Поворотно-защитный механизм для ремонта ядерного реактора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СГЧОЗ СОВЕ1СКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (зппп G 21 С 19/00
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1. (2 1:) 3521119/25 (22).08.12.82: . (46) 30.12;92. Бюл. М 48 (72) Л.К. Гускин и Е,А, Наумушкин (56) Патент США М 4178208, кл. 176-30., опублик. 1982.
Патент ФРГ М 1059120, кп. 21 g 21./20, опублик. 1971. (54)(57) ПОВОPÎTHO-ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ- РЕМОНТА ЯДЕРНОГО PEAKТОРА,.содержащий неподвижный корпус„в .котОром размещены эксцентрично относительно друг друга наружная и внутренняя поворотные крышки, каждая из которых снабжена .зубчатым колесом, промежуточное колесо, установленное на направляющих качения, размещенных в наружной поворотной крышке,.и связанное с зубчатым колесом наружной поворотной крышки, фиксатор взаимного положения поворотных крышек и привод, отл ича ю щи йся тем, что, с целью сокращения времени настройки механизма и повышения удобства его эксплуатации, промежуточное колесо
Изобретение относится к ядерной технике и может быть использовано для проведения ремонтных работ в ядерных реакторах, Целью изобретения является сокращение времени настройки механизма и повышение уДобства его эксплуатации.
На фиг. 1 показан предложенный поворотно-защитный механизм, разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 2 — вид Б на фиг, 1; на фиг. 3— разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез à — Г на фиг. 2; нэ фиг. 5 — вид Д на фиг. 4; на фиг.
„„. рЦ „„1086963 А1 выполнено в виде кольца с внутренним и наружным зацеплением, расположено концентрично внутренней крышке и связано с зубчатым колесом внутренней крышки, которое кинематически связано с приводом, размещенным на внутренней крышке, а зубчатое колесо наружной крышки связано зубчатым зацеплением с корпусом, при этом механизм снабжен тормозом взаимного положения корпуса и наружной крышки, который сблокирован с фиксатором крышек и выполнен в виде кольца, установленного концентрично внутренней крышке и связанного с промежуточным колесом с возможностью продольного перемещения относительно него и взаимодействующего одной торцевой поверхностью с наружной крышкой, а другой с прижимным роликом, эксцентрично расположенным на валу управления, размещенном на внутренней крышке, 2. Механизм по п. 1, о т л и ч а ю щ и й. с я . тем, что промежуточное колесо выполнено цевочным. а зубчатые колеса наружной и внутренней крышек — в виде звездочек.
6 — узел! на фиг. 3; на фиг. 7 — разрез Š— Е на фиг. 2; на фиг. 8 — разрез Ж вЂ” Ж на фиг. 7.
Устройство содержит неподвижный корпус 1, в котором размещены на направляющих качения 2 наружная поворотная крышка 3 и эксцентрично ей внутренняя поворотная крышка 4. В проточке наружной поворотной крышки 3, концентрично внутренней поворотной крышке 4. на направляющих качения 5 установлено промежуточное колесо 6. выполненное в виде цевочного
1П«6963 колеса. Промежуточное колесо 6 непосредственно связано с зубчатым колесом 7 внутренней поворотной крышки 4 и зубчатым колесом 8 наружной поворотной крышки 3, которая связана с жестко закрепленными на корпусе 1 цевками 9. Зубчатые колеса 7 и 8 выполнены в виде звездочек, Зубчатое колесо 7 расположено на валу редуктора 10 с приводом 11, которые установлены в проточке внутренней крышки 4.
