Планетарная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

О4МГЮ

РЕСПУБЛИН (Ю 01) 31Д1 Р 16 Н 1/34

1 ." ., I

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕНН1 1Й КОМИТЕТ CCCP

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ

c C ) CO

ЬР

ЯР (21) 3368876/25-28 (22) 16.12.81 (46) 30.04 .84. Бюл. Р 16 (72) H.з. ернюк, В.Г.Дигтенко, Ю.Б.Наседкин, В,P.Ковалюх и Ю.Н.Плахов (53) 621.833.6 (088.8) (56),1.Патент США Р 3229541, кл. 74-348, 1966.

2. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М,. "Иашиностроение", 1966, с. 219, рис. 1 10 (прототип) . (54) (57) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая сателлиты и центральные колеса с наружными и внутренними зубьями, отличающаяся тем, что, с целью повьнпения долговечности передачи, делительные поверхности центральных колес выполнены вогнутыми, сателлитов — выпуклыми и образованы вращением эпициклоидальных кривых вокруг геометрических осей колес.

1089329

Изобретение относится к машиностроению.

Известны зубчатые передачи, образующие делительных поверхностей колес которых являются дугами окружности (Ij .

Такие передачи не чувствительны к углам перекоса валов но, являясь переборными, имеют невысокую удель" ную мощность.

Наиболее близкой к изобретению является планетарная передача, содер жащая сателлиты и центральные колеса с наружными и внутренними зубьями 2

Зубчатые колеса выполнены прямозу- 15 быж, косозубыми или шевронными. При перекосах и непараллельности осей колес концентрация нагрузки в зацеплениях может достигать значительной величины, что может существенно ока- 20 заться на долговечности передачи.

Цель изобретения — повышение долговечности передачи.

Поставленная цель достигается тем, что в планетарной передаче, 25 содержащей сателлиты и центральные колеса с наружными и внутренними зубьями,. делительные поверхности центральных колес выполнены вогнутыми, сателлитов - выпуклыми и образованы вращением эпициклоидапьных кривых вокруг геометрических осей колес.

На фиг.1 представлена планетарная передача; на фиг. 2 - схема сборки передачи при числе сателлитов рав35 ном двум; на фиг. 3 — образующие делительных поверхностей колес.

Планетарная передача содержит корпус 1, в котором размещены центральные колеса 2 и 3 соответственно с наружными и внутренними зубьями и сателлиты 4, установленные в водиле 5, размещенном на валу б. Делительные поверхности центральных колес 2 и 3 выполнены вогнутыми, а сател45 литов 4 — выпуклыми. Образующие делительных поверхностей могут являться дугами окружности г = г (фиг.3).

Радиусы кривизны образующих зубьев выбирают таким образом, чтобы выпол50 нялся требуемый просвет между бо ковыми поверхностями зубьев на их торцах (д1иг. 3) . Таким образом, толщина зубьев переменна по их длине, т.е. зубья бочкообразные..

Делительные поверхности зубьев могут быть образованы вращением огибающих эпициклоидальных кривых вокруг ,геометрических осей колес.

Твердость рабочих поверхностей зубьев сателлитов может быть выполнена переменной по длине зуба, .уменьшающейся от центрального сечения к торцам зуба на 10-407, а также могут быть использованы сателлиты с переменной по длине зуба глубиной упрочнения, уменьшающейся к торцам на

5-15Х.

Зубчатая передача может быть образована исходным профилемсМ.Д.Новикова.

В общем случае центральное колесо с внутренними зубьями должно состоять иэ двух полонин 7 и 8, которые собираются между собой, например, с помощью резьбового соединения, или склеиваются. На внутренних торцах полувенцов центрального колеса с внутренними зубьями могут быть выполнены торцовые конгруэнтные между собой зубья, число которых равно или кратно числу зубьев центрального колеса с внутренними зубьями.

Радиусы. кривизны делительных поверхностей центрального колеса 3 с . внутренними зубьями в осевом и торцовом центральном сечениях могут быть равными между собой, а число сателлитов равно двум. Центральное колесо 3 при этом целое (фиг.2).

Ппанетарная передача работает следующим образом.

При неподвижном центральном колесе 2 с наружными зубьями и ведущим центральном колесе 3 с внутренними зубьями движение от последнего передается водилу 5 и валу 6.

Благодаря криволинейным профилям зубьев обеспечивается компенсация погрешностей изготовления и монтажа элементов передачи, что приводит к повьпиению ее несущей способности и долговечности. В случае образования делительных поверхностей путем вращения огибающей эпициклоидальной кривой вокруг оси колеса обеспечивается возможность более равномерного распределения нагрузки вдоль пятна контакта, а само пятно распространяется на большую длину зуба. Это вызвано тем, что у огибающих эпициклоидальных кривых изменение радиуса кривизны имеет меньший градиент, чем у окружности вблизи центрального участка, т.е. радиусы кривизны уменьшаются от центрального сечения к торцам колес. Кроме того, зубчатые колеса с такими делительными

I 089329

®U8. 2

Составитель В.Апархов

Техред Л. Микеш

Редактор О.Сопко

Корректор А.Дзятко

Заказ 2903/33 Тираж 913

ВНИИПП Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий !

I3035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул. Проектная, 4 поверхностями являются высоко технологичными, поскольку профили. зубьев могут образовываться дисковыми профильными инструментами, центр которых движется по эпициклоидалъной кривой, воспроизводимой с помощью дифференциального механизма.

Носкольку зубья выполнены криволинейными в осевой плоскости, профиль зубьев может быть выполнен как эвольвентным, так и образован исходным контуром М.Л.Новикова, что повышает нагруэочную способность по контактным напряжениям.

Поскольку износ зубьев сателлитов начинается от центрального сечения к торцам, уменьшение в этом же, направлении твердости и глубины упрочненной поверхности также обеспечивает повышение долговечности передачи.

Это возможно путем прессования колес из металлических порошков с программно изменяемым составом лигирующих элементов по сечениям, подстуживания центрального сечения при закалке, деформирования поверхностей с предварительным различным припуском, неравномерной закалки зубьев, например, с помощью лазерного луча и т.д.

Применение предлагаемой планетарной передачи в различных областях транспортного машиностроения обеспечит снижение металлоемкости редукторов при сохранении высокой несущей способности и долговечности.