Магнитопровод электрической машины с распределенной обмоткой
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБМОТКОЙ , содержащий ярмо и зубцы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения размеров магнит провода в направлении, перпендикулярном рабочему зазору, и снижения потерь, ярмо и зубцы выполнены по меньшей мере из однослойного листо вого элемента, расположенного параллельно рабочему зазору, причем зубцы образованы вырубленными учас ками листового элемента, отогнутыми на угол, например, прямой. 2. Магнитопровод по п. 1, о Т лич ающийся тем, что листовой элемент имеет несколько слоев , причем зубцы слоев, удаленных от рабочего зазора, входят в пазы более близких к зазору слоев. 3.Магнитопровод по п.1,0 т л и чающийся тем, что, с целью использования в линейной электрической машине,листовой элемент выполнен в виде прямоугольных пластин, 4,Магнитопровод по п. 1, отличающийся тем, что, с целью использования в торцовой электрической машине, листовой элемент выполнен в виде дисков. 5,Магнитопровод по п, 2, отличающийся тем,что.,с целью использования в цилиндрической вращательной электрической мащине,листовой элемент выполнен в виде непрерывной ленты, свернутой в спираль.
COOS СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
31 Ц Н 02 К 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3466650/24-07 (22) 07.07.82 (46) 30,04.84. Бюл. Р 16 (72) В.Н. Зонов (71) Новосибирский электротехнический институт (53) 621.3.042(088.8) (56) 1. Иванов-Смоленский А.М.Электрические машины. М., нЭнергия", 1980, с, 370.
2. Авторское свидетельство СССР
9 278836, кл. Н 02 К 15/20, 1970 ° (54)(57) 1, МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБМОТКОЙ, содержащий ярмо и зубцы, отличающийся тем, что, с целью уменьшения размеров магнитопровода в направлении, перпендикулярном рабочему зазору, и снижения потерь, ярмо и зубцы выполнены по меньшей мере из однослойного листового элемента, расположенного па— раллельно рабочему зазору, причем зубцы образованы вырубленными участ2 1
»SU„„ А ками листового элемента, отогнутыми на угол, например, прямой.
2. Магнитопровод по п. 1, о л и ч а ю шийся тем, что листовой элемент имеет несколько слоев, причем зубцы слоев, удаленных от рабочего зазора, входят в пазы более близких к зазору слоев.
З.Магнитопровод по п.1,о т л и— ч а ю шийся тем,что,с целью ис. пользования в линейной электрической машине, листовой элемент выполнен в виде прямоугольных пластин.
4. Магнитопровод по п. i, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью использования в торцовой элект. рической машине, листовой элемент выполнен в виде дисков.
5. Магнитопровод по и. 2, о т— л и ч а ю шийся тем,что,с целью использования в цилиндрической вращательной электрической машине,листовой элемент выполнен в виде непрерывной ленты, свернутой в спираль.
1089705
Изобретение относи ся к электрическим машинам переменного тока ли— нейного, торцового и цилинцрическога исполнения и может быть использовано в конструкциях этих машин.
Известен магнитопровод электрической машины, у которого ярмо, выполненное заодно с зубцами (например, штамповкой), расположено в объеме, ограниченном размерами ак .О тивной части машины и находится с тыльной стороны по отношению к paGoчему воздушному зазору fl) .
В данном магнитоправоде велик раэ мер в направлении, перпендикулярном рабочему зазору, и невозможно изготовить зубцы шириной соизмеримой с диаметром обмоточного материала, например медного провода, вследствие технологических ограничений штамповочного оборудования.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является магнитопровод электрической машины
25 с распределенной обмоткой, в котораи эффект измельчения структуры достигается нетрадиционным изготовлением, а именно зубцовая зона статора выполи „-а иэ ряда пакетов, набранных из чередующихся между собой проводников обмотки и отделенных слоем изоляции листовых ферромагнитных ввел*атон(2 .
В этом магнитопроводе зубцовопазовый слой отделен от ярма технологическим зазором, наличие которого > в магнитной системе привоцит к увеличению намагничивающего тока в машине и, следовательно, к увеличению потерь. Кроме того, размер магнитопровода в направлении возцушного, !О зазора определяется. высоток зубцов и высотой ярма.
Цель изобретения — уменьшение размеров магнитной системы в направлении, перпендикулярном рабочему
Фазору и снижение потерь.
Указанная цель достигается тем, что в магнитопроводе электрической машины с распределенной обмоткой ярмо и зубцы выполнены по меньшей мере иэ ОднОслОЙнОГО листОВОГО элемента расположенного параллельно рабочему зазору электрической машины, причем зубцы образованы вырублени(ми участками листового элемента, отогнутыми на угол, например, прямой,.
