Приводное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО преимущественно для управления трубопроводной арматурой, содержащее корпус с червячным приводом, состоящим из J червяка и червячного колеса, выполненного из венца и ступицы, соединенных между собой с помощью подпружиненного фиксатора , резьбовую втулку, связанную со щпинделем исполнительного механизма и соединенную со ступицей червячного колеса кулачками, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщения ее надежности, резьбовая втулка и ступица червячного колеса установлены упруго-подвижно в осевом направлении, верхняя торцовая поверхность ступицы выполнена наклонной, а на торцовых поверхностях ступицы и венца выполнены кольцевые канавки , в которых установлен шарик. (Л СХ) О5 го о:
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН у5д 1 F 16 К 31 54
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3541104/25-08 (22) 14.01.83 (46) 15.04-.84. Бюл. № 14 (72) М. И. Шевцов (53) 621.646 (088.8) (56) 1. Гуревич Д. Ф. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры. М.-Л., «Машиностроение», 1964, с. 128, фиг. 38.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 3369094/08, кл. F 16 К 31/05, 1982. (54) (57) ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО преимущественно для управления трубопроводной арматурой, содержащее корпус с червячным приводом, состоящим из
ÄÄSUÄÄ 1086276 А червяка и червячного колеса, выполненного из венца и ступицы, соединенных между собой с помощью подпружиненного фиксатора, резьбовую втулку, связанную со шпинделем исполнительного механизма и соединенную со ступицей червячного колеса кулачками, отличаюи ееся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения ее надежности, резьбовая втулка и ступица червячного колеса установлены упруго-подвижно в осевом направлении, верхняя торцовая поверхность ступицы выполнена наклонной, а на торцовых поверхностях ступицы и венца выполнены кольцевые канавки, в которых установлен шарик.
1086276
10
Изобретение относится к машиностроению, в частности арматуростроению, и может быть применено в приводных устройствах, устанавливаемых на арматуру с многооборотным шпинделем.
Известно приводное устройство, состоящее из одно-многозаходного червяка, червячного колеса с приводным валом, кинематически связанным со шпинделем исполнительного механизма (1).
Недостатками известной конструкции являются небольшая скорость вращения приводного вала при применении однозаходного червяка или небольшой крутящий момент на червячном колесе в случае применения быстродействующей червячной передачи с многозаходным червяком.
Наиболее близким к предлагаемому ио технической сущности и достигаемому рсзультату является приводное устройство, содержащее корпус с червячным приводом, состоящим из червяка и червячного колеса, выполненного из венца и ступицы, соединенных между собой с помощью подпружиненного фиксатора, резьбовую втулку, связанную со шпинделем исполнительного механизма и соединенную со ступицей червячного колеса кулачками (2).
Однако это устройство характеризуется сложностью и недостаточной надежностью.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение ее надежности.
Указанная цель достигается тем, что в приводном устройстве, содержащем корпус с червячным приводом, состоящим из червяка и червячного колеса, выполненного из венца и ступицы, соединенных между собой с помощью подпружиненного фиксатора, резьбовую втулку, связанную со шпинделем и исполнительного механизма н соединенную со ступицей червячного колеса кулачками, резьбовая втулка и ступица червячного колеса установлены упруго-подвижно в осевом направлении, верхняя торцовая поверхность ступицы выполнена наклонной, а на торцовых поверхностях ступицы и венца выполнены кольцевые канавки, в которых установлен шарик.
На чертеже представлено приводное устройство, разрез.
В корпусе 1 установлен червяк 2, входящий в зацепление с червячным колесом, состоящим из венца 3 и ступицы 4, которые фиксируются друг относительно друга с помощью фиксатора, состоящего из шарика
5 и пружины 6. В венце выполнена лунка
7. Червяк 2 жестко соединен с маховиком
8. Венец 3 установлен в корпусе 1 с помощью подшипников 9 и 10. Ступица 4 в осевом направлении подпружинена пружинами l l и 12 и через и арик 13, установленный в направляющих кольцевых канавках 14 и 15, взаимодействует с венцом 3. Ступица
4 с помощью кулачков 16 и 17 соединена с резьбовой втулкой 18, установленной в корпусе 1 через втулку 19 и подпружиненной в осевом направлении с помощьк) пружин
11 и 12, взаимодействующих с втулкой 18 через подшипники 20, 21 и втулки 22, 23.
Резьбовая втулка 18 с помощью самотормозящей резьбы соединена со шпинделем
24 арматуры (не показана). Угол наклона верхней торцовой поверхности ступицы 4 должен быть выбран таким образом, чтобы обеспечивать самоторможение шарика 13 (величина угла ориентировочно будет составлять 1-6 ) .
Устройство работает следуюгцим образом.
При вращении маховика 8 в сторону открытия прохода арматуры венец 3 при вращении расклинивает шарик 13 и катит его по дорожкам 14 и 15. Вследствие наклона верхней торцовой плоскости ступицы 4 она под действием пружин 11 и 12 перемещается поступательно вверх, зазор уменьшается, одновременно уменьшается усилие, действующее на уплотнительные поверхности затвора арматуры. Прн достижении шариком 13 крайнего положения, при котором зазор S минимальный, шарик 5 под действием пружины 6 заскакивает в лунку 7, после чего венец 3 начинает вращаться совместно со ступицей 4 и резьбовой втулкой
l8, которая в свою о ередь при вращении сообщает иггоку 24 поступательное перемещение (шток 24 заторможен от вращения подвижным шпоночным соединением, размещенным в арматуре) вверх. При вращении маховика 8 в сторону закрытия на холостом ходу венец 3, ступица 4, резьбовая втулка 18 вращаются совместно, при этом шток 24 перемещается поступательно вниз.
При достижении золотника арматуры уплотнительнь х поверхностей арматуры происходит резкое возрастание сопротивления дальнейшему. движению штока 24. Усилие сопр тивления превышает усилие фрикнионного зацепления в фиксаторе: лунка 7. шарик 5, пружина 6, вследствие чего шарик 5 заскакивает в отверстие, в котором установлена пружина 6. В результате этого ступица 4 останавливается, а венец 3 начинает проворачиваться относительно ступицы 4. При этом венец 3 катит шарик
13 по направляющей кольцевой канавке 15 верхней наклонной торцовой поверхности ступицы 4, одновременно перемеш,ая ее в осевом направлении вниз с усилием, зависящим от угла наклона верхней торцовой поверхности ступицы 4. Пружины 11, сжимаясь, передают осевое усилие на резьбовую втулку 18, шпиндель 24, уилстнительные поверхности арматуры. Пружины 12 имеют жесткость значительно меньшую, чем пружины 11 и выполняют роль ком1086276
Составитель А. Коротков
Редактор Н. Киштулинец Техред И. Верес Корректор А. Ференц
Заказ 2223/38 Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 пенсаторов в случае возможного перемещения штока 24 в процессе уплотнения арматуры.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в упрощении конструкции и повышении его надежности.