Рессорный лист

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РЕССОРНЫЙ ЛИСТ из стали, подвергнутой закалке с индукционного ;сквозного нагрева и отпуску при 150-300С с получением сорбита или ;троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и снижения веса рессор, лист выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину iO,15-0,25 толщины листа.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК..З0„, 1086021 ч

f

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.-К ABT0PCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ОВ

М Ф

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3442951/22-02 (22) 09.06.82 (46) 15.04.84. Бюл. № 14 (72) К. 3, Шепеляковский, Е.М. Зема, Б.К. Ушаков, B.A. Недорезов, А.К. Обловацкий, В.Х. Амбарцумян и

P.À. Азаматов (71) Московский ордена Трудового

Красного Знамени вечерний металлургический институт (53) 621.785.79.025(088.8) ,(56) 1. Авторское свидетельство СССР № 523949, кл. С 21 D 9/02, 1963. (54)(57) РЕССОРНЫЙ ЛИСТ из стали, подвергнутой закалке с индукционного

;сквозного нагрева и отпуску при

150-300 С с получением сорбита или троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности и снижения веса рессор, лист выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину 0, 15-0,25 толщины листа.

086021

Т а б л и ц а 1

Критическая скорость заГлубина закалки, достигаемая на сталях ПП

Толщина листа, мм

Необходимая глубина закалки (0,150,25) 5мм калки, необходимая для получения слоя закалки

h=(0,150,25)2S

330-460

230-350

1,2-1, 7

1,2-1,6

1,1 — 1,5

1,5-2,5

1,8-3,0

2,1-3,5

2,7-4,5

О, 12-0, 17

0,10-0,13

0,08-0,11

0,06-0,08

1 70-240

100-160

18 и — глубина закалки

25 — толщина листа

1 1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству рессорных листов грузовых автомобилей.

Рессоры относятся к числу тяжело нагруженных деталей машин, подвергающихся знакопеременным динамическим нагрузкам.

Однако эти рессоры характеризуются большой металлоемкост ью, а также недостаточной долговечностью и усталостной прочностью, что вызывает расход металла и других материальных средств на запасные части, ремонт и потери, связанные с простоя ми автомашин. Меры, применяемые для снижения металлоемкости рессор (использование Т-образного и параболического профиля рессорного проката), зачастую приводят к снижению долговечности рессор, поэтому является актуальной проблема снижения веса рессор с прямоугольным профилем за счет повышения усталостной прочности и долговечности.

Наиболее близким по технической сущности является рессорный лист из. стали, подвергнутый закалке с индукционного глубинного нагрева и отпуску при 150-300оС с получением сорбита и троостита в сердцевине и отпущенного мартенсита ня поверхности (1).

Однако применение подобных рессорных листов ограничивается лишь листами с небольшой толщиной 6-10 мм по следующим причинам. Стали с пониженной прокаливаемостью имеют кри тическую скорость закалки, лежащую в пределах от 300-400 до 2000 С/с.

10 При этом промышленные плавки стали

58 (55ПП), выполняемые по ГОСТ

1050-74, имеют критическую скорость закалки в пределах 400-650 С/с.

Кроме того, этот рессорный лист

15 характеризуется недостаточной долговечностью.

Цель изобретения — увеличение ,долговечности и снижение веса рессор.

Поставленная цель достигается

20 тем, что рессорный лист из стали, подвергнутой закалке с индукционного сквозного нагрева и отпуску при р 0

1э00-300 С с получением сорбита или троостосорбита в сердцевине и отпущенного мартенсита на поверхности, выполнен из стали с регламентированной прокаливаемостью, а отпущенный мартенсит на поверхности имеет глубину 0,15-0,25 т толщины листа.

30 Глубины и критические скорости закалки приведены в табл. 1.

3 !086021

Как видно из данных, приведенных в табл. 1, при такой критической скорости закалки, необходимая глубина закалки (0,15-0,25 от толщины листов) при применении сталей с пониженной прокаливаемостью может быть достигнута только на рессорных листах с толщиной менее 10 мм, в

Таблица 2

60С2, нагрев электропечи до Ас 50 С

25 мин, закалка в масло, отпуск при 460оС—

2 ч

30 42 000, 55 000

60 000, 140 000

125 000, 200 000

16 520 000, 700 000

НРС39-44

Сталь РП, индукционный нагрев до АС> 20 С вЂ” 60 с, 48 900

136 000, 229 000

42

310 000

195 500

32 закалка потоком воды со скоростью 15 м/с, отпуск при 180 С вЂ” 1 ч

Составитель А. Денисова

Редактор Н. Киштулинец Техред M.Kóçüìà Корректор А. Дзятко

Заказ 2187/25 Тираж 540 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1130359 Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул, Проектная, 4

Испытание рессорных листов при

2 среднем напряжении цикла 50 кгс/мм в условиях фреттинг-керрозии проводятся в области ограниченной долго35 вечности.

Технико-экономическая эффектив1

iHocTb изобретения по сравнению с базовыми объектами — автомобилями

КАМАЗ 5511 и 5320, определяется снижением веса рессор (для автомо40 биля КАМАЗ 5511 с 122 до 91,3 кг, а для автомобиля КАМАЗ 5320 с то время как рессорные листы 10, 12, 14 и 18 мм получат недостаточную глубину закалки (меньшую, чем

О, l5 от толщины листа).

B табл. 2 приводятся данные сравни-ельных испытаний на усталостную прочность этих опытных рессорных листов из стали 60С2 и стали РП.

83,8 до 73,6 кг), что ведет к экономии металлопроката (для автомобиля

КАМАЗ 5511-2400 т, а для автомобиля

КАМАЗ 5320 — 1680 т на годовой вы пуск).

Экономический эффект от снижения веса рессор двух моделей автомобилей КАМАЗ составляет 530 тыс.руб. (для автомобиля КАМАЗ 5511

310 тыс. руб., а для автомобиля

КАМАЗ 5320 — 220 тыс. руб).