Узел крепления ковшей элеватора к тяговым круглозвенным цепям
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОВШЕЙ ЭЛЕВАТОРА К ТЯГОВЫМ КРУГЛОЗВЕННЫМ ЦЕПЯМ, включающий проушины, жестко соединенные с ковшом, поводки, пропущенные через проушины и .сочлененные со звеньями цепи, и злементы фиксации поводков,отличающийс я тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа « повышения универсаль-, ности, каждая проушина выполнена из отрезка цилиндрической трубы с поперечным V-образным вырезом, при этом звено-цепи установлено своей прямоли|Нейной частью в V-образном вырезе, а поводок выполнен в виде цилиндрического стержня с продольным V-образным вырезом, установлен внутри проушины и прикреплен к ней, причем линия пересечения плоскостей симметрии вырезов проушины и поводка при совмещенном их положении совпадает с продольной осью прямолинейной части звена цепи.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (111
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКСИЧФ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3556542/27-03 (22) 23.02.83 (46) 07.05.84. Бюл. Ф 17 (72) В.А. Рычков, К.А. Усов, В.И. Ситников и А.М. Вассерман (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по технологии и экономике хранения, транс» портировки и механизации внесения в почву минеральных удобрений (53) 621.867.1(088.8) (56) 1. Машины непрерывного транс- . порта. Под ред. В.И. Плавинского. М., "Машиностроение", 1969, с. -264, рис. 153в, г.
2. Патент ФРГ У 1000283, кл. В 1 Е 40, опублик. 1955.
3. Патент. СССР 1(.583730, кл. В 65 G 17/38, опуфлик. 1977.
4. Авторское свидетельство СССР
Ф 755698, кл. В 65 G .17/12, 1980.
5. Патент СССР В 646898, кл. В 65 С 17/12, опублик. 1979 (п тотип).
y(sg B 65 С. 17/42; В 65 С 17/38 (54) (57) 1. УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КОВШЕЙ
ЭЛЕВАТОРА К ТЯГОВЫМ КРУГЛОЗВЕННЫМ
ЦЕПЯМ, включающий проушины, жестко соединенные с ковшом, поводки, пропущенные через проушины и .сочлененные со звеньями цепи, и элементы фиксации поводков, отличающийся тем, что, с целью упрощения монтажа и демонтажа и повышения универсальности, каждая проушина выполнена из отрезка цилиндрической трубы с поперечным V-образным вырезом, при этом звено. цепи установлено своей прямоли,нейной частью в U-образном вырезе, а поводок выполнен в виде цилиндричес кого стержня с продольным Ч-образным вырезом, установлен внутри проушины и прикреплен к ней, причем линия пересечения плоскостей симметрии вырезов проушины и поводка при совмещенном их положении совпадает с продольной осью прямолинейной части звена цепи.
1090635
2. Узел крепления по п.f о т л ич а ю шийся тем, что каждая проушина снабжена жестко установленным в
ee V-образном вырезе упором, выполненным в поперечном сечении в виде части кольцевого цилиндра с внутренним радиусом, равным радиусу сечения прямолинейной части звена цепи, а поводок выполнен в виде сегментообраэИзобретение относится к промышленному транспорту, а именно к узлу крепления ковшей элеватора к тяговым круглозвенным цепям.
Известно крепление ковшей элеватора к тяговым круглозвенным цепям фасонными скобами, каждая из которых одновременно является соединительным звеном для двух отрезков цепей. .Ковш устанавливается через отверстия в его задней или боко; вых стенках на концы двух скоб, снабженных резьбой, и крепится изнутри ковша, гайками. Данное крепление позволяет соединять ковши с двумя ветвями тяговых круглозвенных цепей как задними, так и боковыми стенками ковшей без изменения конструкции са- . мого узла крепления,для чего достаточно тяговые цепи повернуть на угол 90 (1) .
Однако крепление фасонными скобами не позволяет назначить шаг ковшей ы зависимости от длины отрезков цепей, из которых комплектуется тяговый орган, и применяется преимущественно только для некалиброванных круглозвенных цепей с приводом их от гчадких ручьевых блоков. Кроме того, при соединении ковшей с тяговыми цепями их боковыми стенками затруднен монтаж и демонтаж ковшей, так как в месте установки или снятия ковша необходимо увеличить расстояние между ветвями тяговых цепей. Открытое же реэьбовое крепление, расположенное внутри ковша, в процессе эксплуатации, особенно при транспортировке химически агрессивных грузов, например минеральных удобрений, становится практически неразъемным и неремонтнопригодным..ного в поперечном сечении стержня с радиусом дуги, равным внутреннему радиусу проушины, причем поводок в продольном сечении со стороны плоской поверхности выполнен с выступом с возможйостью опоры на него прямолинейной части звена цепи, расположенной в ., вырезе проушины.
