Аэронарты

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

АЭРОНАРТЫ, содержащие две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой шарнирно на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендикулярно продольной оси лыж, отличающиеся тем, что, с целью повышения их маневренности и надежности , нижние кромки пластин развернуты относительно верхней на угол 15-30° к внешней стороне лыж.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ1087399

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3387694/27-11 (22) 25.01.82 (46) 23.04.84. Бюл. № 15 (72) П. И. Романенко, О. П. Романенко и Э. Л. Чумаков (53) 629.111.71.038 (088.8) (56) 1. Евстюшин Н. И. Развитие аэросанного транспорта в СССР. М., изд-во АН

СССР, 1959, с. 253 — 254, рис. 101 в. (54) (57) АЭРОНАРТЫ, содержащие две з(5)) В 62 В 13/14; В 62 D 57/04 лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой шарнирно на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендикулярно продольной оси лыж, отличающиеся тем, что, с целью повышения их маневренности и надежности, нижние кромки пластин развернуты относительно верхней на угол 15 — 30 к внешней стороне лыж.

1087399

Изобретение относится к транспорту, в частности к средствам передвижения в зимних условиях, например саням, нартам, аэросаням и т.д.

Известны аэронарты, содержащие две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой на задних торцах лыж над колеей с возможностью поворота перпендикулярно продольной оси лыж (1).

Однако указанный тип тормозов не обеспечивает достаточного эффективного действия в условиях глубокого рыхлого снежного покрова, а также снежного покрова с различного рода препятствиями (куски льда, камни, пни и т.д.), при наезде на которые отмечаются случаи зацепа пластин тормозного устройства за них и выхода их из строя.

Цель изобретения — повышение маневренности и надежности аэронарт.

Указанная цель достигается тем, что в аэронартах, содержащих две лыжи, двигатель с воздушным винтом, экипажную часть и поворотно-тормозное устройство в виде пластин с приводом, пластины закреплены верхней кромкой шарнирно на задних торцBx лыж над колеей с возможностью поворота перпендиклярно продольной оси лыж, нижние кромки пластин развернуты относительно верхней на угол 15 — 30 к внешней стороне лыж.

На фиг. 1 показаны аэронарты с цоворотно-тормозным устройством, общий вид; на фиг. 2 — тормозные пластины, установленные на задних концах лыж, в рабочем (справа) и нерабочем состоянии (на левой лыже); на фиг. 3 — схема работы тормозной пластины при повороте.

Аэронарты состоят из двух лыж 1, связанных жесткой рамой (экипажной частью)

2, на которых расположены двигатель 3 с воздушным винтом 4, бак 5 для горючего и поворотно-тормозное устройство, состоящее из рычагов 6 управления, передающих тяг 7, рабочих тормозных пластин 8.

Тормозные пластины 8 закреплены на лыжах 1 посредством шарнира 9 и приводятся в рабочее положение рычагами 6 посредством тяг 7. Верхняя кромка пластины 8 перпендикулярна продольной оси лыжи, а нижняя развернута относительно верхней на угол в пределах 15 — 30 .

Угол разворота нижней кромки тормозной пластины определился в процессе ходовых испытаний опытного образца аэронарт. При угле разворота нижней кромки меньше 15 снижается эффективность отбрасывания мелких препятствий и выдавливания пластины наверх при наезде на крупные препятствия, а также уменьшается реактивный момент за счет отбрасывания снега при поворотах.

При углах выше 30 снижается эффективность торможения, так как уменьшается сцепляемость рабочей части пластины с нас том.

На фиг. 3 показано возникновение реактивного момента, способствующего развороту при притормаживании одной пластиной.

При одновременном подтягивании рычагов 6 управления пластины 8 поворотно-тормозного устройства поворачиваются вокруг горизонтальной оси шарнира 9 и опускаются в снег. При этом за счет возникновения силы сопротивления на поверхности пластины происходит торможение аэронарт. Чем глубже гормозные пластины внедряются в снежный наст, тем эффективнее происходит тор мо же ни е.

При погружении в снег одной пластины, например правой, левая остается поднятой, создается тормозная сила р, (фиг. 3) на правой лыже, которая в паре с силой, возникающей от тяги винта Р, образует вращающий момент, направленный по часовой стрелке, если смотреть сверху, и п роисходит поворот направо.

Однако при двухлыжнои схеме аэронарт, когда длина лыж довольно велика, а расстояние между ними относительно мало, вращающий момент от указанной пары сил небольшой из-за малого плеча, в результате чего нарты входят в поворот с большим радиусом. Это и наблюдается у а эронарт со скребковыми или лопаточными тормозами плосковогнутого профиля.

При подтормаживании пластиной с развернутой нижней кромкой возникает дополнительная боковая сила Р, которая хотя и небольшая, но действует на большом плече 1 от центра тяжести аэронарт и создает дополнительный вращающий момент, направленный в ту же сторону, что и первый. При этом значительно возрастает эффективный вращающий момент, и аэронарты входят в поворот с меньшим радиусом, т.е. повышаются маневренные качества нарт.

Таким образом, применение в качестве рабочего органа поворотно-тормозного устройства с развернутой пластиной значительно повышает эксплуатационные характеристики аэронарт с двухлыжной схемой, а именно повышаются маневренные качества, улучшается проходимость по местнсти с имеющимися препятствиями, повышается надежность работы устройства за счет снижения зозможности поломки тормозов при наезде на препятствия.

При ченение предложенного тормоза позволяет перейти на двухлыжную схему аэронарт, более простую конструктивно, которая будет обладать такими же маневренными свойствами, как и трехлыжная, но с меньшими габаритами и массой и, как следствие, повышенной грузоподъемностью.

1087399 фиг Г

Составитель А. Гуляев

Техред И. Верес Корректор И. Муска

Тираж 626 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Саенко

Заказ 2560/16