Сцепление для автомобиля
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, содержащее две фрикционные муфты, каждая из которых состоит из ведущего диска, жестко соединенного с цилиндрическим корпусом, связанным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска изаклиненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска, установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические, пружинные шайбы, которые расположены обращенными друг к другу и оперты с одной стороны на упорный элемент, расположенный между нажимными дисками, а с другой стороны - на соответствующую опорную поверхность нажимных дисков, отличающееся тем, что, с целью облегчения монтажа, упорный элемент выполнен в виде кольца круглого сечения, расположенного между коническими пружинными шайбами, а на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнен удерживающий элемент в виде кольцевого упора или в виде конической шайбы, установленной в упомянутом корпусе зажатой, при этом к удерживающему элементу прижаты упомянутые пружинные шайбы с кольцом при помощи аксиально расположенных сегментов, закрепленных на упомянутом корпусе. 2.Сцепление по п. 1, о т л и ч асл ю щ е е с я тем, что в цилиндричесс ком корпусе выполнены выемки для размещения в них упомянутых сегментов. 3.Сцепление по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что для опирания конических шайб цилиндрический корпус сцепления содержит дополнительный со 00 кольцевой упор. 4.Сцепление по п. 3, отличающееся тем, что кольцевой упор NU цилиндрического корпуса имеет в сече нии форму прямоугольной трапеции, при ч€м конические шайбы прижаты к наклонной поверхности этого кольцевого упора .
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТ! 1ЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
3<511 b 60 ?? 7>
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ ра.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (ZT7 2637551/27-11 (22) 13.07.78 (31) 7721605 (32) 13.07.77 (33) Франция (46) 07.05.84. Бюл. !! - 17 (72) Карло Беккари (Италия) (71) Сосьете Аноним Франсез дю Феродо (Франция) (53) 629.113-578(088.8) (56) 1.. Патент Франции N 1120930, кл. В 62 D, 1956 (прототип). (54)(57) 1. СЦЕПЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, содержащее две фрикционные муфты, каждая из которых состоит из ведущего диска, жестко соединенного с цилиндрическим корпусом, связанным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с воэможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и заклиненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска, установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические пружинные шайбы, которые расположены обращенными друг к другу и оперты с одной стороны на упорный элемент, расположенный между нажимными дисками, а с другой стороны — на соответству„„SU „„1091847 A ющую опорную поверхность нажимных дисков, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью облегчения монтажа, упорный элемент выполнен в виде кольца круглого сечения, расположенного между коническими пружинными шайбами, а на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнен удерживающий элемент в виде кольцевого упора или в виде конической шайбы, установленной в упомянутом корпусе зажатой, при этом к удерживающему элементу прижаты упомянутые пружинные шайбы с кольцом при помощи аксиально расположенных сегментов, закрепленных на упомянутом корпусе. Я
2, Сцепление по и. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что в цилиндричес- Я ком корпусе выполнены выемки для размещения в них упомянутых сегментов.
3. Сцепление по п. 1, о т л и ч а-
Ф
Феи ю щ е е с я тем, что для опирания конических шайб цилиндрический корпус сцепления содержит дополнительный кольцевой упор.
4. Сцепление по п. 3, о т л и ч аю щ е е с я тем, что кольцевой упор цилиндрического корпуса имеет в сече-! нии форму прямоугольной трапеции, при чем конические шайбы прижаты к наклон. ной поверхности этого кольцевого упоИзобретение относится к машиностооению и может быть использовано E муфтах сцепления транспортных средств, Известно сцепление для автомобиля> содержащее две фрикционные муфты„ каждая из которых состоит из ведущего диска, жестко соединенного с цили;-",д— рическим корпусом, свяэа! ным с ведущим валом, фрикционного диска, установленного с воэможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и заклиненного на соответстзующем ведомом валу, нажимного диска, установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические пружинные шайбы,. которые расположены обращенными друг к другу и оперты с одной стороны:-а упорный элемент, располо>кенный между нажимными дисками, а с другой стороны — на соответствующую опорную поверхность нажимных дисков 1
Недостатком известной конструкции сцепления являются затрудненные условия сборки.
