Переключающее устройство коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его шлицевого участка с возможностью свободного вращения , две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, отличающее ся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости путем сокращения осевых габаритов, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая npo«i точка с диаметром, превышающим диаметр вала к ступиц шестерен по шлис 9 цам, причем муфты установлены с возможностью сопряжения по цилиндричесW ким проточкам друг с другом, а суммарная длина проточек обеих муфт превышает длину шлицевого участка вала.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ вала.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТЗФ (21) 3385283/25-27 (22) 14.01.82 (46) 15.04.84. Бюл. В 14 (72) Г.Д.Черньппев, В.В.Зеленов, Б.Ф.Индейкин и В.И,Пигасов (71.) Ярославский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции моторный завод (53) 621-825 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 511449, кл. F 16 Н 3/02, 1971.

2. Патент Великобритании

В 1259978, кл. F 16 D 23/04,i 1969 (прототип). (54)(57) ПЕРЕКЛЮЧАКМЦЕЕ УСТРОЙСТВО

КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на .ступицах, установленные на валу по обе стороны от его шлицевого участg g Р 16 D 23/02 F 16 D 23/14 ка с возможностью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, pasмещенные между шестернями с возможностью вэаимодействия по их шлицам и свяэанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения металлоемкости путем сокращения осевых габаритов, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая про точка с диаметром, превышающим диаметр вала и ступиц шестерен по шлицам, причем муфты установлены с воз- щ

Ф можностью сопряжения по цилиндрическим проточкам друг с другом, а суммарная длина проточек обеих муфт превышает длину шлицевого участка

1086250

Изобретение относится к автотракторному машиностроению, а именно к элементам трансмиссий, Известно переключающее устройство, описанное в составе коробки передач, содержащее вал со шлиценым участком, шестерни со шлицами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от шлицевого участка с воэможностью свободного вращения, и !O подвижную в осевом направлении муфту с внутренними шлицами, связанную с механизмом переключения передач посредством охватывающего ее ведущего элемента (11 !

Однако это устройство характеризуется увеличенными осевыми габаритами, Этот недостаток обусловлен, в частности, тем, что длина шлицевого участка вала по меньшей мере вдвое превьппает длину, которую должны бы иметь шлицы по условиям прочности. Б данной конструкции это необходимо, так как иначе нельзя обеспечить возможность установки механизма в нейтральное положение (т.е, в такое, при котором ни одна из шес= терен не связана с валом).

Наиболее близким к предлагаемому является переключающее устройство, 30 описанное в составе синхронизатора коробки передач, содержащее вал со шлицевым участком, шестерни со шлицаЧи на ступицах, установленные на валу по обе стороны от шлицевого участка с воэможностью свободного шлицевого вра35 щения, две подвижные в осевом направлении муфты с внутренними шлицами, размещенные между шестернями и связанные с механизмом переключения

40 передач посредством ведущего элемента, охватывающего обе муфты (2)

Однако это устройство также характеризуется увеличенными осевыми габаритами обусловленными в частЭ В

45 ности, необходимостью выбора длины шлицевого участками вала не из усло вия прочности, а конструктивно для обеспечения возможности нейтрального положения устройства. Поэтому шлицевой участок вала должен иметь длину, :равную по крайней мере суммарной длине обеих шлицевых муфт.

Цель изобретения — уменьшение металлоемкости путем сокращения осевых габаритов переключающего устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в переключающем устройстве коробки передач транспортного средства, содержащем вал со шлицевым участком, шестерни со шлицами на ступицах, установленные на валу по обе стороны от его шлицевого участка с возможнос. тью свободного вращения, две подвижные в осевом направлении муфты с ннутренними шлицами, размещенные между шестернями с возможностью взаимодействия по их шлицам и связанные с механизмом переключения передач посредством управляющего элемента, охватывающего обе муфты, на внутренней поверхности каждой муфты выполнена цилиндрическая проточка с диаметром, превышающим диаметр вала и ступиц шестерен по шлицам, причем муфты установлены с возможностью сопряжения по .цилиндрическим проточкам друг с другом, а суммарная длин проточек обеих муфт превышает длину шлицевого участка вала.

На фиг.1 изображено переключающее устройство в нейтральном положении, продольное сечение; на фиг. 2то же, н положении, соответствующем включенной передаче.

Переключающее устройство содержит вал со шлицевым участком 2, свободно установленные на в лу по обе стороны от его шлицев шестерни 3 и 4 со шлицами 5 и 6 на ступицах, дне муфты 7 и 8 с шлицами 9 и 10 на внут= ренних поверхностях и управляющий элемент !1, связанный с механизмом переключения передач (не показан).

Управляющий элемент !I охнатынает муфты 7 и 8, ограничивая их относительное осевое смещение. На внутренних поверхностях муфт 7 и 8 выполнены цилиндрические проточки !2 и 13, диаметр !3 которых несколько превышает диаметр D шлицевых выступов вала l. 11уфты 7 и 8 расположены так, что гладкие участки 12 и 13 цилиндрических проточек смыкаются друг с другом. Суммарная длина (.,1 +Е ) обоих этих участков несколько больш- длины Ь шлицевого участка вала.

На шестернях 3 и 4 на одном уровне с шлицами 5 и 6 закреплены направляющие штифты 14 и 15.

Переключающее устройство работает следующим образом.

В нейтральном положении (фиг.1) все детали расположены симметрично относительно плоскости А-А, разделяю. дей пополам шлиценой участок 2 ва1086250

3 ла l. Шлицы 9 муфты 7 находятся в зацеплении со шпицами 5 шестерни 3, а шлицы !О муфты 8 — со шлицами 6 шестерни 4. Каждая из шестерен с соответствующей ей муфтой свободно вращается на валу I, Для соединения вала 1 с шестерней

3 при включении передачи муфты 7 и

8 с помощью управляющего элемента

ll перемещают вправо (фиг.2). При этом шлицы 9 муфты 7 вступают в зацепление с шлицами 2 вала 1, соеди= ияя вал 1 с шестерней 3. Муфта 3 при этом тоже перемещается вправо и ее шлицы 10 выходят из зацепления с шлицами 6 шестерни 4. Штифт 15 входит при этом в одну из впадин шлицев 10, исключая возможность проворота муфты 8 относительно шестерни

4, что необходимо для беспрепятст= венного перемещения муфты 8 влево при последующем выключении передачи.

Для соединения вала 1 с шестерней 4 муфты 7 и 8 перемещают в крайнее левое положение, Благодаря выполнению на муфтах со шлицами проточек, больших по диаметру, чем диаметр шлицевого участка вала, и установке муфт таким образом, что проточки смыкаются друг с другом,,а их суммарная длина превышает длину шлицевого участка вала, позволяет при использовании изобретения уменьшить длину упомянутого участка до минимума, допускаемого по условиям прочности, что в свою очередь дает возможность уменьшить осевые габариты переключающего устройства и всей коробки передач в целом.

Например, металлоемкость пятиступенчатой коробки передач для автомобилей грузоподъемностью 6-8 т снижается на 3,7 кг.

Составитель В.Ревеко

Редактор Н.Киштулинец Техред М.Гергель Корректор Г.Огар

Заказ 2222/37 Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4