нагрузкам.
Однако эти рессоры характеризуются большой металлоемкост ью, а также недостаточной долговечностью и усталостной прочностью, что вызывает расход металла и других материальных средств на запасные части, ремонт и потери, связанные с простоя ми автомашин. Меры, применяемые для снижения металлоемкости рессор (использование Т-образного и параболического профиля рессорного проката), зачастую приводят к снижению долговечности рессор, поэтому является актуальной проблема снижения веса рессор с прямоугольным профилем за счет повышения усталостной прочности и долговечности.
Наиболее близким по технической сущности является рессорный лист из. стали, подвергнутый закалке с индукционного глубинного нагрева и отпуску при 150-300оС с получением сорбита и троостита в сердцевине и отпущенного мартенсита ня поверхности (1).
Однако применение подобных рессорных листов ограничивается лишь листами с небольшой толщиной 6-10 мм по следующим причинам. Стали с пониженной прокаливаемостью имеют кри тическую скорость закалки, лежащую в пределах от 300-400 до 2000 С/с.
10 При этом промышленные плавки стали
58 (55ПП), выполняемые по ГОСТ
1050-74, имеют критическую скорость закалки в пределах 400-650 С/с.
Кроме того, этот рессорный лист
15 характеризуется недостаточной долговечностью.
Цель изобретения — увеличение ,долговечности и снижение веса рессор.
Поставленная цель достигается
20 тем, что рессорный лист из стали, подвергнутой закалке с индукционного сквозного нагрева и отпуску при р 0
1э00-300 С с получением сорбита или троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину 0,15-0,25 т толщины листа.
30 Глубины и критические скорости закалки приведены в табл. 1.
3 !086021
Как видно из данных, приведенных в табл. 1, при такой критической скорости закалки, необходимая глубина закалки (0,15-0,25 от толщины листов) при применении сталей с пониженной прокаливаемостью может быть достигнута только на рессорных листах с толщиной менее 10 мм, в
Таблица 2
60С2, нагрев электропечи до Ас 50 С
25 мин, закалка в масло, отпуск при 460оС—
2 ч
30 42 000, 55 000
60 000, 140 000
125 000, 200 000
16 520 000, 700 000
НРС39-44
Сталь РП, индукционный нагрев до АС> 20 С вЂ” 60 с, 48 900
136 000, 229 000
42
310 000
195 500
32 закалка потоком воды со скоростью 15 м/с, отпуск при 180 С вЂ” 1 ч
Составитель А. Денисова
Редактор Н. Киштулинец Техред M.Kóçüìà Корректор А. Дзятко
Заказ 2187/25 Тираж 540 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1130359 Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4
Испытание рессорных листов при
2 среднем напряжении цикла 50 кгс/мм в условиях фреттинг-керрозии проводятся в области ограниченной долго35 вечности.
Технико-экономическая эффектив1
iHocTb изобретения по сравнению с базовыми объектами — автомобилями
КАМАЗ 5511 и 5320, определяется снижением веса рессор (для автомо40 биля КАМАЗ 5511 с 122 до 91,3 кг, а для автомобиля КАМАЗ 5320 с то время как рессорные листы 10, 12, 14 и 18 мм получат недостаточную глубину закалки (меньшую, чем
О, l5 от толщины листа).
B табл. 2 приводятся данные сравни-ельных испытаний на усталостную прочность этих опытных рессорных листов из стали 60С2 и стали РП.
83,8 до 73,6 кг), что ведет к экономии металлопроката (для автомобиля
КАМАЗ 5511-2400 т, а для автомобиля
КАМАЗ 5320 — 1680 т на годовой вы пуск).
Экономический эффект от снижения веса рессор двух моделей автомобилей КАМАЗ составляет 530 тыс.руб. (для автомобиля КАМАЗ 5511
310 тыс. руб., а для автомобиля
КАМАЗ 5320 — 220 тыс. руб).