Для фиксации взаимного положения крышек 3 и 4 служит фиксатор 12, который содержит две диаметрально расположенные гильзы 13, снабженные подвижными в продольном направлении колодцами 14 и установленные в крышке 4. Управление фиксатором 12 осуществляется рукояткой
15, расположенной на валу 16, через лентоблочную систему 17, один блок 18 которой через гайку-винт, установленные в гильзе (на черт. не показаны), связан с колодкой 14, Для фиксации взаимного положения корпуса 1 и наружной крышки 3 служит тормоз 19, который выполнен в виде кольца 20, установленного концентрично внутренней крышке 4 и связанного через шпанку 21 с промежуточным колесом 6 с возможностью продольного перемещения относительно него. Одной торцевой поверхностью кольца
20 взаимодействует с поверхностью наружной крышки 3, а другой — с прижимным роликом 22, который эксцентрично расположен на валу 23, управление которым осуществляется через конические колеса 24, 25 рукояткой 25 с фиксатором, установленной на подпружиненном валу 27, Тормоз 19 и фиксатор 12 сблокированы таким образом, что работает только какойлибо один из них, Блокировка выполнена в виде двух дисков 28 и 29, которые жестко установлены cooTBpTcTBBHHQ на валах 16 и
27 и имеют вырез, профиль которого соответствует диаметру валов 16 и 27. При этом на валах 16 и 27 выполнены соответственно пазы 30 и 31, в которые входят соответственно диски 28 и 29, На внутренней поворотной крышке 4 размещен патрон 32, предназначенный для крепления зачистной штанги с инструментом и ее вращения, Кроме этого, на внутренней поворотной крышке
4 размещены перископ 33 для наблюдения за ходом ремонтных работ и пульт 34 управления, Крышка 35 является опорой для крепления на ней органов управления и защиты для оператора.
Устройство работает следующим образом.
При производстве ремонтных работ (зачистка, проверка калибром и т. д.) операто5
55 ры размещаются на внутренней крышке 4 в зоне работы операторов, в которой сосредоточены все органы управления (пульт управления 34, рукоятки 15, 26 механизмов) и органы наблюдения (перископ 33) за ходом ремонтных работ, Наведение зачистной штанги с инструментом на место, подвергаемое обработке или осмотру, осуществляют с помощью специальной системы отсчета поворотно-защитного механизма по таблице, переводящей линейные координаты в полярные.
До начала наведения штанги на требуемую координату вся система с помощью фиксатора 12 и тормоза 19 заторможена.
При наведении зачистной штанги с инструментом на требуемую точку ремонтируемого изделия оператор поворотом рукоятки
15 отводит колодки 14, т. е. производит растормаживание крышек 3 и 4 между собой.
Нажатием кнопки с пульта 34 управления оператор включает привод 11, посредством которого приводится во вращение через редуктор 10 зубчатое колесо 7. При вращении колеса 7 обегает промежуточное колесо 6 и заставляет поворачиваться внутреннюю поворотную крышку 4 на требуемый угол. Потом отключают привод 11 и возвращают рукоятку 15 в исходное положение, тем самым крышки 3 и 4 затормаживаются. Затем оператор поворотом рукоятки 26 поднимает прижимной ролик 22 от кольца 20, т, е. растормаживает промежуточное колесо 6.
Включают привод 11, вращение от которого получает зубчатое колесо 7, промежуточное колесо 6, зубчатое колесо 8. При вращении колесо 8 обегаек по цевкам 9 корпуса 1, при этом наружная поворотная крышка 3 совместно с внутренней поворотной крышкой 4, несущей патрон 32, поворачивается на требуемый угол, т. е, на требуемую координату.
После этого оператор выключает привод 11 и возвращает рукоятку 26 в исходное положение. В этом случае вся система становится заторможенной, после чего оператор производит необходимые ремонтные работы. При наведении зачистной штанги с инструментом на другую требуемую коорди нату меха н иэм работает аналогично, причем поворот крышек на требуемую координату осуществляется кратчайшим путем, так как обе крышки имеют реверсивное движение.
Использование предлагаемого механизма позволяет увеличить безопасность работы оператора, находящегося при ремонте на поворотных крышках, за счет ис пользования одного привода для поворота крышек. что приводит к уменьшению коли чества токоподводящих элементов и исклю чению относительного их движения. а такж
1086963
5 6 исключениюотносительногодвижения опе- наличии ручных приводов для поворота ратора и одного токопроводящего алеман- плит, так как управление ведется с одного та; обеспечить удобство в оаботе при рабочегоместа, Щие.2
1086963
1086963
F- Е
f7
Составитель
Техред М.Моргентал
Корректор M,Màêñèìèøèíåö
Редактор Л,Письман
Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 570 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5