Цель изобретения — облегчение монтажа.
Указанная цель достигается тем. что в сцеплении для -втомобиля, соцер=. жащем две фрикционные муфты, каждая из которых состоит из ведущего диска., жестко соединенного с цилинцрическим корпусом, связанным с ведущим валом,, фрикционного диска, установленногс: с воэможностью осевого перемещения относительно ведущего диска и закли-ненного на соответствующем ведомом валу, нажимного диска„ установленного в упомянутом корпусе с возможностью осевого перомещения относительно ведущего диска и кинематически связанного с органом управления, и конические пру>>мни!>7е шайбы, кото-. рые расположены обращеннь>ми друг к другу и оперты с одной стороны на упорный элемент, расположенный между нажимными дисками, а с другой стороны — на соответствующую опорную поверхность нажимных дисков,, упорный элемент выполнен в виде кольца круглого сечения, расположенного между коническими пружинными шайбами, а на внутренней цилиндрической поверх-ности корпуса выполнен удерживающий элемент в виде кольцевого упора или в виде конической шайбы, уста-:;о>".:.ниной н упомянутом корпусе =-ажа- той, >>ри =- том к. удерживающему эг емен.рижа".ы у>>омянутые пр.>жинные шайбы кольцом::ри помощи аксиально расположенных сегментов, закрепленны> на .".:о>-я«уток! корг:усе. ! рн этом в цилиндрическом корпусе выполнены выемки для размещения .в них помянутых с-егментов, а для опирания коническ>>х шайб цилиндрический кор.ус слеп.>ения содержит дополнительный ,ольцевой упор.
Кроме тol о, кольцевой упор цилиндрического корпуса имеет в сечении форму прямоугольной трапеции, причем кон:-сческие шайбы прижаты к наклонной .> «с>верхности ко;:bLloBol о упора.
: а фиг. : показано предлагаемое
:::!le:-:.;Ic-:II>Ic> д;>я автомобиля, вид сбоку;
la фиг, ". — то же, вид сверху (частич >ый разрс з А — A на фиг. 1); на фиг. 3—
;азрез Б--Б на фиг. 1; на фиг.4 - раз:;.:-з В-В lla фиг. 3; на фиг. 5 — разрез Г-Г не! с>иг . 3; на фиг. б — разрез ,1-Л на фиг 3; на фиг. 7 — вид Е на фиг, 3> на фиг. 8 — разрез Ж-Ж ва фиг, >; на фиг. 9 — первый вариант выполнения сегмента по фиг. 8; на
>>I,г, : 0 -- тc> ace., второй вариант - на фпг. 11 -- то же, третий вариант.
Предлагаемое сцепление (фиг. 3) является двухдисковым и состоит из вецущих дисков 1 и 2, фрикционных дисков 3 и 4, соединенных со ступицами >:и В соответственно с возмож. -:ос".ью осевогo перемещения, и нажим:IIx,цисков 2 и 8, связанных с ведущими дисками 1 — 2, но аксиально подви>кных для осуществления зажима соответствующего фрикционного диска 3 и 4.
Ведущий диск 1 имеет на своей пе-риферии почти цилиндрическую юбку 9, .<оторая простирается в осевом направлении вокруг фрикционных и нажимных ,;исков и свободная часть которой имеет пазы 0 и 11 (фиг. 2,, образующие между собсй цоколи 12 (фиг, 7).
Еониевым участком этих цоколей ?
«е >>>!ий "IaoK 1 находится аксиально
L> oo::::-I1>HKocновеьии с ведущим диском 2.
Вин ы, не представленные на фигурах и проходящие чсрез аксиальные от>зер-: тия "3 г цокогях 12, .жестко соединяют в дущиa диски 1 и 2.
