Глубинный манометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ГЛУБИННЫЙ МАНОМЕТР, содержащий корпус, заполненный жидкостью, и размещенные в корпусе чувствительный элемент в виде геликсной пружины , соединенной с пером, и каретку с диаграммным бланком, жестко связанную с поршнем, в котором установлены тарированные грузы, отличающ . и и с я тем, что, с целью повышения точности временной развертки регистрации давления,, в тарированных грузах выполнены цилиндрические отверстия соосно с отверстием в поршне , а один из грузов имеет калиброванное отверстие конусообразной форь/вл, в котором размещен подвижный конус, жестко соединенными с грузом через упругий биметаллический тёрмочувствительный эпеыект. (Л :о 00 35 4
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) 01) 3(5g Е 21 В 47/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 3469849/22-03 (22 ) 16. 07. 82 (46) 07. 05. 84. Бюл. Р 17 (72) A.Õ.Ãàçèåâ, М.Ф.Зарипов, В.П.Морозов и И.Ю.Петрова (53) 531.787,.1 (088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР
М 206471, кл. Е 21 В 47/Об, 1966.
2.Авторское свидетельство СССР
Р 794212, кл. 1," 21 В 47/Об, 19 76. (54)(57) ГЛУБИННЫЙ МАНОМЕТР, содержащий корпус, заполненный жидкостью, и размещенные в корпусе чувствительный элемент в виде геликсной пружины, соединенной с пером, и карет ку с диаграммным бланком, жестко связанную с поршнем, в котором установлены тарированные грузы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности временной развертки регистрации давления,, в тарированных грузах выполнены цилиндрические отверстия соосно с отверстием в поршне, а один из грузов имеет калибро.ванноее отверстие конусообразной формы, в котором размещен подвижный конус, жестко соединенный с грузом через упругий биметаллический термочувст- вительный элемент.
1090864
Иэобретение относится к глубиннйм манометрам для работы в высокотемпературных скважинах и может быть использовано в нефтяной и газовой промышленности.
Известны глубинные манометры, содержащие корпус, размещенные в корпусе геликсную пружину„ соединенную с пером, часовой механизм и соединенную с ним подвижную каретку с диаграммным бланком (1)
Недостатком указанного глубинного манометра является низкая надежность при работе в высокотемпературных скважинах из-за ненадеж †ос часового привода каретки. 15
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является глубинный манометр, содержащий корпус, заполненный жидкостью, в нижней части которого расположена геликсная пружина, соединенная с пером, а в верхней части — поршень с грузами и каретка, жестко соединенная с поршнем. При спуске прибора н скважину геликсная пружина закручивает- 75 ся пропорционально изменению давления, а поршень под действием веса тарированных грузов и собственного веса движется поступетельно вниз, эа счет перетока. жидкости по калиброванному.зазору между корпусом и поршнем. При этом перо чертит на бланке кривую изменения давления (2j .
Однако известный манометр обес.печивает постоянную скорость разверт-З5 ки в диапазоне температур, в котором жидкость сохраняет свою работоспособность, т.е. постоянную вязкость. Для уменьшения погрешности н развертке времени каждый раз проиэво- 40 дят предварительное тарирование манометра, что значительно увеличивает время подготовки прибора к работе и процесс расшифровки диаграммной записи после измерений, 45
Цель изобретения — повышение точности нременной развертки регистрации давления.
Поставленная цель достигается
50 тем,что в глубинном манометре, содержащем корпус, з аполненный жидкостью, и размещенные в корпусе чувствительный элемент в виде геликсной пружины, соединенной с пером, и каретку с диаграммным блоком, жестко связанную с поршнем, н котором установлены тарированные грузы, в последних выполнены цилиндрические отверстия соосно с отверстием в поршне, а один иэ грузов имеет калиброванное отверстие конусообразной форгы, в котором размещен подвижный конус, жестко соединенный с грузом череэ упругий биметаллический термочувстнительный элемент. 65
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройстно; на фиг. 2 — тарированный груз с цилиндрическим отверстием; на фиг. 3 — то же, в двух проекциях.
Глубинный манометр содержит корпус 1, заполненный жйдкостью, геликсную пружину 2, соединенную с пером 3, ловильную головку 4, поршень 5 и каретку 6, жестко связанные между собой. В полости 7 поршня 5 установлены тарированные грузы 8. Полость 7 поршня 5 и полость 9 каретки 6 сообщаются между собой при помощи отверстия 10 в поршне 5. Каретка 6 снабжена диаграммным бланком 11 и направляющим пазом 12, который предотвращает радиальный поворот поршня и каретки.
Тариронанный груз имеет цилиндрическое отверстие 13. Тарированный груз 8.2 снабжен калиброванным конусообразным отверстием 14, подвижным конусом 15 и биметаллической пластиной 16, которые утоплены в тело тарированного груза, чтобы можно было не соблюдать очередность их укладки. Конус 15 выполнен иэ металла с малым удельным весом, например иэ алюминия, и поэтому тариронанный груз с конусом 15 можно укладывать н любом иэ двух вертикальных положений: либо конусом вверх, либо конусом вниз. Также конус 15 можно выполнить пустотелым из того же материала, что и груз 8.
Устройство работает следующим образом.
В полость 9 каретки б устанавливают диаграммный бланк 11 и опускают поршень 5 (фиг. 1) до крайнего нижнего положения. Корпус манометра заполняется жидкостью с небольшой воздушной подушкой. Подниглают поршень 5 до верхнего предела, а жидкость при этом через отверстие 10 свободно перетекает из полости 7 н полость 9.
Перо 3 на диаграммном бланке 11 чертит нулевую линию давления. В полость 7 поршня 5 помещают тарированные грузы 8.1 с отверстиями 13 и тарированный груз 8.2 с калиброванным
Отверстием J.г, подвижным конусом 15 и биметаллической пластиной 16. На верхнюю часть корпуса 1 устанавливают ловильную голонку 4 и опускают устройство в скважину. В скважине под действием давления геликсная пружина 2 закручивается пропорционально изменению давления, а поршень
5 под собстненныгл весом и весом тарированных грузов движется поступательно вниз эа счет перетока жидкости па отнерстию 10 и отверстиям (13 и 14 калиброванных грузов 8, а также через э азор между поршнем и корпусом, который ныполняется мини1090864
8.2 11
74 76 аъг.,7
Составитель N. Коротков
Редактор С.Саенко Техред A.Êèêeìåçåé Корректор Я .Эрдейи
Тираж 564 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Заказ 3032/30
Филиал ППП "Патент"., г.Ужгород, ул. Проектная,4 мальной величины с учетом деформации корпуса или высоких давлениях. При увеличении температуры в скважине уменьшается вязкость жидкости и поэтому увеличивается ее текучесть через отверстие 13 калиброванное отверстие 14, однако под действием той же температуры биметаллическая пластина 16 изгибается и конус 15 прикрывает конусное отверстие 14.
В результате количество жидкости, несмотря на изменившуюся под действием температуры вязкость, проходяшие через отверстие 14, останется прежним. Увеличение или уменьшение ,температуры в скважине. вызывает пропорциональное уменьшение или уменьшение калиброванного зазора за счет изгиба биметаллической пластины 16, поэтому поступательное движение поршня 5 остается равномерным и независимым от перепада температур.
Таким образом, предложенный глубинный манометр при значительной простоте конструкции обеспечивает
10 высокую точность временной развертки регистрации давления в широком диапазоне температур и давлений, что значительно повышает достоверность исследования глубоких высокотемпературных скважин.