Рабочее оборудование одноковшового экскаватора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА, содержащее рукоять, шарнирно установленный на ней ковш с режущим ножом и про- . резью в задней стенке, рыхлительный зуб, состоящий из стойки и заостренной нижней части и установленный соосно с ковшом в его задней части, и гидроцилиндры, отличаюI; е е с я тем, что, с целью повышения эффективности ремонтных бордюроукладочных работ путем обеспечения надежного захвата, фиксации и погрузки бордюрного камня, ковш кинематически связан с рыхлительным зубом посредством дополнительного гидроцилиндра , один конец которого шарнир но установлен на рыхлительном зубе, а другой - внутри ковша и соединен с последним рычагом, при этом ковш снабжен размещенными в его нижней части подхватывающими зубьями, радиус , поворота которых больше радиуса поворота нижней заостренной части рыхлительного зуба, а режущий нож ковша выполнен полым и снабжен упо П ром. (Л 2. Оборудование по п. 1, о т л ичающееся тем, что задняя стен ка ковша и передняя часть стойки рыхлительного зуба выполнены с посадочными отверстиями и снабжены вставками из эластичного материала, установленными в посадцчных отверстиях с возможностью съема. 00 о: ю со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) 3(51) E 02 F 3/28

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21.) 3550741/29-03 (22) 11.02.83 ,46) 23.04.84. Бюл. 9 15 (72) A.Н.Абрамов, В.И.Баловнев, М.М.Арецкин и Б.A.Ëèôøèö (71) Московский ордена Трудового

Красного Знамени автомобильно-дорожный институт и Главное управление дорожного хозяйства и благоустройства г.Москвы (53) 621.879.34(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

)) 713948, . E 02 F 3/38, 1977.

2. Патент Великобритании

9 1435294, кл. E 02 F 3/81, 1975 (прототип). (54)(57) 1. РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОДНОКОВШОВОГО ЭКСКАВАТОРА, содержащее рукоять, шарнирно установленный на ней ковш с режущим ножом и прорезью в задней стенке, рыхлительный зуб, состоящий из стойки и заострен-. ной нижней части и установленный соосно с ковшом в его задней части, и гидроцилиндры, о т л и ч а ю— ;. е е с я тем, что, с целью повышения эффективности ремонтных бордюроукладочных работ путем обеспечения надежного захвата, фиксации и погрузки бордюрного камня, ковш кинематически связан с рыхлительным зубом посредством дополнительного гидроцилиндра, один конец которого шарнирно установлен на рыхлительном зубе, а другой — внутри ковша и соединен с последним рычагом, при этом ковш снабжен размещенными в его нижней части подхватывающими зубьями, радиус поворота которых больше радиуса поворота нижней заостренной части рыхлительного зуба, а режущий нож ковша выполнен полым и снабжен упо- щ ром.

2. Оборудование по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что задняя стенка ковша и передняя часть стойки С рыхлительного зуба выполнены с посадочными отверстиями и снабжены встав-ф ками из эластичного материала, установленными в посадочных отверстиях с возможностью съема. 1087623

Изобретение относится к области одноковшовых экскаваторов и предназначено, в частности как рабочее оборудование к экскаватору, для ремонта бордюра иэ бордюрного камня, захвата и перемещения столбов, деревьев, труб и направлено на повышение эффективности выполнения этиХ работ в стесненных условиях.

Известно рабочее оборудование одноковшового экскаватора, включаю- 10 щее рукоять, гндроуправляемый рыхлительный .зуб и захватный механизм для захвата и фиксации извлеченного бордюрного камня t1 3.

Данное устройс -.во позволяет осуществлять извлечение бордюрного камня из места его установки в земляном корыте при ремонте доро><ного покрытия. Наличие шарнирно установленного на рукояти захвата позволяет захватить бордюрный камень и обеспечить погрузку его в транспортное средство

Недостатком данного устройства является невозможность обеспечения зачистки. грунтового корыта после извлечения бордюрного камня и подготовка его для дальнейшего использования. Для этой операции используется ручной труд, что является весьма непроизводительным. Кроме того, шарнирное закрепление захвата на рукояти не позволяет точно установить его вдоль бордюрного камня. В случае, если направление продольной оси бордюра и направление действия рыхлительного зуба не совпадают с продольной осью ловителя захвата, бордюрный камень не захватывается и его погрузка в транспортное средство невозмо>кна.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является рабочее оборудование одноковшового экскаватора, содержащее рукоять, шарнирно установ-45 ленный на ней ковш с режущим ножом и прорезью в задней стенке, рыхлитель— ный зуб, состоящий из стойки и заостренной нижней части и установленный соосно с ковшом в его задней части, 50 и гидроцилиндры (2 3.

