Рабочее колесо турбомашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ, содержащее стопорное разрезное кольцо , размещенное в пазах кольцевого выступа диска и в хвостовиках лопаток и имеющее выемки, расположенные по обе стороны от разреза, и установленную в месте разреза фиксирующую пластину с отгибными выступами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе и упрощения технологии изготовления, в выступе диска выполнены радиальные проточки, ра.-зделяющие его на сегментные бурты, один из которых с внутренней стороны имеет сегментный паз, образующий с выемками полость, и пластина установлена в последней, а ее выступы отогнуты на боковые поверхности бурта. QD О СО to
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А
РУ11 F 04 D 29/34; F 01 D 5/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ по обе стороны от разреза, и установленную в месте разреза фиксирующую пластину с отгибными выступами, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе и упрощения технологии изготовления, в выступе диска выполнены радиальные проточки, разделяющие его на сегментные бурты, один из которых с внутренней стороны имеет сегментный паз, образующий с выемками полость, и пластина установлена в последней, а ее выступы отогнуты на боковые поверхности бурта.
Ф с
° °
° ° (21) 32 13962/24-06 (22) 11 . 12,80 (46) 07.05.84. Бюл. Ф 17 (72) М.В.Коротов (53) 621.5 15:62 1.438 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
У 181230, кл. F 04 D 29/34, 1965.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 776 151, кл. F 04 Р 29/34. 1979. (54)(57) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО TYPBOMAUMHbl, содержащее стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого выступа диска и в хвостовиках лопаток и имеющее выемки, расположенные
Я
ff
f5
1 10909
Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в осевых турбомашинах.
Известно рабочее колесо турбомашины, содержащее стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого выступа диска и хвостовиках лопаток 713.
Однако в указанном рабочем колесе при больших осевых нагрузках от лопа — 10 ток на кольцо на переходных режимах могут возникнуть осевые и радиальные усилия, способные выдавить концы разрезного кольца из пазов, что снижает надежность работы. 15
Наиболее бпизким к предлагаемому по технической сущности является рабочее колесо турбомашины, содержащее стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого выступа диска и в хвостовиках лопаток и имеющее выемки, расположенные по обе стороны от разреза, и установленную в месте разреза фиксирующую пластину с отгибными выступами (2 .7.
Однако в таком колесе фиксирующая пластина и выемки имеют сложную конфигурацию, а кольцо не фиксируется ,в окружном направлении и может смещаться при многократных разгонах и торможениях ротора, нарушая балансировку, что снижает надежность работы и усложняет технологию изготовления.
Целью изобретения является повышение надежности колеса в работе и упрощение технологии его изготовления
Указанная цель достигается тем, что в рабочем колесе турбомашины, содержащем стопорное разрезное кольцо, размещенное в пазах кольцевого высту—
40 па диска и в хвостовиках лопаток и имеющее выемки, расположенные по обе стороны от разреза, и установленную в месте разреза фиксирующую пластину с отгибными выступами, в выступе
45 диска выполнены радиальные проточки, разделяющие его на сегментные бурты, один иэ которых с внутренней стороны имеет сегментный паз, образующий с выемками полость, и пластина установлена в последней, а ее выступы отогнуты на боковые поверхности бурта.
На фиг. 1 показано рабочее колесо, продольный разрез; на фиг. 2 вид А на фиг.
Рабочее колесо турбомашины содержит стопорное разрезное кольцо 1, размещенное в пазах 2 и 3 кольцевого выступа 4 диска 5 и хвостовиках 6 лопаток 7 и имеющее выемки 8 и 9, расположенные по обе стороны от разреза
10, и установленную в месте разреза фиксирующую пластину 11 с отгибными выступами 12. В выступе 4 диска 5 выполнены радиальные проточки 13, разделяющие его на сегментные бурты
14, один из которых с внутренней стороны имеет сегментный паз 15, образующий с выемками 8 и 9 полость. Пластина 17 установлена в полости, а ее выступы 12 отогнуты на боковые поверхности 16 бурта 14.
Во время работы кольцо 1 в месте разреза 10 удерживается от радиальных перемещений пластиной 11, поскольку часть его размещена в выемках
8 и 9 кольца 1, а остальная — в сег— ментном пазу 15 выстуга 4 диска 5.
От окружных перемещений кольцо 1 удерживается той же пластиной 11, которая размещена в выемках 8 и 9 кольца 1, и выступами 12„oòoãíóòûìè на боковые поверхности 16 бурта 14.
Такое выполнение рабочего колеса позволяет фиксировать стопорчое кольцо от окружного смещения, нагружать фиксирующую пластину на срез по всей ее длине и выполнять ее простой формы, что повышает надежность работы и упрощает технологию изготовления.
1090927
BudA
Составитель К.Алексеев
Редактор Н.Лазаренко Техред С.Мигунова
Корректор С,Шекмар
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 3040/33 Тир аж 624 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобетений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5