Цоколи 12 (фиг. 2) имеют уменьшенную высоту., а к>бка 9 — полости 74 ,,ля благоприятной вентиляции внутрен->-,ег(> объема ведущего диска 1. Т .к как .-,ец ций >у:ск 7 составляет корпус с
1091847 юбкой 9, даже вырезанный и пустой, го он образует крышку для фрикционных 3 и 4 и нажимных 7 и 8 дисков.
Ведущий диск 2 (на фигурах показан частично) соединен с входным валом, тогда как каждая ступица 5 и 6 фрикционных дисков 3 и 4 соединена с ведомым валом. Поэтому ступицы 5 ч 6 имеют продольные шлицы на их
10 внутренней периферии для захвата на соответствующем ведомом валу.
Каждый из фрикционных дисков 3 и 4 сцепления с двумя выходами и, таким образом, установлен вращающимся на
15 отдельном ведомом валу. Однако, если сцепление имеет один единственный выход, то эти два фрикционных диска установлены на одном и том же ведомом валу.
Благодаря пазам 10 юбки 9 ведущего диска 1 (фиг. 3) радиально простирающиеся лапки 15 и 16 нажимных дисков
7 и 8, установленные с возможностью осевого перемещения в указанные пазы, обеспечивают жесткое соединение в тангенциальном направлении при вращении нажимных дисков 7 и 8 с ведущими дисками 1 и 2, позволяя осуществлять аксиальное перемещение нажимных дисков по отношению к ведущим дискам.
Между нажимными 7 и 8 и ведущими
1 и 2 дисками расположены упругие средства, способные перемещать эти нажимные диски в направлении зацепления, при котором фрикционные диски 3 и 4 зажаты между нажимными 7 и 8 и ведущими 1 и 2 дисками (фиг. 3).
50 соответственно, Две пружинные шайбы 17 и 18 типа 40 элементов тарельчатой пружины аксиально ориентированы в противоположных направлениях и в осевом направлении разделены одна от другой посредством распорной кольцевой общей дета- 45 ли 19 в виде упорного элемента, установленной на ведущем диске 1 и на которой выполнены в противоположных позициях по оси две опорные поверхности для пружинных шайб 17 и 18.
Каждая пружинная шайба 17 и 18 предлагаемого сцепления опирается своей внешней периферией на опорный заплечик распорной детали 19, à сВО ей внутренней периферией — на соответствующие нажимной диск 7 или 8.
Для этого на каждом нажимном диске выполнен кольцевой буртик 20 и 21
По изобретению распорная кольцевая деталь 19 выполнена в виде простого кольца с поперечным кольцевым сечением, свободно расположенного между двумя пружинными шайбами 17 и 18, а для своей аксиальной установки на ведущем диске 1 она пропущена по крайней мере через одну из этих пружинных шайб, упирается в кольцевые средства поддержки, расположенные аксиально за пределами названной пружинной шайбы по отношению к распорной кольцевой детали и соединенные с первым диском 1 (фиг. 1-8). Указанные кольцевые средства поддержки предусмотрены за пределами одной и другой пружинных шайб и выполнены в виде заплечика 22 (фиг. 2 и 8). Последний составляет одно целое с ведущим диском 1 и образован на внутренней поверхности его юбки почти перпендикулярно оси муфты.
По отношению к ведущему диску кольцевые средства поддержки кольцевой распорной детали 19 фрагментированы на три сегмента участка 23, и каждый из них прикреплен к ведущему диску 1 в одном из пазов 11, которые имеет его юбка 9. Каждый сегмент 23 соединен заклепками 24 со стержнем 25, образуя дно соответствующего паза 11 (фиг. 2 до 8).