Известны крепления ковшей элеватора их задними стенками к двум ветвям тяговых круглозвенных цепей, включающие проушины, жестко соединен5 ные с задней стенкой ковша и выпол- ненные в виде стоек с отверстиями, в которых установлены несущие и поддерживающие поводки, сочлененные со звеньями цепей, и элементы фиксации поводков. Ковш соединяется с двумя следующими друг за другом, перпендикулярными к задней стенке звеньями каждой ветви цепи (2) и (3) .
Укаэанные крепления исключают возможность применения ковшей малой высоты, так как высота ковшей должна быть больше расстояния между несущими и поддерживающими паводками, рав2б:ного двум шагам цепи. Конструкции таких креплений не позволяют использовать в качестве приводных элементов тяговых цепей гладкие ручьевые блоки, так как поперечное сечение несущих
25 поводков, сочлененных со звеньями цепи, перпендикулярными к задним стенкам ковшей, выступает за габариты звеньев цепи, параллельных этим стенкам, и тем самым не обеспечива30 ется .контакт последних с цилиндрической поверхностью гладкого ручьевого блока и передача тягового усилия. Такие крепления не могут быть использованы без. изменения нх конструкции для присоединения ковшей их
35 боковыми стенками к тяговым круглозвенным цепям. Кроме того, крепление (3) затрудняет монтаж и демонтаж ковшей, так как для установки или снятия несущего поводка необходимо
4б увеличить в этом месте расстояние между ветвями тяговых цепей, для че-.!
090б35 го потребуется ослабить их натяжение. Данное крепление не позволяет также производить монтаж и демонтаж ковшей в зоне верхних полуокружностей приводных звездочек, где обеспечпва- 5 ется наилучший доступ для этой цели, так как расстояние между ветвями цепей фиксируется в этом месте приводными звездочками.
Известно крепление ковшей их боко. выми стенками к двум ветвям тяговык круглозвенных цепей, включающее бо- бышки с коническими отверстиями, закрепленные .на боковых стенках ковша, несущие и поддерживающие поводки с коническими посадочными .местами, раз-мещенные в отверстиях: бобышек. При этом несущие и поддерживающие поводки имеют с одного конца Т-образные головки, а с другого — резьбу для 20 крепления ковша гайками изнутри. Ковш соединяется с двумя следующими друг ., за другом параллельными боковыми стенками, звеньями каждой ветви цепи (41., 25
Однако данное крепление также ограничивает воэможность применения ковшей малой высоты, использования в качестве приводных элементов цепей гладких ручьевых блоков и соединения. 30 ковшей с тяговыми цепями их задними стенками. Открытое же реэьбовое соединение данного крепления, расположенное внутри ковша, в процессе эксплуатации, особенно при транспортировке химически агрессивных грузов, например минеральных удобрений, становится неразъемным и неремонтнопригодным.
Наиболее близким к предлагаемому 40 является узел крепления ковшей элеватора к тяговым круглоэвенным цепям, включающий проушины, жестко соединенные с ковшом, поводки, пропущенные через проушины и сочлененные со 4 звеньями цепи, и элементы фиксации поводков )5j .
Данное крепление затрудняет монтаж и демонтаж ковшей, так как для
50 установки или снятия любого ковша необходимо увеличивать расстояние между звеньями двух ветвей цепи, в которых устанавливаются концы поводкового болта, для чего требуется ослабить натяжение цепей и расфиксировать, как минимум, еще по одному рядом расположенному поводку. Данное крепление не позволяет производить монтаж и демонтаж. ковшей в зоне верхних полуокружностей приводных звездочек, где обеспечивается наилучший доступ для этой цели так как расстояние между ветвями цепей в этом месте фиксируется и приводными звездочками. Данное крепление пригодно для соединения . l ковшей к тяговым цепям только их задними стенками. Конструкция такого крепления не позволяет использовать в качестве приводных элементов тяговых цепей гладкие ручьевые блоки, так как поперечное сечение концов поводков, сочлененных .со звеньями цепи, перпендикулярными .задним стенкам ковшей, выступает за габариты звеньев цепи, параллельных упомянутым стенкам, и, тем самым, не обеспечивает контакт этих звеньев с цилиндрической поверхностью гладкого ручьевого блока и передачу тягового усилия.
