Устройство для обучения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ , содержащее последовательно соединенный первый блок ввода информа1ШИ , блок оперативной рамяти, формирователь телевизионного сигнала и блок прещлвления информации, первый блок записи и воапрои зедения информации, соединенный с вторым блоком свода инфqpмаиии , отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в .него введены второй блок записи и воспроизведешш информации, блок воспроизведения гра 4ической информации, блок псжащ ового считывания и блок коммутации, пе1тый н второй входы которсях) соединены соответственно с выходами первого и второго блока записи и воспроизведения инфqpмaции , a гюршлй и второй выходы соответственно с входами данных блоков, третий вход блока коммутации соединен с вторым выходом первого блсжа ввоДа инфс мации, a третий выход - с входом бл(жа воспроизведения сигнала графической информации, выходы гру1шы котороаго соединены с входами группы блока оперативной памяти, выходы группы кого (Л рого соединены с входами группы блока . покадрового считывания, выход которого соединен с входом блока коммутахши , четвертый выход которого соединен с вторым входом блока оперативной памяти.
..SU„„1088053 А
g y G 09 В 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, н автв снОМу СвиаатвпьатвМ j (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБУ-, ЧЕНИЯ, содержащее последовательно соединенный первый блок: ввода информации, блок оперативной памяти, формирователь телевизионного сигнала и блок предъявления информации, первый блок записи и воспроизведения информации, соединенный с вторым бпоком ввода инфор-" мации, о т п и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью расширения дидактических
CO (21) 3538711/18-24 (22) 11.01.83 (46) 23.04.84. Бюп. М 15 (72) H.Ó.СЖуневич и В.В.Антипов (71) Всесоюзное специапизироеанное научно-производственное объединение
"Союзвузприбор (53) 581.3.071 (088.8) (56) 1. Авторское свидетепьство СССР
% 698038, кп, С „. 09 В 7/02, 1978.
2. Патент Франции М 2337388, кп. G, 09 В 7/00, опубпик.1977. воэможностей устройства, в .него введены второй блок записи и воспроизведения информации, бпок воспроизведения гра-. фической информации, бпок noxagposoro считывания и бпок коммутации, первый ,и второй входы которого соединены сооТ«« ветственно с выходами первого и второго блока записи и воспроизведения информации, а первый и второй выходы соответственно с входами данных бпоков, третий вход бпока кяимутации соединен с вторым выходом первого бпока ввода информации, а третий выход - с входом бпока воспроизведения сигнала графической информации, выходы группы которого соединены с входами группы блока оперативной памяти, выходы группы кого рого соединены с входами группы блока
, покадрового считывания, выход которого соединен с четвертым входом бпока ксммутации, четвертый выход которого со-, единен с вторым входом бпока оперативной памяти.
1088053
2. Устройство по п.1, о т л и ч а-к щ е е с я тем, что блок воспроиэведе ния сигнала графической информации содержит формирователь импульсов подстройки фазы, последовательно соединен. ные .усилитель, умножитель частоты, . генератор, делитель частоты, формирователь тактовых импульсов, выход которого яв»
I ляется первым выходом блока, а также . последовательно соединенные усилитель, первый элемент задержки, первый селектор, второй элемент задержки и второй селектор, выход которого является вторым выходом блока, первый выход генератора соединен с. вторым входом первого элемента задержки, выход которого соединен с первым входом формирователя импульсов подстройки фазы, второй вход которого соединен с выходом первого селектора, вторым входом второго селектора и является третьим выходом блока, третий sxon соединен с выходом второго элемента задержки, а выход - с вторым входом делителя частоты, второй выход которог соединен с вторым входом первого селектора и третьим входом второго селектора,.второй выход генератора соединен с вторыми входами второго элемента
Изобретение относится к техническим, средствам обучения и может быть испопь эовано для записи графической информации на магнитный носитель со звуковым сопровождением с Одновременным вос- о. 5 произведением информации на экране телевизионного приемника.
Известно обучающее устройство, содержащее блок ввода информации, аудиовизуальный . демонстрационный блок, кадра-1 О йроектор, соединенный с блоком поиска кадра рисунка, дешифратор и два аналого. цифровых пре,образователя, один из которых подключен через дешифратор к блоку поиска кадра рисунка и непосред- 15 ственно к блоку ввода информации и к аудиовизуальному демонстрационному блоку, соединеннсыу через другой аналого цифровой преобразователь с кадропроектором Pl).
