Способ расконсервации временных бортов карьеров
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННЫХ БОРТОВ КАРЬЕРОВ, включающий расширение площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров рабочих площадок, зарезку капитального съезда по периметру конечного контура и транспортирование по нему горной массы, развитие работ на горизонтах по направлению и против направления вскрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности работ и уменьшения длины транспортирования горной массы, на верхнем горизонте одновременно с капитальным съездом в противоположную от него сторону проводят временный съезд, встречньш к грузопотокам полосы разноса борта, которьй. погашают после отработки горизонта, а I на каждом .нижележащем горизонте временный съезд проводят после погашения (Л временного съезда на каждом вышележащем горизонте, при этом горную массу, извлекаемую в противоположном вскрытию направлении, транспортируют на временный съезд.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
09) (11) .
3(59. E 21 С 41 00.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ е °, . . ° ь .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3399805/22-03 (22) 22.02.82 (46) 30.04.84. Бюл. N- 16 (72) И.Н.Александров, В.М.Разживин, В,Т.Лашко, А.С.Карасев, M.Â.Ãàí÷åíêî и Б.П.Подузов (71) Институт геотехнической механики АН УССР и Якутский научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности (53) 622.27 1 (088.8) (56) 1. Хохряков В.С. и др, Проектирование карьеров. И., "Недра", 1969s с. 175-176.
2. Авторское свидетельство СССР
У 800369, кл. Е 21 С 41/00, 1979 (прототип). (54)(57) СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ ВРЕМЕННЫХ БОРТОВ КАРЬЕРОВ, включающий расширение площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров рабочих площадок, эарезку капитального съезда по периметру конечного контура и транспортирование по нему горной 1 ассы, развитие работ на горизонтах по направлению и против направления вскрытия, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения интенсивности работ и уменьшения длины транспортирования горной массы, на верхнем горизонте одновременно с капитальным съездом в противоположную от него сторону проводят временный съезд,: встречный к грузопотокам полосы разноса борта, который пога" шают после отработки горизонта, а на каждом, нижележащем горизонте временный съезд проводят после погашения временного съезда на каждом вышележащем горизонте, при этом горную массу, извлекаемую в противоположном, вскрытию направлении, транспортируют на временный съезд.
1089260
Недостатком известного способа является низкая эффективность отработки горизонтов при реконструкции карьера в связи со значительными затратами на совмещение промежуточ-. ного и конечного контуров карьера, а также недостаточной ритмичностью работы карьера. Обусловлено это тем, что при понижении горных работ невозможно вести расконсервацию временного борта на каждом нижележащем горизонте цо окончания работ на каждом вышележащем горизонте.
55
Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при открытой"разработке месторожд ний полезных ископаемых.
Отработку крутопадающих месторождений глубокими карьерами осуществляют очередями. Такая разбивка карьерного поля на очереди разработки позволяет резко снизить в первый период эксплуатации коэффициент вскры- 10 ши и, следовательно, работать с максимальной эффективностью. Для этого внутри конечных контуров карьера намечают промежуточный контур. При этом работы на горизонтах 15 ведут сначала до этой границы, остав ляя только транспортные бермы, В дальнейшем переходят на последующую очередь разработки путем расконсервации временных бортов карьера. 20
Разнос временного нерабочего борта карьера осуществляют в том случае, . когда резко уменьшается фронт работ по добыче или уменьшается объем вскрышных работ в промежуточных 25 контурах карьера. Понижение горных работ при расконсервации временного борта карьера должно быть достаточно интенсивным, чтобы обеспечить бесперебойную работу карьера по добыче 30 руды и своевременный выход горных работ на конечный контур карьера °
Известен способ расконсервации временных бортов карьеров, включающий последовательное расширение уменьшенных площадок на горизонтах до размеров площадок рабочих с транспортированием горной массы автосамосвалами с использованием съездов. Для того, чтобы начать работы на нижеле- 10 жащем горизонте сначала необходимо расширить уменьшенную рабочую площадку на вышележащем горизонте, и так повторяют цикл работ на всем протяжении углубления карьера )1) .
Наиболее близким к предлагаемому является способ расконсервации временных бортов карьеров, включающий расширение площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров ра. бочих площадок, зарезку капитального съезда по периметру конечного контура и транспортирование о нему горной массы, развитие работ на горизонтах по направлению и против направления вскрытия (2) .