Цель изобретения — упрощение монтажа и демонтажа и повышение универсальностй.
Поставленная цель достигается тем, что в узле крепления ковшей элеватора к тяговым круглозвенным цепям, включающем проушины, жестко соединенные с ковшом,. поводки, пропущенные через проушины и сочлененные со звеньями цепи, и элементы фиксации поводков, каждая проушина выполнена из отрезка цилиндрической трубы с поперечным V-образным вырезом, при этом звено цепи установлено своей прямолинейной частью в Ч-образ. ном вырезе, а поводок выполнен в виде цилиндрического стержня с продольным Ч-образным вырезом, установо лен внутри проушины и прикреплен к ней, причем линия пересечения плоскостей симметрии вырезов проушины и поводка при совмещенном их положении совпадает с продольной осью прямолинейной части звена цепи.
Кроме того, каждая проушина снабжена жестко -установленным в ее V-образном вырезе упором, выполненным в поперечном. сечении в виде части кольцевого цилиндра с внутренним радиусом, равным радиусу сечения прямолинейной части звена цепи, а поводок выполнен в виде сегментообразного в поперечном сечении стержня с радиусом дуги, равным внутреннему радиусу проушины, причем поводок в продольном сечении со стороны плоской поверхнос1090635
При данном креплении ковшей привод тяговых круглозвенных цепей 2 может осуществляться как от звездочек 10, так и от гладких ручьевых блоков 11, а соединение ковшей 1 с9 цепями 2 — как задними 12, так и боковыми 13 стенками. юл
При креплении ковшей 1 к тяговым круглозвенным цепям 2 задними стенками 12 проушина 3 жестко соединяется последней посредством стоек 14 (фиг. 1, 2 и 3), при креплении же ковшей к тяговым круглозвенным цепям их боковыми стенками 13 проушина 3 соединяется с ней непосредственно своим торцом (фиг. 4, 5 и 6) . В первом случае. поводок 4 фиксируется бол- тами 5, установленными через отверстия в крышке 15, во втором — через отверстия в боковой стенке 13. ти выполнен с выступом с возможностью опоры на него прямолинейной части звена цепи, расположенной в вырезе проушины.
На фиг. t показан участок ходовой 5 части элеватора с креплением ковшей к тяговым круглозвенным цепям их задними стенками и приводными звездочками цепей, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез
А-А нй фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б 1О на фиг. 2; на фиг. 4 — участок ходовой части элеватора с креплением ковшей к тяговым круглозвенным цепям их боковыми стенками и приводными гладкими ручьевыми .блоками цепей, вид 15 сбоку; на фиг. 5 †. разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 — разрез Г-Г на фиг. 5.
Узел крепления ковшей 1 к каждой ветви тяговой круглозвенной цепи 2 20 содержит проушину 3, поводок 4 и элементы фиксации поводка в виде болтов 5 с шайбаии 6; Проушина 3 выполнена из отрезка цилиндрической трубы и снабжена поперечным U-образным вырезом 7, в которои до упора установлено своей прямолинейной частью звено 8 тяговой круглозвенной цепи. Поводок 4 выполнен в .виде цилиндрического стержня с продольным V-образным ЗО вырезом 9 и установлен внутри проушины, охватывая своим вырезом прямолинейную часть звена цепи в плоскости, перпендикулярной плоскости выреза проушины 3. Для фиксации поводка 4з на его торце со стороны выреза 9 имеются резьбовые отверстия.
Для предотвращения попадания транспортируемого груза внутрь проушины 3 последняя снабжена заглушкой t6;
Для защиты резьбового соединения от воздействия транспортируемого груза элементы фиксации снабжены эластичными прокладками 17.
Для увеличения площади контакта
;проушины 3 со звеном 8 Ч-образный вырез 7 проушины может быть снабжен упором 18 (фиг. 5 н 6). Упор выполнен в поперечном сечении в виде части кольцевого цилиндра с внутренним радиусом, соответствующим радиусу прутка звеньев цепи, и жестко соединен по концам с проушиной 3. При этом проушина может быть выполнена как в сварной конструкции, так и в цельнолитой.