Недостатком данного рабочего оборудования является невозможность синхронной работы ковша и рыхлительного зуба при разработке грунтов или бордюрного камня из-за отсутствия между ними кинематической связи, обеспечивающей их совместное движение. В этом случае экскаваторщику приходится управлять одновременно 60 гидроцилиндром ковша и зуба. Зачистка грунтового корыта, в котором установлен бордюрный камень, может быть осуществлена в случае, если оно имеет определенную ширину. 65

Захват камня обеспечивается только в том случае, когда равнодействующая сил, действующих на камень со стороны ковша и зуба и момент ее действия направлены внутрь ковша. То есть работоспособность конструкции зависит от месторасположения камня в пространстве и не позволяет осуществлять его эффективный захват и фиксацию в произвольных условиях. 3ахват камней из штабеля, в которых обычно они доставляются, также невозможен, ввиду указанных причин.

В случае захвата камня необходимо большое сжимающее усилие для его удержания трением между ковшом и зубом, чего нельзя достигнуть из-за достаточной высокой хрупкости материала бордюрных камней.

Цель изобретения — повышение эффективности ремонтных бордюроукладочных работ путем обеспечения надежного захвата, фиксации и погрузки бордюрного камня.

Укаэанная цель достигается тем, что в рабочем оборудовании одноковшового экскаватора, содержащем рукоять, шарнирно устанбвленный на ней ковш с режущим ножом и прорезью в задней стенке, рыхлительный зуб, выполненный из стойки и заостренной нижней части и установленный соосно с ков-. шом в его задней части, и гидроцилиндры, ковш кинематически связан с рыхлительным зубом посредством дополнительного гидроцилиндра, один конец которого шарнирно установлен на рыхлительном зубе, а другой — внутри ковша и соединен с последним рычагом, при этом ковш снабжен разме- . щенными в его нижней части подхватывающими зубьями, радиус поворота которых больше радиуса поворота нижней заостренной части рыхлительного зуба, а режущий нож ковша выполнен полым и снабжен упором.

Кроме того, задняя стенка ковша и передняя часть стойки рыхлительного зуба выполнены с посадочными отверстиями и снабжены вставками иэ эластичного материала, установленными в посадочных отверстиях с возможностью съема.

На фиг. 1 изображено рабочее оборудование, общий вид; на фиг. 2 схема захвата бордюрного камня в зависимости от его расположения; на фиг. 3 — рабочее оборудование, вид сбоку; на фиг. 4 — вид A на фиг..3; на фиг. 5 — узел I (укрупнено I на фиг. 3; на фиг. 6 — вид Б на фиг.5; на фиг. 7 — начальный момент извлечения бордюрного камня; на фиг. 8— процесс захвата бордюрного камня; на фиг. 9 - зачистка грунтового корыта рабочим-оборудованием в сложенном положении; на фиг. 10 - рабочее оборудование с захваченным поперек

1087623

35 бордюрным камнем, на фиг. 11 — схема захвата бордюрного камня из штабеля; на фиг. 12 — схема кантования и перемещения бордюрного камня; на фиг.13варианты выполнения сменных эажимных вставок.

Рабочее оборудование одноковшового экскаватора содержит рукоять 1, ковш 2, соединенный с рукоятью 1 посредством универсального шарнира 3, управляемого гидроцилиндром 4. Шири- 10 на ковша равна ширине прорези в грунте под бордюрный камень. Задняя часть ковша 2 выполнена в виде двух жестко закрепленных с боковыми стенками ковша 2, открылков 5. Открылки 5 ус- 15 тановлены под углом к боковым стенкам ковша 2 и образуют прорезь, соответствующую ширине рыхлительного зуба 6, соосно установленного с ковшом 2 в задней его части и управляе- ъ0 мого гидроцилиндром 7. Рыхлительный зуб 6 состоит, из стойки и нижней заостренной части. Ковш 2 и рыхлительный зуб 6 шарнирно закреплены на универсальном шарнире 3 с помощью оси 8. Ковш 2 кинематически связан с рыхлительным зубом 6 посредством расположенного в его прорези дополнительного гидроцилиндра 9.

Один конец дополнительного гидроцилиндра 9 шарнирно установлен на рых- лительном зубе .6, а другой — внутри ковша, и соединен с ним посредством рычага 10, жестко закрепленного в верхней части ковша 2.

Для предотвращения повреждения гидроцилиндр 9 прикрыт кожухом 11, жестко закрепленным между боковыми стенками ковша 2. К нижней части ковша 2 посредством болтовых соединений

12 прикреплен полый режущий нож 13 с,40 упором 14, в который упирается рыхлительный зуб 6 в сомкнутом c êîâøîì положении. В задней нижней части ковша у боковых стенок жестко смонтированы подхватывающие зубья 15, пред- 45 назначенные,для подхватывания бордюрного камня из штабеля, и его надежной фиксации. Радиус поворота подхватывающих зубьев 15 при повороте всего ковша 2 вокруг оси 8 больше радиу-50 са поворота нижней кромки рыхлительного зуба 6. При этом угол ее наклона относительно передней плоскости стойки зуба 6 равен углу, образованному наклонной поверхностью подхватывающих зубьев 15 и задней нижней кромкой ковша и соответствует углу скоса бордюрного камня в поперечной плоскости.

