Предохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРЕДОХРАННТЕЛЬНАЯ МУФТА, содержащая ведомую и ведущую полумуфты , связанные элементами зацепления, закрепленными на ведомой полумуфте и подпружиненными относительно нее, отличающаяся тем, что,с целью повышения надежности, она снабжена узлом фиксации отключенного положения полумуфт, выполненным в виде смонтированных на ведущей пог лумуфте поворотных секторов, подпружиненных к элементам стопоров, установленных с возможностью взаимо действия с секторами при отключении V а элементы зацепления выполнены в виде эксцентриков.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

3(511 F 16 D 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ виде эксцентриков

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3293153/25-27 (22) 27.05.81 (46) 15.04.84.Бюл. Р 14 (72) В.А.Хозяев, И.С.Нашкевич и Ф.С.Яцевич (71) Центральное конструкторское бюро с опытным производством АН БССР и

Институт торфа АН БССР (53) 621.825.52(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 349820, кл. F 16 D 7/02, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

N - 343090, кл. Р 16 Р 11/00, 1971 (прототип). (54) (57) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА, содержащая ведомую и ведущую полумуф" ты, связанные элементами зацепления, закрепленными на ведомой полумуфте и подпружиненными относительно нее, отличающаяся тем, что,с целью повышения надежности, она снабжена узлом фиксации отключенного положения полумуфт, выполненным в виде смонтированных на ведущей по= лумуфте поворотных секторов, подпружиненных к элементам стопоров, установленных с возможностью взаимо= действия с секторами при отключении К

/ а элементы зацепления выполнены в

1086249!

20

35!

50

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для передачи вращения, Известна упругая предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через подпружиненные по радиусу элементы зацепления ()j .

Недостатком муфты является неоднозначность момента отключения из-за наличия пар трения в элементах зацепления.

Наиболее близкой к предлагаемой является предохранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту с подпружиненными по окружности элементами зацепления и расположенную в ней ведущую полумуфту с углублениями для элементов зацепления 12) .

Однако эта муфта характеризуется низкой надежностью из-за того, что муфты при перегрузках не отключаются.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что предохранительная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты, связанные элементами зацепления, закрепленными на ведомой полумуфте и подпружиненными относительно нее, снабжена узлом фиксации отключенного йоложения полумуфт, выполненным в виде смонтированных на ведущей полумуфте поворотных секторов, подпружиненных к элементам стопоров, установленных с возможностью взаимодействия с секторами при отключении, а элементы зацепления выполнены в виде эксцентриков, На фиг. 1 изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А-А на фиг.l (соответствует положе- . нию деталей муфты во включенном состоянии); на фиг. 3 — вид Б на фиг.l, на фиг,4 — расположение деталей муфты, соответствующее выключенному состоянию; на фиг. 5 — продольный паз на ведущей полумуфте с условно снятым эксцентриком и сектором.

Муфта состоит из ведущей 1 и установленной на ней в подшипниковой опоре 2. ведомой 3 полумуфты. На ведущей полумуфте ) выполнено продольное углубление — паз 4, посредством оси 5 на ней установлен поворотный сектор 6, взаимодействующий с возвратной пружиной 7 ч упором 8, имеющий выступ 9, вырез 10 и участок 11 соответствуюпп и радиусу кривизны ве= дущей полумуфты 1. 1!а оси 2 уста— новлен центробежный стопор 13 с выполненным на нем зубом 14, взаимодействующий с сектором 6 и пружиной

15. На ведомой полумуфте 3 закреплены элементы зацепления эксцентрика

16 с подшипником 17, жестко связанным с осью 18, которая в свою очередь неподвижно связана с рычагом 19, взаимодействующим с пружиной 20, опирающейся на рег улировочную гайку 21.

Муфта работае следующим образом.

Направление вращения показано стрелкой на фиг.2. При номинальной нагрузке на приводе эксцентрик 16 находится в зацеплении с продольным пазом 4 ведущей полумуфты 1 и удерживается там силой пружины 20. Центробежный стопор 13 под воздействием центробежяой силы прижат зубом 14 к сектору 6, который своим выступом 9 контактирует с эксцентриком 16 эа счет силы возвратной пружины 7. Возникающие при работе муфты ударные нагрузки гасятся некоторым поворотом эксцентрика 16 вокруг своей оси

18, В момент перегрузки ведомая полумуфта 3 резко тормозится или же оста— навливается совсем, при этом эксцент= рик !6, поворачиваясь вокруг оси )8, сжимае" пружину 20 и выходит из зацепления с продольным пазом 4, воздействуя на выступ 9 сектора 6, поворачивает его вокруг оси 5 до упора 8, отжимая возвратную пружину 7, и перекрывает участком ll сектора 6 продольный паз 4. Центробежный стопор 13, скользя своим зубом 14 по сектору 6, вводит его в зацепление с вырезом 10, удерживая сектор 6 от возврата. Ведущая полумуфта 1, вращаясь в подшипниковой опоре 2, скользит по подшипнику 17 эксцентрика 16.

Ведущий и ведомый вал разобщены.

Для повторного включения муфты необходимо остановить ведущий вал. При этом уменьшается центробежная сила> действующая на стопор )3, который под воздействием пружины 15 выводит из зацепления зуб !4 из выреза

10 сектора 6. Сектор 6 под действием возвратной пружины 7 возвращается в исходное положение, открывая продольный паз 4 ведущей полумуфты 1, Эксцентрик 16 входит в зацепление с продольным в зим 4 полумуфты !.

Муфта включена.

1086249

A-A

Предлагаемая муфта имеет следующие преимущества: путем изменения профиля продольного паза муфте можно придавать. различные упругие свойсгва (изменять жесткость муфты для различных моментов нагружения); выполнение предохранительного элемента в виде установленного в подшипнике подпружиненного эксцентрика и подпружиненного сектора, установленного на ведущей полумубте, контактирующих между собой и с продольным пазом ведущей голумуфты, позволяет упростить конструкцию муфты, уменьшить трение и износ предохранительного элемента; установленные на ведущей полумуфте центробежный стопор н сектор, перекрывающий в момент перегрузки продольный паз, позволяют полностью разобщать валы даже при низкой частоте их вращения, так как усилие, развиваемое центробежным стопором, направлено

10 практически только на компенсацию усилия возвратной пружины сектора, и автоматически соединять их при остановке ведущего вала. Все это позволяет обеспечить надежную работу муфты.

l086249

Составитель И..Яцунов

Техред N.Òåïåð Корректор Г,Огар

Редактор Н.Киштулинец

Филиал ЛПП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 2222/37 Тираж 9!3 . Подписное

ВНПИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 Г3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5