Недостатком известного устройства является его сложность. задержки и формирователя тактовых импульсов, вход усилителя является входом блока.
3. Устройство по п.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок покадрового считывания содержит счетчик адреса данных, вход которого является первым входом блока, а выходы соединены с соответствующими входами первых групп блока памяти и схемы сравнения, входы второй группы которой соединены с соответствующими выходами блока памяти и входами преобразователя кода, s выход соединен с первым входом формирователя импульсов "Запись-считывание, второй вход которого соединен с первым входом с"этчика импульсов и является вторым входом блока, третий вход является третьим входом блока, а первый выход соединен с первым входом блока памяти, второй выход — с вторым входом счетчика импульсов, выходы которого соединены с соответствующими входами второй группы блока памяти, выход преобразователя кода соединен с входом усилителя записи, выход которого является выходом блока.
Наиболее, близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для обучения, содержащее последовательно соеди,ненные первый блок ввода информации, блок оперативной памяти, формирователь телевизионного, сигнала и блок предъявления информации, блок записи и воспроизведения информации, соединенный с вторым блоком ввода информации 1» 2).
Недостатком известного устройства являются низкие дидактические воэможности иэ-эа невозможности быстрого формирования обучающих программ с использованием сложных графических материалов.
Белью изобретения является расширеwe дидактических возможностей устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для обучения, содержащее последовательно соединенные первый блок ввода информации, блок оперативной па1088053 мяти, формирователь телевизионного сиг- рого является первым входом блока, и нала и блок предъявления информации, выходы соединены с соответствукецими первый блок записи и воспроизведения входами -первых групп блока памяти и информации, соединенный с вторым бло- схемы сравнения, входы второй групком ввода информации, введены второй пы которой соединены с соответствуюблок записи и воспроизведения информа- щими выходами блока памяти и входами ции, блок воспроизведения сигнала графи- преобразователя кода, а выход соединен ческой информации, блок покадрового с первым входом формирователя импульсчитывания и блок коммутации, первый сов "Запись-считывание", второй вход и второй входы которого соединены со- которого соединен с первым входом счетответственно с выходами первого и вто- чика импульсов и является вторым вхорого блоков записи и воспроизведения дом блока, третий вход является треть- информации, а первый и второй выходы им входом блока, а первый выход сосоответственио с входами данных блоков, единен с первым входом блока памяти, третий вход блока коммутации соединен 1 второй выход — с вторым входом счетс вторым выходом первого блока ввода чика импульсов, выходы которого соеинформации, а третий выход — с входом динены с соответствующими входами блока воспроизведения сигнала графичес- второй группы блока памяти, выход кой информации, выходы группы которого преобразователя кода соединен с входом соединены с входами группы блока опера- о усилителя записи, выход которого являтивной памяти, выходы группы которого ется выходом блока. соединены с входами группы блока покад- На фиг. 1 представлена структурная рового считывания, выход которого соеди схема устройства для обучения; на нен с четвертым входом блока коммута- фиг.2 — блок воспроизведения сигнала ции, четвертый выход которого соединен 5 графической информации; на фиг.3— с вторым входом блока оперативной памя- блок покадрового считывания. ти. Устройство для обучения (фиг. 1)
Кроме того, блок воспроизведения содержит первый Х и второй 2 блоки сигнала графической информации содержит ввода информации, первый блок 3 запиформирователь импульсов подстройки фазы,зо си и воспроизведения информации, 1 последовательно соединенные усилитель, блок 4 коммутации, блок 5 покадровоумножитель частоты, генератор, делитель го считывания, второй блок 6 записи и частоты, формирователь тактовых импуль- воспроизведения информации, блок 7 воссов, выход которого является первым выхо- произведения сигнала графической инфордом блока, а также последовательно со- 35 мации, блок 8 оперативной памяти, форединенные усилитель, первый элемент мирователь 9 телевизионного сигнала задержки, первый селектор, второй эле- и блок 10 предъявления информации. мент задержки и,второй селектор, выход Блок 7 воспроизведения сигнала гракоторого является вторым выходом бло- фической информации (фиг.2) содержит