Листовой элемент может быть многослойным, при этом зубцы oлоев, удаленных от рабочего зазора, входят в пазы более близких к зазору слоев.
С целью использования в линейной электрической машине листовой элемент выполняется в виде прямоугольных пластин, Для использования в торцовой элект. рической машине листовой элемент выполняется в ниде дисков.
Для использования в цилиндричес— кой вращательной электрической машине листовой элемент выполнен в виде непрерывной ленты, свернутой в спиp aa
На фиг. 1 изображен магнитопровод линейной машины с симметричным расположением ярм вне зубцовай зоны; на фиг, 2 — то же„ с несимметричным расположением ярма„ на фиг,3 магнитапровод торцовой машины с симметричным расположением ярм вне эубцовой эоны; на фиг. А и 5 — то же, с несимметричным расположением; на фиг. 6 и 7 — магнитоправод враща тельной цилиндрической машины с симметричным расположением ярм вне зубцовой зоны; на фиг. 8 — то же, с несимметричным расположением ярма; на фиг, 9 и 10 — пути замыкания магнитного потока для развернутой магниткой системы, Кагнитапровод для линейной машины (фиг. 1 и 2 ) набран из отдельных пластин, которые содержат ярмо 1, зубцы 2., пазы 3. Пластины выполнены из ферромагнитного материала и имеют прямоугольную форму, причем зубцы 2 расположены параллельно маньшей стороне заготовки. Набор пласТИН ВсйПОЛНЕН TaК, ЧТО ЗубцЫ НнжНИХ пластин вставлены в пазы верхних, Количества отдельных пластин в наборе определяется необходимостью создания магнитного потока, соответствующего мощности электрическоР
Иагнйтопровод для торцовой маши ны (фиг, 3-5) набран из отдельных дисков„ которые содержат ярмо зубцы 2, пазы 3. Диски выполнены из ферромагнитного материала, причем зубцы 2 расположены радиально, Набор дискон выполнен так, чтс:. зубцы нижних дисков вставлены в пазы верхних. Количество отдельных дисков в наборе определяется необходимостью (..оздания магнитного потока, соот!
089705 ветствуюц его мощнос ости электрической машины.
Магнитопрово д для цилиндрической вращательной машины фиг. 6-8) выполнен в в е ид ленты 4, которая содержит ярмо 1, . оцы 2 пазы 3, Лента выполнена из е ферромагнитного материала п ич р ем зубцы вырублены вдоль всей длины, и намотана в в витков виде зу цы поов спирали так, .то з б следующих витков вход т шеств х ят в пазы предующи . Количество витков спи али оп е ел р д яется необходимостью созв спирадания магнитного по тока, соответствующего мощности электр ктрической машины. тов магнитоДля всех трех варианто ом расположепровода при симметричном а нии ярма 1 нии р 1 относительно зубцов 2 рина ярма с к цов шис каждой стороны обеспечивает п о р хождение половины аб потока а и ра очего ока, а при несимметричном— хо ждение всего магнит м — проного потока.
При и оте р кании тока по статорной обмотке 5 (фиг 9) магнитный поток Ф, созданный этим током проходит по рабочему воздушному заз 6 зору и по зубцам статора затем по
У по ферромагнитному перехо ду, специально оставленному при вы бке ру зубцов,и далее проходит по я м р у, расположенному вне зубцовой зоны. Благода ря этому уменьшается разме маш пе р машины в направлении, ушному зазору. перпендикулярном воздуш
При этом на п т у и магнитного потока отсутствует технологиче скин зазор, что приводит к уменьшению тока на1О магничиван ивания, а следовательно, к уменьшению потерь.
Минимальная толщина б зу ца для всех трех ва риантов определяется толщиной е о рр магнитного материала !
5 и может быть соиз змерима с диаметром обмоточного провода Э тим достигается снижение высших гармонических составляющих тока машинь что также уменьшает потери.
20 и
Открытые пазы зы в предлагаемых вариантах магнитной систе Mb1 позволяют при изготовлении статоро в электрических машин применить статорообмоточные станки, Уменьшение размера машины в направлении пе рпендикулярном рабочему зазор об у, легчает конструирование устройств с встроенными ми электродвига-. телями, например мотор-колеса для автомобиля в
30 и алков прокатных станов оэволяет уменьшить их б
Э
ra ариты.
li)89i0i
1089705
1089/05
1089705
1089705
Заказ 2949/52
Тираж 667 Подписное
БНИИПИ Государс-.ÿeííoão комитета СССР по делам изобретений и открытий
l13035, Москва, И-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ЛПП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель В. Алфимов
Редактор В. Петраш Техред Т.Маточка Корректор А.Ференц