Недостаток способа состоит в низкой интенсивности работ и большой, длине транспортирования горной массы.
Цель изобретения — повышение интенчвности работ и уменьшение длины транспортирования горной массы.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу расконсервации временных бортов карьеров, включающему расширение площадок на горизонтах полосы разноса борта до размеров рабочих площадок, зарезку . капитального съезда по периметру ко;нечного контура и транспортирование о нему горной массы, развитие работ на горизонтах по направлению и против направления вскрытия, на верхнем горизонте одновременно с капитальным съездом в противоположную от него сторону проводят временной съезд, встречный к грузопотокам полосы разноса борта, который погашают после отработки горизонта, а на каждом нижележащем горизонте временный съезд проводят после погашения временного съезда на каждом вышележащем горизонте, при этом горную массу, извлекаемую в противоположном вскрытию направ ленин, транспортируют на временной съезд.
На чертеже показана схема расконсервации временного борта карьера на верхнем горизонте, вид в плане.
Способ осуществляют следующим образом.
На верхнем 1 горизонте карьера при его реконструкции сначала зарезают капитальнный 2 и одновременно временный 3 съезды r o периметру конечного контура 4 карьера. Капитальный и временчый съезды эарезают на глубину, равную высоте уступа,и проводят временный съезд в противоположную от капитального сторону.
После проведения съездов 2 и 3 на вскрытый горизонт 5 устанавливают, например, два экскаватора, которыми
1089260 отрабатывают горизонт в двух противоположных направлениях (по стрелке
Л и Б), экскаватором 6 — по направлению вскрытия (по стрелке А), а экс,каватором 7 — в противоположном на- 5 правлении (по стрелке Б) на всю ширину полосы разноса с оставлением ширины предохранительных берм 8. При этом горные массы транспортируют одновременно как на капитальный,так и на временный съезды. На временный съезд транспортируют горную массу, -отрабатываемую s противоположном вскрытию направлении (по стрелке Б).
Отработку каждого горизонта в двух противоположных направлениях ведут до конца отработки полосы разноса.
После этого экскаватором осуществляются отработки полосы разноса около капитального съезда (по стрелке В)2б и полосы разноса около временного съезда (по стрелке Г). После отработки полосы разноса на горизонте экскаватором осуществляют зарезку капи1 тальйого съезда по периметру конечно-25 го контура карьера на следующий нижележащий горизонт 9. Горную массу нижележащего горизонта 9 отрабатыва- ю ют в направлении вскрытия (по стрел. ке A) и транспортируют на один капи- 30 тальный съезд горизонта 9, отработав горную массу верхнего горизонта, временный съезд экскаватором погашают, при этом горную массу съезда транспортируют на капитальный съезд горизонта. После погашения временного съезда с горизонта проводят временный. съезд на нижележащий горизонт 9 в направлении противоположном вскрытию капитальным съездом. При этом горную массу, отрабатываемую по направлению вскрытия временным съездом (по стрелке Б), транспортируют на этот съезд. Одновременно на капитальный съезд транспортируют горную массу, отрабатываемую в направлении вскрытия этим еъездом.
Отстройку капитального и временного съездов на следующем нижележащем горизонте и транспортирование горной массы по ним осуществляют так же, как это было описано для вышележащего горизонта 9, пока не будут совмещены промежуточный 10 и конечный 4 контуры карьера. И так цикл работ повторяют на каждом последующем нижележащем горизонте при дальнейшей углубке карьера.
Предлагаемый способ по сравнению с базовым позволит повысить эффективность расконсервации временных бортов карьеров за счет интенсификации расконсервации в период реконструкции карьера и повышения ритмичности его работы, так как при от. работке полосы разноса на каждом горизонте транспортирование горной массы осуществляют на два съезда одновременно: на капитальный и временный. Кроме того„ использование предлагаемого способа позволит уменьшить дальности транспортирования горной маесы на каялом горизонте на 40-50Х.
1089260
Составитель В.Тычина
Техред С.Легеза
Корректор Ю.Макаренко
Редактор Ю.Середа
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул . Проектная, 4
Заказ 2891/30 Тираж 564 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
rro делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5