Как вариант наполнения (фиг. 5 и 6) поводок 4 может быть выполнен из стержня с поперечным сечением в форме сегмента с радиусом дуги, соответствующим внутреннему радиусу проушины 3, причем в продольном сечении со стороны плоской поверхности он выполнен с выступом, контактирующим с прямолинейной частью звена 8, установленного в У-образном вырезе 7 проушины 3. В частном случае поводок
4 выполнен из цилиндрического стержня, снабженного продольным Ч-образным вырезом и разрезанного на две части вдоль плоскости выреза.
Возможность использования в качестве приводных элементов тяговых I круглозвенных цепей наряду со звездочками 10 и гладких ручьевых блоков 11 обеспечивается выбором размеров наружного диаметра проушины 3 и глубины ее выреза 7 в зависимости от размеров звеньев цепи. Для этой цели достаточно, чтобы крайняя образующая 19 наружной цилиндрической поверхности проушины 3 не касалась цилиндрической поверхности 20 ручьевого блока, контактирующей со звеньями 21 круглозвенной цепи и передаю= щей через них гяговое усилие цепи.
Для обеспечения жесткости соедине ния ковшей с тяговыми круглозвенными цепями наружный диаметр проушины 3 и глубина ее выреза 7 выбирают I ся такими, чтобы зазор между наружной. поверхностью проушины 3 и криволинейиыми участками звеньев 21 был минимальным.
1090635
A-A
Крепление ковшей к тяговым круглозвенным цепям производится следующим образом.
Ковш 1 с проушинами 3. устанавливается вырезами 7 последних до упора на прямолинейные части двух противоположных друг другу звеньев 8 каждой ветви тяговых круглозвенных цепеи 2.
Затем внутрь проушины 3 вводится по. водок 4, охватывая своим вырезом 9 прямолинейный участок звена 8, расположенный в вырезе 7 проушины 3, при этом вырезы 7 и 9 проушины 3 и поводка 4 во взаимопересечении образуют захват укаэанной части звена цепи. После этого поводок 4 притягивается болтами 5, пропущенными через отверстия в крышке 15 или в боковой . стенке 13 с предварительно надетыми на них шайбами 6 и эластичными прокладками 17, до упора выреза 9 поводка 4 с прямолинейной частью звена 8. В этом совмещенном положении . вырезов 7 и 9 проушины 3 и поводка
4 линия пересечения плоскостей симметрии вырезов 7 и 9 совпадает с продольной осью прямолинейной части звена 8. На свободный торец проушины 3 устанавливается заглушка 16, Поводок 4, выполненный .по второму варианту (фиг. 5 и 6), вводится в промежуток между прямолинейной частью звена 8 и внутренней поверхностью проушины 3 до упора выступа поводка 4 с прямолинейной частью звена цепи и затем притягивается болтом 5, пропущенным через отверстие в крышке 15 или в боковой .стен-, ке 13 ковша с предварительно надеты. ми на него шайбой 6 и эластичной прокладкой 17.
В процессе эксплуатации элевато5 ра при необходимости может произво- диться подтягивание поводков 4 болтами 5.
Предлагаемое крепление позволяет производить монтаж и демонтаж ковшей на любом участке контура тяговых цепей без ослабления их натяжения и увелйчения расстояния между ветвями тяговых цепей в месте установки или
15 снятия ковша, что.повышает удобство монтажа и демонтажа ковшей. Данное крепление является универсальным в части использования его беэ изменения конструкции при соединении
20 ковшей к тяговым круглоэвенным цепям как задними,- так и боковыми стенками ковшей. Оно позволяет также применять в качеетве приводных элементов тяговых круглоэвенных цепей как звездочки, так и гладкие ручьевые блоки.
Указанные преимущества позволяют использовать это крепление в различных типах ковшовых элеваторов. Кроме того, по сравнению с известными устЪ
Зб ройствами данное крепление менее металлоемко, что особенно существенно при частом непрерывном располвкении ковшей на тяговом органе. Оно может быть использовано также для крепления к тяговым круглоэвенным цепям других грузонесущих органов, например скребков в скребковых конвейерах.
1090635
3090Ü35 у 17
/ - Г
Фиг. б
ВНИИПИ Заказ 2997/19 Тирах 843 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4