Сегменты 23 радиально выступают внутри юбки 9 ведущего диска 1, так что пружинные шайбы 17 и 18 и распорная деталь 19, которую они окружают, оказываются зажатыми между этими сегментами 23 и эаплечиком 22 ведущего диска 1. Таким образом, осуществляется аксиальное соединение распорной детали 19 с ведущим диском с одной стороны при помощи сегментов 23 через пружинную шайбу 18, а с другой — при помощи заплечика 22 через пружинную шайбу 17. Пружинная шайба 18 непосредственно соприкасается с сегментами 23, между которыми может быть расположено кольцо, а пружинная шайба 17 находится непосредственно в контакте с заплечиком 22 ведущего диска 1 (кольцо может быть расположено между пружинной шайбой и заплечиком).
Сцепление содержит набор выжимных рычагов 26 (в данном случае три).
Каждый выжимной рычаг 26 установлен на оси 27, несомой двумя выступами 28, которые имеются для этого на внешней поверхности ведущего диска 1. Указанные выжимные рычаги 26 простираются почти радиально от периферии ведущего
Выжимные рычаги 39 простираются почти радиально, от периферии ведущего диска 1 к оси муфты, каждый параллельно соответствующему выжимному рычагу 26, и для их управления к ним присоединен на их свободном конце вы)кимной подшипник сцепле«ия (не показан), см<снтиронякный подвиж-но вокруг названной аси. Пя их сво-бодном наиболее близком к периферии конце выжимные рычаги 39 каждый ин-дивидуально сцеплен с нажимным диском 8 при помощи элементов 41, ряб)тающих «а растяжение, которые скреплены шарнирами 4? с ныжим«ыми рьгчя: с диска 1 в направлении аси муфты, для их управления к ним обычно присседи«ен на их свобод«ом конце ныжимной подшипник сцепления, смо«тирован«ый подвижно на оси.
По изобретению выжимные рычаги 26 имеют форму желоба, выполненного из листового гнутого металла,, и н их внутреннем объеме расположена плясти«-ка 29, которая насажена на соответ I A ствующую ось 27. Посредстном такай пластинки 29 каждый выжимной рыча;.
26 находится в сонтакте с промежуточным рычагом 30, который для такова контакта имеет выступ 31 и который ся?л насажен на ось 32, ?<есомую те:IH же выступами 28 ведущего диска 1,. несущего ось 27 выжимного соответствующего рычага 26 (фиг. 3).
Промежуточный рычаг 30 посредством своего свободного конца за пределами выступа 31 контактирует с ;,c)iкателем ЗЗ, который аксиальна с зазором проходит через ведущий диск 1„ завинчивается в резьбовае отверстие
34 нажимного диска 7 и контрится бло-кированной гайкой 35.
При этом между- ведущим диском 1 и каждым выжимным рычагом 26, на снс)бодном конце последнего, наиболее близкого к периферии, расположена пружина 36, установленная на штифты
37 и 38, несомые соответственно ведущим диском 1 и выжимным рычагом 26, Кроме того, сцепление содержит три g» ныжимных рычага 39. Каждый выжимной рычаг 39 установлен на оси 40 вращения„ несомой одним из выступов 28, несущ,лх ось вращения 27 выжимного рычага 26, и третьим выступом 28, который имеется «я 40 внешней поверхности ведущего,циска 1 и расположен параллельно предьдущим выступам 28 (<1)иг. 1). гями 39 и яксис сьно проходят с =-азо)см через ведущий 1 и нажимные и 8
;:,ис.<и, и которые . я пределами нажим::Ог !I?!cKc. 8 имеют упор 43, выпслнен.:ый B виде гайки и ка«тр?яйки, I!осредстном которых о«и соприкасаются
«в)кимным диск ом 8. Вокруг каж?<ого элеме«та 41<, работающего «а растяжение, межву ведущим диском 1 и ныжимным ры-гягом 39 расла;<оже«а пружина 44. !
<о всех слуаях пружинные шайбы 17 и ",8 работают «езависимо одна от дру; ой вследc:òâèå того, что они опираются «я pacr:.ор«ую деталь 19, которая уста«онле«а аксиально на ведущем диске . .,)Is упрощения движения опракидыя«ия,, которому подвергаются при работе пружинные шайбы 17 и 18, предусмо" рен «екоторый зазор при их устаI,îHI:= и распор«ой детали 19„ которая их разделяет, между заплечиком 22 недущегс) диска 1 и сегментами 23, обеспечивающими поддержку этой установки
«0,)òíoøc?IèI<) к указанному ведущему диску.
