Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якорей электрических машин

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДНЯ КОМПЛЕКСНОГО ОБНАРУЖЕНИЯ ОБМОТОЧНЫХ ДЕФЕКТОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, отличаю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, повышения быстродействия и надежности, оно снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными обмотками , первичная обмотка -которого является индуктором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения,введено пороговое устройство с встречно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют вывоу i дЫ для подключения к контактным лепест кам машины, выходы пороговых устройств (/) подключены к индикаторам посредством введенных логических элементов ИЛИ.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А

3(51) Н 02 К 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<4g

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2 1 ) 3 42 2 88 7 / 2 - 07 (2 2 ) 1 6 . 04 . 82 (4 6 ) 30 . 04, 84, Бюл . Р 1 6 (7 2 ) И . П . Гамкр елидзе, Б . М . Мшвилдадзе

M . 3 . Гур г енидз е и 3 . И . Гамкрелидз е (7 1 ) Всесоюзный научно-исследовательский про ектн -конструкторский институт электрических машин малой мощности (5 3 ) 62 1 . 3 1 3 . 32 3 (О 88 . 8) (56 ) 1 Авторское свидетельство СССР

Р 1 3 2 320, кл . С О 1 Р 3 1 / 0 6, I 9 60 .

2, Авторское свидетельство СССР

Р 5 3 5666, кл . H 0 2 К 1 5 / 00, 1 9 7 6, (54 ) (5 7 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО

ОБНАРУЖЕНИЯ ОБМОТОЧНЫХ ДЕФЕКТОВ ЯКОРЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, повышения быстродействия и надежности, оно снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными об.мотками, первичная обмотка .которого является индуктором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения, введено пороговое устройство с встречно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют выво-, ды для подключения к контактнымлепест- Q кам машины, выходы пороговых устройств подключены к индикаторам посредством введенных логических элементов HIIH.! 089 713

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при контроле и определении качества изготовления электрических машин, в частности для обнаружения обрыва, 5 отрыва, межламельного и межвиткового замыкания.

Известно устройство! для обнаружения обмоточных дефектов якорей электри" ческих машин, содержащее питаемый переменным током повышенной частоты электромагнит,в который помещается проверяемый якорь, механизм вращения якоря и двух щупов, накладываемых на смежные пластины коллектора. Устройство содержит также электронный блок,состоящий из тиратронного реле с двумя дифференциально включенными трансформаторами в сеточной цепи, один из которых питается напряжением повышенной 20 частоты,а другой — напряжением,снимаемым со щупов,и прерыватель,вращающийся синхронно с якорем и включенный .в анодную цепь тиратронного реле, срабатывающего при наличии 25 повреждения в якоре. Характер неисправности определяется по показаниям ( вольтметра в цепи сетки тиратройов fIj .

Недостатком известного устройства является наличие в устройстве трущихся частей, неоднозначность определения дефекта,а также инерционность устройства, Наиболее близким : к предлагаемому является устройство для комплексного !5 обнаружения обмоточных дефектов в якоре электрической машины, содержащее источник переменного напряжения. индуктор и индикатор.

Индуктор устройства расположен с над лобовой частью обмотки с одной стороны якоря, а приемник — над лобовой частью обмотки с другой стороны якоря, причем индуктор и приемник размещены в осевых плоскостях якоря 4> ð, углом друг к другу (21, Недостатками известного устройства являются необходимость совмещения плоскостей дефектной секции с контура H индуктора H приемника нали чие вращающихся частей, большое время измерений.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей, увеличение ( быстродействия и повышение надежнос (.( ти устройства.

Указанная цель достигается тем, что устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов якарей электрических машин, содержащее источник переменного напряжения, индуктор и индикаторы, снабжено измерительным трансформатором с несколькими вторичными обмотками, первичная обмотка которого является ийдук тором и содержит выводы для подключения к источнику переменного напряжения, введено порОговое устройство с вс-.речно подключенными к нему диодами, через которое вторичные обмотки трансформатора соединены между собой последовательно и встречно, причем средние точки соединения диодов и пороговых устройств имеют выводы для подключения к контактным лепесткам машины, выходы пороговых устройств подключе— нь к индикаторам посредством введен-. ных логических элементов ИЛИ.

На чертеже изображена схема предлагаемого устройства.

Устройство для комплексного обнаружения обмоточных дефектов,, а именно обрыва, отрыва, межламельного и межвиткового замыканий в якорях электрических машин содержит измерительный трансформатор 1 с индуктором в виде первичной обмотки 2 и вторичными обмотками 3-9; причем первичная обмотка 2 подключена к источнику переменного тока (не показан, вторичные обмотки 3-9 измерительного трансформатора 1 через пороговые устройства 10-15 и встречно подключенные диоды 16 — 17, !8-19, 20-21 соединены между собой последовательно и встречно секции испытываемого яко> ря 22-28. Средние точки соединения диодов 16-17, 18-19, 20-21 и пороговых устройств 10-!5, 11-12, 13-14 подключены через пары контактный лепесток — ламель 29-35 соответственно, между секциями 22-28, 22-23, 22 — 24, 24-25, 25-26, 26-27, 27-28 испытываемого якоря, Выходы пороговых устройств

10-15, число которых равно числу обнаруживаемых дефектов в якоре, подключены к логическим элементам 36-39

1ПИ, число которых также равно числу обнаруживаемых дефектов. К выходам логических элементов 36-39 HJIH подключены индикаторы, выполненные в виде электрических ламп 40-43.

Устройство работает следующим образом, При подаче питания на первичную обмотку 2 трансформатора 1 на вторичных его обмотках 3-9 индуктируется

i 089713

Составитель В. Трегубов

Техред МеТепер

Корректор А.Ференц

i åäàêòoð Ю,Середа

Подписное

Тираж 667

ВЫКИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035 Москва Ж-35 Раушская наб. д.4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 2949/52 напряжение, которое вызывает нрохождение тока через диоды 16-17 18-19, 20-21, пороговые устройства 10-15,пары контактный лепесток — ламель 29-35 и секции контролируемого якоря 22-28.

При отсутствии дефектов в секциях контролируемого якоря 22-28 электрические лампы 40-43,подключенные к выходам логических элементов 36-39 ИЛИ, не зажигаются. При наличии же дефек10 тов в секциях (обрыва, отрыва, межла-. мельного или межвиткового замыканий) на соответствующих каждому определенному дефекту выходе пороговых устроиств 10-15 напряжение падает до ми15 нимума, фиксируется соответствующим обрыву, отрыву, межвитковому или межламельному замыканию элементов ИЛИ

36, 37, 38 или 39, подсоединенным к каждому определенному выходу пороговых устройств 10-15 и электрические лампочки 40,41,42 или 43 зажигаются, При применении предлагаемого устройства достигается положительный эффект,заключающийся в расширении функциональных возможностей за счет одновременного секционного контроля на обрыв, отрыв, межламельное и межвитковое замыкание, в увеличении быстродействия за счет осуществления контроля только электрическим способом, причем время контроля обусловлено лишь установкой и снятием контролируемого якоря,а также в повьппении надежности.