Теплоизоляционная конструкция трубопроводов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ ТРУБОПРОВОДОВ, проложенных в зоне вечной мерзлоты, включающая внутренний слой тепловой изоляции с закрытопористой структурой, пароизоляционную оболочку, наружный слой тепловой изоляции и запщтный кожух, о тли чающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения напряжений в конструкции, .наружный слой теплоизоляции выполнен из жестких сегментов и расположенного между ними слоя мягкого материала .

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (ll) 3j

° у

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3536933/29-08 (22) 11.01.83 (46) 07.05.84. Бюл. К - 17 (72) В.N.Ulàðûãèí (71) Северный филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по строительству магистральных трубопроводов (53) 62,1.643(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 617024, кл. F 16 L 59/12, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

В 848871, кл. F 16 L 59/02, 1979 (прототип). (54) (57) ТЕПДОИЗОЛЯЦИОННАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ТРУБОПРОВОДОВ, проложенных в зоне вечной мерзлоты, включающая внутренний слой тепловой изоляции с закрыто" пористой структурой, пароизоляционную оболочку, наружный слой тепловой изоляции и защитный кожух, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повыщения надежности путем снижения напряжений в конструкции,.наружHbQI слой теплоизоляции выполнен из жестких сегментов и расположенного между ними слоя мягкого материала.

1090960

Составитель Н.Степанова

Техред В.Далекорей Корректор A. Зимокосов

Редактор А.Шишкина,Заказ 3044/35 Тираж 913

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано s конструкциях изоляции подземных трубопроводов, проложенных в зоне вечной мерзлоты. 5

Известна конструкция изоляции трубопровода применительно к условиям вечной мерзлоты, содержащая слой пенопласта из продольно разрезанных сегментов, скрепленных наружным

10 покрытием в виде листового материала, а изнутри облицованных элементом, уменьшающим трение, например, полиэтиленовым листом111.

Недостаток конструкции состоит в том, что поперечные перемещения подземного трубопровода вызывают повышенное напряжение сжатия в тепловой изоляции, а возникающие при этом радиальные трещины усиливают процесс тепловлагообмена трубопровода с окружающим грунтом.

Наиболее близкой к изобретению является конструкция теплоизоляции для низкотемпературных объектов, состоящая из двух слоев, каждый из которых

;снаружи защищен пароиэоляционными

1 кожухами (2 1.

Однако известная конструкция в условиях подземной прокладки трубопро-. водов в вечномерзлых грунтах недостаточно надежна в эксплуатации, особен-. но в углах поворота трассы. Смерзание наружного слоя теплоизоляции с грунтом и внутренним слоем теплоизо- 35 ляции в условиях продольно-поперечных перемещений трубопровода вызывает повышенные напряжения сдвига и сжатия в тепловой изоляции, а также коробление пароизоляции. 40

Целью изобретения является повышение надежности путем снижения напря-. жений в конструкции.

Эта цель достигается тем, что в теплоизоляционной конструкции трубопро- 45 водов, включающей внутренний слой тепловой изоляции с закрытопористой структурой, пароиэоляционную оболочку, наружный слой тепловой изоляции и защитный кожух, наружный слой теплоизоляции выполнен из жестких сегментов и расположенного между ними слоя мягкого материала.

На чертеже приведено предлагаемое устройство.

На трубопровод 1 нанесен внутренний слой 2 тепловой изоляции с закрытопористой структурой, например пенополиуретан, в предпочтительном варианте неподвижно связанный с трубопроводом. Слой 2 покрыт пароиэоляционной оболочкой З,например полиэтиленовой.

Вокруг оболочки 3 расположен наружный слой тепловой изоляции, выполненный из жестких пенопластовых сегментов 4 и мягкого материала 5, например, типа минеральной ваты. При этом жесткие сегменты 4 расположены в диаметрально противоположных частях сечения конст-. рукции, а мягкий материал 5 — между жесткими сегментами, причем поверхности жестких сегментов, обращенные к трубопроводу, способствуют поперечным перемещениям трубопровода и снабжены антифрикционными слоями 6.

Наружный кожух 7 выполнен герметичным из прочного материала, например стальных листов, соединенных сваркой.

Конструкция работает следующим образом.

Вертикальное давление грунта и вес трубопровода воспринимаются жесткими сегментами 4 и слоем 2. Продольные и поперечные перемещения трубопровода осуществляются по антифрикционным слоям 6, причем поперечные перемещения поглощаются мягким материалом 5, допускающим деформацию свыше 50Х.

Сохранность теплоизоляционного слоя, прилегающего к трубопроводу, при эксплуатации в условиях продольно-поперечных перемещений тру.бопровода определяет преимущество предлагаемой конструкции.