Сердечник магнитопровода электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СЕРДЕЧШ1К МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, имеющий шихтованные из стальных листов пакеты , радиальные вентиляционные каналы , расположенные между пакетами. и обращенные внутрь вентиляционных каналов и расположенные на их стенках турбулизаторы, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и уменьшения вентиляционных потерь, турбулизаторы выполнены в виде ряда выступов полукруглой формы высотой 5-10% от ширины канала и расположены по концентрическим окружностям на крайних листах пакетов от расточки к периферии сердечника. 2. Сердечник по п. 1, отличающийся тем, что указанные выступы на противоположных крайних листах одного вентиляционного кана (Л ла выполнены со взаимным смещением. 00 со
СОЮЗ СОНЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 10 А
H ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВ(ННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbiTMA (21) 3432762/24-07 (22) 05.05.82 (46) 30.04.84. Бюл. 1(- 16 (72) Б.И, Гринберг и Ф.P. Коренцвит (71) Производственное объединение
Уралэлектротяжмаш им. В.И. Ленина (53) 621..313-713(088.8) (56) I. Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин, ГЭИ, 1958, с. 52,65.
2. Авторское свидетельство СССР
У 547921, кл. Н 02 К 1/20, 1975. (54)(57) 1. СЕРДЕЧНИК МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, имеющий шихтованные из стальных листов пакеты, радиальные вентиляционные каналы, расположенные между пакетами, 3(5D Н 02 К 9/04 1/20 и обращенные внутрь вентиляционных каналов и расположенные на их стенках турбулизаторы, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и уменьшения вентиляционных потерь, турбулизаторы выполнены в виде ряда выступов полукруглой формы высотой
5-10Е от ширины канала и расположены по концентрическим окружностям на крайних листах пакетов от расточки к периферии сердечника.
2. Сердечник по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что указанные выступы на противоположных крайних листах одного вентиляционного канала выполнены со взаимным смещением.
1 ОЯ!) 7! 0!
Изобретение отно-èòñÿ к :электротехнике, а более конкретнс к электромашиностроению, и может быть использовано при изготовлении охлаждаемых газом сердечников магнитопровода крупных электрических машин.
Известна конструкция сердечника магнитопровода электрической машины, шихтованного из стальных листов, которых вь2полнены отверстия, образующие аксиальные вентиляционные каналы. Поток охлаждающего гаэа, про— ходящий по аксиальным каналам, от-водит потери, выделяющиеся в сер дечнике магнитопровода (11 .
Такая конструкция сердечника в крупных электрических машинах не обеспечивает эффективного охлаждения из-за неравномерности отвода тепла, вызванной нагревом газа в длинном канале, а также приводит к большим вентиляционным потерям в связи с большим гидравлическим сопротивлением длинных каналов в сердечнике.
Известен также сердечник магHHTQ провода электрической машины имею) щий шихтованные из стальных листов пакеты, радиальные вентиляционные Зб каналы, расположенные между пакетами и обращенные внутрь вентиляционных каналов, и расположенные на стенках канала тураулнаатары (2) .
Однако в указанной конструкции не обеспечивается турбулизация потока по всей поверхности пакета, а. вентиляционные потери значительны, Цель изобретения — повышение эф40 фективности охлаждения сердечника а. магнитопровода электрической машины и уменьшение вентиляционных потерь.
Для достижения указанной цели в сердечнике магнитопровода электри4 ческой машины, имеющем шихтованные
Яз стальных листов пакеты, радиальные вентиляционные каналы, расположенные между пакетами и обращенные внутрь вентиляционных каналов и расположенные на их стенках турбулиза50
Форы, последние выполнены в виде ряда выступов полукруглой формы высотой 5 — 10% от ширины канала и расположены по концентрическим окружно="тям на крайних листах пакетов от расточки к периферии сердечника, Указанные выступы на противоположных крайних листах одного вентиляционнага канала выполнены со взаимным смещением.
Большая высота выступов выполняется при скоростях газа в канале до
15 М! с, меньшая Bblcoòa выступа— прн cкаростях 20 1!/с и выи1е. Такое выполнение крайн! х листов пакета позволяет получить турбулентное движение газа в пристеночном слое и тем са1г!!м повысить теплаатдачу с поверхности пакета, обращенной в раД И cL Ь Н Ъ1Й В Q Н т И П Я Ц И а Н НЬ A К Э Н ал б тт 3 величения расхода газа и ве:-:тиляционных пот =рь в канале, На фиг. . показан сердечник магниэопРовоДа электРической машиныр продольный разрез:, на фиг-. 2 — раз— р з А-А на фиг, 1; на фиг, 3 — узел Т
На фиг,,: на фиг, 2! — Та же, вариант исполнения.
Серде ник магнитоправода cc .стоит из пакетов 1, шихтованных из листов
2. Распоря! 3, установленные между пакетами 1р образуют радиальные вентИЛЯЦИОННЬтв КанаЛЫ 21. На КРайНИХ листах 5 пакетов 1 выполнен ряд выступов 6 полукруглой формы, обра— шенных внутрь радиального вентиляционного канала 4, имеющих высоту
5-10% ат ширины канала 4 и расположенных перпендикулярно аси каждого вентиляционного канала 4, обра"-.ованного между распорками, 3. Указанные выступы 6 на противоположных крайних листах 5 одного вентиляционного канала 4 могу-. быть выполк иены в шахматном порядке 1 фи:, Потери, выделяющиеся в сердечникс магнитопровада, передаются через поверхность крайних листов 5 охлаждающему газу,, движущемуся в радиальном канале 4.
Охлаждающий газ в радиальном вентиляционном канале 4, движущийся вдаль павсрхности крайних листов 5, встречает на своем пути выступы 6 срывается с них и образует =.-ихри.
Вихрь скользит вдоль гладкой поверхности листа 2 и к моменту его раccасывания натыкается на слепую ц1ий !эыступ 6, в дальнейшем картина
" îâòîðÿåòñÿ. Такая турбулизация охлаждающего газа на границе вихреьай облас ги .-.ривадит к интенсивному теплоабмену. Выполнение чередующих"я высту-; †.ов в крайних листах пакетов позволяет обеспечить опережение рос ra тег!лоотдачи с поверхности па1089710
Д-A г гФк
Puz. 5
Г ХФЕ
Дог. 0
3НИИПИ Заказ 2949/52 Тираж 667 Подписное
Онлнал ППП "Патент", г.уигород, ул.Проектное, 4 кетов, обращенных н вентиляционный радиальный канал, по сравнению с ростом гидравлического сопротивления в канале.
К достоинствам предлагаемого сердечника магнитопровода следует отнести и то, что турбулентные вихри, образующиеся в пристеночном слое, мешают отложению пыли на поверхности крайних листов пакетов, сохраняя тем самым первоначальную высокую теплоотдающую способность пакетов, Скорость газа в радиальных вентиляционных к..налах в крупных электрических Машинах является определяющим фактором при расчете общего расхода газа через машину.
Повьш|ение теплоотводящей способности охлаждающего газа в радиальном вентиляционном канале при выполнении выступов по предлагаемому изобретению позволяет в 1,5-2 раза снизить расход охлаждающего газа, необходимого для охлаждения сердечника магнитопровода, а следовательно, значительно уменьшить вентиляционные потери, при этом сохраняется на том же уровне нагрев cfàëè сердечника магнитопровода и обмотки.