Ка, первый выход генератора соединен 4О усилитель 11, умножитель 12 частоты, с вторым входом первого элемента за- генератор 13, делитель 14 частоты, фордержки, выход которого соединен с пер- мирователь 15 тактовых импульсов, элевым входом формирователя импульсов мент 16 задержки, первый селектор 17, подстройки фазы, второй вход которого второй элеменг 18 задержки, второй сесоединен с выходом первого селектора, 4> лектор 19 и формирователь 20 импульвторым входом второго селектора и яв- сов подстройки фазы. ляется третьим выходом блока, третий Блок 5 покадрового считывания (фиг.3) вход соединен с выходом второго эле- содержит счетчик 21 адреса данных, мента задержки, а выход — с вторым блок 22 памяти, преобразователь 23 к<>входом делителя частоты, второй выход 50 да, усилитель 24 записи, счетчик 25, которого соединен с вторым входом пер- формирователь 26 импульсов "Записьвого селектора и третьим входом второ-. считывание" и схему 27 сравнения. го селектора, второй выход генератора Устройство работает следующим обрасоединен с вторыми входами второго эле- зом. мента задержки и формирователя такто- 55 С второго выхода блока 1 ввода,информации графическая информация через
Блок покадрового считывания содер- блок 4 коммутации поступает на вход жит счетчик адреса данных, вход кото- блока 3 записи и воспроизведения инфорS 1088053 б мации для записи этой информации на жки и селектором 17 (фиг.2). На вход магнитный носитель, а с первого выхода элемента 16 задержки с выхода усидиблока 1. на вход блока 8 оперативной па- теля 11 поступает сигнал графической мяти, с которого через формирователь 9 информации, а на второй вход -,сигнал на антенный вход блока 10 (телевизи- с выхода генератора 13. Сигнал с эле- онного приемника). Это позволяет одно- мента 16 задержки поступает на вход временно с записью графической информа- селектора 17, на второй вход которого ции на магнитный носитель блока 3 запи- поступает сигнал с делителя 14 частоси и воспроизведения информации конт- ты..Таким образом, в селекторе 7 проролировать на экране блока 10 введен- исходит преобразование хода координат
tî ное изображение графической информации. с фазовой модуляцией в импульсный сиг
Блок 4 коммутации:предназначен для нал, который поступает с выхода млекосуществления перевода устройства в раэ- тора 17 в блок 8 оперативной памяти личные режимы работы: запись графи-, (фиг. 1). ческой информации кадра, запись и пере- Последовательная цепь элемента 18 пись графической и звуковой информации. задержки и селектора 19 осуществляет
В режиме записи графической ииформа выделение сигнала Конец слова . На ции с блока 1 ввода информация посту- первый вход элемента 18 подается выдепает на вход блока 6 (магнитофона) че- ленный селектором 17 сигнал графичесрез блок 4 коммутации и контролируется 2" кой информации, а на второй вход - инна экране блока 10, нроходя через блок версный сигнал с выхода генератора 13.
8 оперативной памяти и формирователь 9 С выхода элемента 18 задержки сигнал
В режиме восцроиэведения графической подается на первый вход селектора 19, информации сигнал с выхода блока 6 че- на третий вход которого поступает сигнал рез блок 4 коммутации поступает s> c делителя 14 частоты, а на второй - не2S вход блока 7 воспроизведения сигнала задержанный сигнал графической инфорграфическай информации, где происходит мации, поступакхций с селектора 17. С выделение последовательного кода ко- выхода селектора 19 сигнал Конец слоординат сигнала, характеризукицего нача ва" поступает в блок 8 оперативной ло или конец записи чисел «оординат и о памяти, с выхода которого сигналы постуснгнала тактовых импульсов. пают на вход телевизионного приемника
