Шестеренный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС, содержащий корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого размещены ведущая н ведомая щестерни, цапфы которых установлены в подпружиненных подшипниках I ко.чьження, и входной и выходной каналы, отличающийся тем, что, с целью увеличення объемного КПД. он снабжен упорными нодпшпниками качения, а сопряженные торцовые поверхности шестерен и НОДН1ИПНИКОВ скольжения снабжены кольцевыми проточками, в которых установлены обоймы упорных подшипников качения. 2. Насос по п. 1, отличающийся тем, что упорные Г1одпп1пники качения вынолнены закрыто1о типа. О ас о ю ю
„.,BU„„1086221 с1) 1. 04 С 2,/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИИ."* г -" +, ((у(;pic> :::„ :;, СОЮЗ СОВЕТСНИХ
; . . -- 1 -- -" СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ вЂ” РЕСПУБЛИК
-" -- .
>-- х- -
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ н авторскому свидвтепьствм (21) 3511930/25-06
122) 19.11.82 (46) 15.04.84. Бюл. ¹ 14 (72) Л. Ф. Абраменко и Г. Б. Осадчий (53) 62! .664.2 (088.8) (56) 1. Башта Т. М. Гидравлические приводы летательных аппаратов. М., «Машиностроениеие», 1967, с. 174, рис. 105.
2. Авторское свидетельство СССР № 479882, кл. F04 С 2/04,,1973. (54) (57) 1. LUECTEPEHHbIA НАСОС, содержагций корпус с торцовой крышкой, в цилиндрических расточках которого разме цены всдугцая н ведомая шестерни, цапфы которых, сга поилец ы В подпружиненных под1пипннк;!" . кольжения, и входнои и выходной каналы, отличающийся тем, что, с целью увеличения объемного КПД, он снабжен
l порными подшипниками качения, а сопряженные торцовые поверхности шестерен и подшипников скольжения снабжены кольцевыми проточками. в которых установлены обоймы упорных подшипников качения.
2. Йасос по п. 1, отличающийся тем, что упорные подшипники качения выполнены закрыто о типа.
6,Г
1Г
> с!
fI:fÞ. Н I: . i ll! .. i >4 l!1(Ст(РС!(НЫ . i На(:.>(а i.
Из! (.(." I>lь! !i 1 i. с f (Рспп ыс на Ocl>! 00,. 1(РЖа lif He Г«)PII > С . 1 О!)>! (> !;) f:,(>Ь; i ., >Il,, ) !
HH,IpHl!ecKFI» расточка когор()in ра;veщены ведущая и ведомая шестерни, цапфы ко-!
Ор!>>1» размещены в подшипника» скольже ния, и входной lf выходной каналы 11j.
Недостатко lf известных шестеренны» насосоь является низкий ооъс."(ный КПД, обусловленный наличием бо i»ii;H» торцовых юрстечск рабочей жидкости.
Нанбо;!еc oлизким 110 техничеcKoH ности к предлагаемому янлястся шестеренный насос, содержащий корпус с торцовой кры!Нкой, R цилиндрически» расточках KVTo)0c() размсщ(пы ведуI((3FI и ведомая шестерни, (ьафы которы» установлены B под(:!ружинснны:(подшипника: скольжения, и в»оlii(OH и в(!ходно)й(каналы 12).
11e,10cT3TK0vf известног > шестерен ного насоса является низкий обьемный КПД.
11сль изобретения — увеличение объемп()го "11 1,. ,> Кс! Зс). I!HH>1 ЦЕЛЬ )Ости с(СТСЯ ТЕМ (ТО .ff(c "(. )спный If3cO(., c0 «Р?K3(L(HH KQP(1)>c
>Орц )вой кр(,(п!Кой, 1) пилипдрических растопка.; KOTOPO! 0 Разм! lii(I!hi ведУщаЯ и вс..: маii (IfecTI. ð«H. I(((:f(l)û которых установле!
iO.(> "", :-.ИН(. -!!(ЫХ i(ОДI((ИПНИКах СКОЛЪ—
:.:,. >; >н, и нх!). II)l! 1! Нь!ходно!! каналы, снабжс !!01>)>ьг;(! (юдп(ип Нки качения, а со(!рпже!i!:.: ; TO )IIÎI!Vic повср»ности ц>!есте()(!! с) l::.>, !, )IП!(ИКОВ CK!i. I(>)KC!IHR СпаожЕНЬ(К .С (ПС(И lfi (.Р(т(>иКа» и, В КОтОРЫХ» СтаНОВ, >С!! ... .)Off Ь! > IIO() . Ы» ПО>((ПИ ПНИ KOB К3ЧЕ
Н:(н, 1!РИЧ;:! > ПОРПЫЕ ПОДШИП)(ИКсlМИ КЯЧЕни пы(н>л(«н(и закрь:того типа. ! 1 -; фff (1 пред(T3 3>!CH 1(le>cг(>ренны и с(> . !Il ) (06!ьпый разрез; на фиг. 2 — и!есГсрс«HI>l "1 I;3c0c с упо()ным Г10дшипником, .";:: Овыс .«>рожки которого выполнены по числу и;естерен и подшипников скольжения.
1!>>е(теренный насос содержит корпус 1 тOjlцовой крышкой 2„в цилиндрических
1>ас(очка.» 3 которог0 разме цепь веду!цая
4 1(ведомая 5 шестерни, цапфы 6 которых уста п>овл(н(ь. в !юдп ружиненны х по (щи пни-! (с > F>(Ь "(1 )> то Чно i с! РI-1»0 l f!())I ! с! !1» (i(. ПОКс(Зс) Н Ы } j! р!. !(>! I l j: СТ(:1)(Н НЬ! Й насос с!130?Keii упорными по,(I!HI!!ilfK3» и ê3ч (. I! и я 8, 3 с 0 и р яl ж с и н ы е т o v и. 0 в ь! е i 10 p. e p х:-юсти 9 и 1О шестерен 4 и 5 и подшипников с 40. !ь?к(и и я 7 снабжены кольцевым и и роточками 11, в которых установлены обоймы
12 упорных поди!ипников K3 l(ння 8.
Шестеренный насос работает следую(цим образом.
При вращении шестерен 4 и 5 рабочая жидкость захватывается зубьями шестс(с рен 4 и 5 и в межзубовых впадинах переносится в полость нагнетания. откуда поступает в выходной канал. При этом в начальный момент работы происходит интенсивная приработка сопряженных торцовых поверхностей 9 и 1О B связи с тем, что обой20 мы 12 упорных подшипников качения 8 установлены с осевым люфтом. После окончания приработки между сопряженными торцовыми поверхностями 9 и 10 устанавливается минимальный зазор, величина которого F! основном определяется биением
gr эти» поверхностей относительно оси вращения. ITO обеспечивает минимальные утечки.
Кроме того, исключается возможность отжатия подшипников скольжения 7 от торцовых поверхностей 10 за счет увеличения их прижима, так как зазор при этом обеспечивается упор). (ми подшипниками качения 8.
Для обеспечения перекачивания рабочих жидкостей с низкими смгзывающими свойствам и упорные подшипники выполняются закрытого типа.
Технико-экономический эффект заключается в существенном увеличении объемного КПД насоса за счет обеспечения минимального гарантированноп> за:!Op3 меж40 ду торцами шестерен и подшипников скольжения.
ВНИИПИ Закан 22 I 7>35
Тираж 624 ПодписноеФилиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4