Для более мягкого и надежного захвата грузов без повреждения в ниж-60 ней задней стенке ковша 2 и в передней плоскости стойки рыхлительного зуба 6 выполнены посадочные отверстия 16 и 17, идентичные сменным встав. кам 18 различного профиля, выполнен- 65 ным из эластичного материала, например из резины.

Устройство работает следующим образом.

Рукоять 1 опускается:к месту работы, а ковш 2 совместно с рыхлительным зубом 6 поворачивается гидроцилиндрами 7 и 4 и ориентируется вдоль или поперек бордюрного камня. Шток дополнительного гидроцилиндра 9 выдвигается и раскрывает до максимальной величины зев между рыхлительным зубом 6 и ковшом 2, пбворачивая последний вокруг оси 8. Заостренный конец рыхлительного зуба 6 зацепляется за край,бордюрного камня (фиг.2, 71, отрывает его от монолита, либо поворачиваясь вокруг оси 8 под действием гидроцилиндра 7, либо поднимаясь вместе с рукоятью 1. Противоположной стороной камень обращен к ковшу 2. Втягивание штока дополнительного гидроцилиндра 9 обеспечивает взаимное сближение ковша 2 и зуба 6, при этом расположение подхватывающих зубьев 15 ниже заостренной кромки рыхлительного зуба 6, а также соответствующие углы их наклона обеспечивает перемещение бордюрного камня в пространство между зубом 6 и ковшом 2 (фиг. 2) до тех пор. пока он не упрется в заднюю стенку ковша 2 и не эафиксируется в нем. Захваченный таким образом бордюрный камень погружается в транспортное средство или к месту укладки.

Захват бордюрного камня может осуществляться из любого положения рабочего оборудования при произвольном расположении бордюрного камня.

Установка подхватывающих зубьев 15 так, что их наклонная поверхность образует с задней нижней кромкой ковша 2 угол, равный углу наклона нижней части рыхлительного зуба 6 относительно передней плоскости его стойки и равенство этих углов углу скоса бордюрного камня в поперечной плоскости, обеспечивает независимо от расположения бордюрного камня контакт его с рабочими поверхностями зуба 6 и ковша 2 не по линии, а по плоскости (фиг. 2), что повышает его общую устойчивость, снижает динамические нагрузки и предотвращает раскалывание камня, как это происходит при сильном сжатии его острыми кромками.

Подхватывающие зубья 15 обеспечивают и захват бордюрного камня из штабеля, что затруднительно или совсем невозможно сделать рабочим органом с гладкими рабочими кромками.

Наличие упругой вставки 18 из эластичного материала на задней кромке ковша и передней плоскости стойки рыхлительного зуба позволяет захватывать деревья, столбы и дру1087623 гие предметы без повреждения поверх- ности и динамических нагрузок на них, вызванных ударами рабочих по-. верхностей о поверхность предметов.

Удерживающая способность значительно возрастает, а возможность смены вставок позволяет использовать оборудование для предметов различной конфигурации.

Для выполнения полного технологического процесса перед укладкой но- 10 всго бордюрного камня в грунтовое корыто необходимо зачистить и спрофилировать его дно и боковые стенки.

Поэтому после извлечения бордюрно-)5 го камня ковш 2 и рыхлительный зуб 6 взаимно смыкаются гидроцилиндром 9 до тех пор, пока острая нижняя часть зуба 6 не войдет в полость режущего ножа 13 ковша 2, не упрется в упор

14 и надежно там не зафиксируется.

При этом зуб 6 перекрывает прорезь в ковше между открылками 5, образуя единое целое с ковшом, а рабочее . оборудование принимает внд традиционного экскаватора.

Зачистка грунтового корыта или разработка новой прорези в грунте под бордюрный камень осуществляется либо поворотом всего ковша 2 под действием гидроцилиндра 7 относительно оси 8, либо поворотом рукояти 1.

Использование рабочего оборудования позволит значительно расширить областЬ рационального применения экскаваторов, снизить трудоемкость бордюроукладочных работ за счет ликвидации ручного труда на операциях по зачистке и профилированию земляного корыта, захвату и перемещению камня нэ штабеля, удаленню его из грунта или асфальтобетона и укладке нового. Высокая маневренность и необ-. ходимое количество степеней свободы рабочего оборудования позволяют применять его в стесненных городских условиях при посадке деревьев, установке столбов и ограждений.

1087623

1087623

1087623

1087623 .СоставитЕль Г.Бондарь

РеДактоР С.ПатРУшева ТехРеД Л, Кошобняк Корректор Г. Решетник

Заказ 2600/27 Тираж 644 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4