Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая статор, станину и воздухоохладитель , выполненный в виде уста .новленных на станине оребрённых тепловых труб с частями, расположенными во внутренней полости машины, отличающаяся тем, что, с целью повьшения эффективности охлаждения и упрощения технологии изготовления, тепловые трубы воздухоохладителя выполнены в виде прямоугольных блоков, ориентированных широкой стороной вдоль спинки статора. 2. Машина по п.1, отличающая с я тем, что части блоков, расположенные во внутренней полости машины , имеют ребра, размещенные на широких сторонах блоков и образованные S . вьщавливанием материала тепловых труб. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) Я((ы
31511 Н 02 K 9/18
- м
); ФФВ, Ф
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ:
Н ABTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3516138/24-07 (22) 29.11,82 (46) 30.04;84. Бюл. № (72) Я,Б,Тубис, М.С.Фанарь, В.И.Радин, И.А.Воробьева, 3,А.Капалина и Г.А,Савченков (71) Всесоюзный; научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.313,713(088.8 ) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
¹ 443442, кл, Н 02 К 9/18,1974, 2. Авторское свидетельство СССР № 671003, кл. Н 02 К 9/18, 1979. (54)(57) 1, ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая статор, станину и воздухоохладитель, выполненный в виде установленных на станине оребренных теп— ловых труб с частями, расположенными во внутренней полости машины, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения и упрощения технологии изготовления, тепловые трубы воздухоохладителя выполнены в виде прямоугольных блоков, ориентированных широкой стороной вдоль спинки статора.
2, Машина по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я гем, что части блоков, расположенные во внутренней полости машины, имеют ребра, размещенные на широких сторонах блоков и образованные выдавливанием материала тепловых труб.
1089711
Изобретение относится к охлаждению электрических машин закрытого исполнения.
Известна электрическая машина закрытого исполнения с воздухоохладите — 5 лем, выполненным на тепловых трубах различной длины, причем цлинные трубки установлены своими концами в зоне лобовых частей обмоток, а короткие— в зоне спинки статора, а другие концы всех трубок выведены через окна, вынолненные в стенке станины (1) °
Недостатком этой конструкции является сравнительно низкая эффективность теплообмена при кипении промежуточного теплоносителя в тепловых трубах, а также относительно высокое аэродинамическое сопротивление пучка тепловых труб, приводящее к дополнительным механическим потерям и сниже- 0 нию скорости обдува трубок.
Наиболее близкой к предлагаемой является электрическая машина,содержащая статор,станину и воздухоохладитель, выполненный в виде установленных на станине тепловых труб с частями, расположенными во внутренней полос-: ти машины. Концы тепловых труб расположены в зонах спинки статора и лобовых частей обмоток f2) .
Однако такая конструкция воэдухо- охладителей приводит к срыву воздушного потока на зауженных концах трубок, не обеспечивает существенного снижения аэродинамического сопротивления, а выполнение внешних участков тепловых труб круглого сечения приводит к значительной разности в коэффициентах теплоотдачи при равных скоростях потока на охлаждаемых и обогреваемых участках тепловых труб и усложнению технологии изготовления.
Для обеспечения требуемой охлаждающей способности теплообменника необходимо устанавливать большое число труб, Это также приводит к уменьшению скорости обдува трубок, а главное. к увеличению трудоемкости при изготовлении воздухоохладителя, так как каждая труба подлежит индивидуально50
gy изготовлению (процесс состоит из очистки труб, подготовки теплоносителя, дозировки, вакуумирования и герметизации). Применяемое пластинчатое и проволочное оребренне тепло— > ) вых труб хотя и увеличивает поверхность теплообмена, но при этом приводит к уменьшению сечения каналов для пгохода воздуха, увеличивает аэро динамическое сопротивление и частично перекрывает воздушный поток во внутренней полости двигателя, создаваемый внутренним вентилятором и лопатками ротора, Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения и упрощение технологии. изготовления.
Для достижения поставленной цели в электрической машине, содержащей статор, станину и воздухоохладитель, выполненный в виде установленных на станине оребренных тепловых труб с частями, расположенными во внутренней полости машины, тепловые трубы воэдухоохладителя выполнены в виде прямоугольных блоков, ориентированных широкой стороной вдоль спинки статора.
При этом части блоков, расположенные во внутренней полости машины, имеют ребра, размещенные на широких сторонах блоков и образованные выдавливанием материала тепловых труб.
На фиг.1 представлена машина, продольный разрез; на фиг.2 — то же, вид со стороны свободного конца вала; на фиг. 3 — блок тепловой трубы, вид спереди; на фиг.4 — то же, вид с торца.
Электрическая машина состоит из паI кета 1 статора,обмотки 2 статора,рото-, ра 3, станины 4 с укрепленным на ней воздухоохладителем 5, состоящим из тепловых труб 6, снабженных ребрами 7, и вентиляторов 8 и 9, а также кожуха
10. Сплошными стрелками показано движение внутреннего воздуха, пунктирными — наружного воздуха.
Внутренний воздух циркулирует за счет действия внутреннего вентилятора 8, обогревая поверхность тепловых труб, расположенных во внутренней полости машины, Эта поверхность снабжена ребрами 7 высотой 2-4 мм. Ребра увеличивают поверхность теплообмена тепловой трубы, а также создают местную турбулиэацию воздуха, что увеличивает коэффициент теплоотдачи поверхности тепловой трубы при практически неизменном аэродинамическом сопротивлении воэдухоохладителя с гладкими трубами. Тепловые трубы охлаждаются потоком воздуха, создаваемым вентилятором 9 наружного обдува.
Такая конструкция воздухоохладителя существенно упрощает технологию и снижает трудоемкость его изготовле! (189711 ф Г 3
Составитель Л.Карцева
Редактор В.Петпаш Техред И.Тепер Корректор А. Ференц
Заказ 2949/52 Тираж 667 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д.4/5
Филиал ППП "Патент", г,Ужгород, ул.Проектная,4 ния. Например, для двигателя 4A315È6 (мощность 160 кБт) воздухоохладитель состоит из 208 одиночных тепловых трубок. В предлагаемой конструкции воздухоохладитель состоит из 22 блоков, т.е. почти десять раэ уменьшается трудоемкость изготовления возду— хоохладителя. Кроме того, поперечные ребра не препятствуют проходу воздушного потока, тем самым уменьшается аэро5 динамическое сопротивление и увеличивается эффективность теплообмена в целом.