Выделение сигналов происходит следу- . 10 через формирователь 9 телевизионноющим образом. Поступающий с блока 6 че го сигнала. Таким образом, производится реэ блок 4 сигнал графической информа- контроль записанной графической информа» ции поступает на вход усилителя 11 З5 ции. Для устранения скачкообразного иэ(фиг.2), осуществляющего коррекцию по менения фазы опорного сигнала, который высокой и низкой частоте, . т.е. коррекцию вызван действием различных помех и сигнала в необходимом частотном диана-. приводит к Обратной работе, т.е. сбозоне, что повышает точность воспроизве- . ем расшифровки сигнала при фазовом модения графической информации. С выхода дуляции в блок 7 воспроизведения сиг40 усилителя 11 сигнал поступает на вход нала графической информации введен форумножителя 12 частоты, где происходит мирователь 20 импульсов подстройки фадемодуляция сигнала, т.е. устранение фа- зы, на один вход которого подается с вызовой модуляции. Выделение сигнала про- хода элемента 16 задержки сигнал граисходит с помощью генератора 13, с ко- фической информации, на другие входы45 торого сигнал поступает на вход делите- сигнал с выхода селектора 17 и с выхоля 3:4 частоты. Таким образом, происхо- да элемента 18 задержки. С выхода фордит формирование сигналов управления и мирователя 20 импульсов сигнал подаетвыделения опорного сигнала для расшиф- ся на установочный вход делителя 14 ровки кода графической информации..С 5О частоты. инверсных выходов генератора 13 и де- В режиме "Перезапись графическая лителя 14 частоты сигналы поступают на информация из блока 8 оперативной памявходы формирователя 15 тактовых импупь ти через блок 5 покадрового считывания сов, с выхода которого на блок 8 опе- и блок 4 коммутации выводится на ративной памяти поступают импульсы син- блоки 6 и 3 (магнитофоны). Это позволяет хронизации. быстро записывать графические иэображеВыделение сигнала координат Х" и ння сложныхграфиковирисунков,на построе«у осуществляется элементом 16 задер- ние которых затрачивается много времени.
7 10880
Блок 5 покадрового считывания (фиг.3) работает следующим образом. На вход счетчика 21 адреса данных из блока 8 оперативной памяти поступают тактовые .импульсы. На выходе счетчика 21 фор- 5 мируется 16-раз,ный код адреса данных грерической информации, поступающий на вход блока 22 памяти и на схему 27 сравнения. Из блока 8 оперативной памяти на счетчик 25 поступают импуль- >0 сы денных, на выходе которого образует ся 4-разрядный код„, поступающий на адресный вход блока 22 памяти. С выхода блока 22 памяти сигнал подается на вход преобразователя 23 параллельного !5 кода в посл 1довательный и на схему 27 сравнения. При сравнении кодов схема
27 сравнения выделяет импульс, поступающий на формирователь 26 импульсов
"Запись-считывание, на вход которого 20, из блока 8 оперативной памяти поступает импульс конца слова. Формировагель 26 импульсов управляет работой блока 22 памяти и счетчика 25 и%пуль сов, обеспечивая режимы работы записи и считываю я сигнала графической информации. Выходы формирователя 26 соединены с входом обнуления счетчика 25 и входом Запись-считывание" блока 22: ламяти. 30
После пр оввния в блоке 23 сигнал поступает на усилитель 24 записи, где происходит усиление и согласование импульсов графической информации, необходимых дпя записи их на магнитофон.
Введение блока покадрового считывания позволяет быстро записывать;графические изображения сложных графиков и рисун- ков, на построение которых затрачивается много времени.
В режиме записи и перезаписи графической информации блок 4 коммутации соединяет выход блока 6 с входом блока
3. С блока 2 ввода информации (микрофона) производится запись звукового coirpoвождения обучающих программ.
Блок 1 ввода графической информации выполнен аналогично известному устройству считывания графической информации.
Селектор 17 выполнен в виде фазового делителя на элементе ИСКЛЮЧАЮШЕЕ
ИЛИ. Селектор 19 выполнен на логическом элементе И-НЕ. Формироватеаь 20 импульсов подстройки фазы выполнен на элементах ИСКЛЮЧАЮШЕЕ ИЛИ и
И-HE. Формирователь 26 .сигнала "Запись считывание содержит: триггеры, логические элементы И-НЕ и И-ИЛИ-HE.
Предлагаемое устройство по дидактическим возможностям превосходит известные за счет возможности быстрого формирования обучаюыих программы с иопользованием сложных графичесжих материалов. фиг 2
1088083 бт & лону 4
От б
Фиг 3
Составитель О.Болдырев
Рвквктор P. 9квккв Техреа Т.Фввтв Корректор Г.Огар
Звквз 2679/49 Ткрвж 447, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Mocha, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент ", г.Ужгород, ул.Проектная,.4