Кроме того, по варианту выполне«ия (фиг. 9) с той же целью придают форму в виде усечснного конуса заплечику 22 ведущего диска 1, Аналогичное расположение может быть принято для соотнетстнующего заплечика сегментов 23, при этом такое расположе«н< мо)хет вытекать, как пс)казана, из деформации, которой неизбежно подвергается соответствующий участок указа«ных сегме«тав во время их разрезки ня у.-:астки.
Г1<7 другому варианту кольцо, обра=:óIoùåå кольцевую распорную деталь 19, выпс.п«е«о в ниде черепицы, т.е. снабжено Одной или нескопькими нол: †:ями с осью, перпендикулярной оси уста«анки, что позволяет планно выбирать зазор, предусмотренный н этой уста«овке. Согласно фиг. 1-9 распор«ая деталь 19 является простым кольЦОм кОторое мОжет быть Открытым посредством щели, а его окружные концы снабже«ы воз.вратами 45, направлен«ыми за пр"-,IIåëii параллель«о один к друге му и входящими радиально и проход 46, предусмотренный для этого в юб«е 9 ведущего диска для окружной поддержки указанной распорной детали (фи;. 7).
Но в этом ваоиа«те такая поддерж.<я м< жет с)б».спеч<<вяться «апример
tII)o< .. ым тэением, или при помощи лы109!847 сок, предусмо гренных для этой цели на упомянутой распорной детали для совместной работы с лысками, сделанными последовательно на юбке 9 ведущего диска 1, причем окружные концы 5 этой распорной али могут быть лишены всяких радиальных или аксиальных возвратов или быть соединенными один с другим, например, при помощи сварки.
Как указано аксиальная установка 11 распорной кольцевой детали 19 обеспечивается за пределами пружинных шайб
17 и 18, следовательно, в обоих направлениях.
В случае, если одна из пружинных 15 шайб является более мощной (в случае отбора мощности), достаточно, чтобы аксиальная установка распорной детали 19 обеспечивалась с одной стороны, т.е. в одном направлении, через пру- 20 жинную шайбу 17 или 18, наименее слабую, с тем, чтобы независимо от скорости нагрузка пружинной, самой сильной шайбы была выше нагрузки пружинной шайбы, наименее слабой. В этом 25 случае самая сильная пружинная шайба (без опоры со стороны, противоположной распорной кольцевой детали) постоянно обеспечивает прижатие распорной кольцевой детали 19 к пружинной шайбе, наименее слабой, и через нее к средствам поддержки, расположенным для этого за ее пределами (фиг. 10 и 11).
На фиг. 10 пружинная шайба 17 я":ëÿется самой сильной ° Поэтому сегменты
23 предусмотрены за пределами пружинной шайбы 18, а заплечик 22 ведущего диска 1 устранен.
В варианте по фиг. 11 пружинная шайба 18 является самой сильной. Пре. дусмотрен только заплечик 22 ведущего диска 1 за пределами пружинной шайбы 17, а удерживающие сегменты 23 устранены. 45
Во всех случаях пружинные шайбы
17 и 18 аксиально противопоставлены одна другой и действуют, т.е. увеличивают их нагрузку, независимо одна от другой.
Сцепление работает следующим образом.
Под действием выжнмного подшипника сцепления выжимные рычаги 26, перемешаясь, в евою очередь, поворачивают промежуточные рычаги 30. Посредством толкателей 33, на которые они действуют, эти промежуточные рычаги
30 вызывают аксиальное движение нажимного диска 7, который, удаляясь от ведущего диска 1 навстречу пружинной шайбе 17, освобождает фрикционный диск 3.
Этот фрикционный диск 3, таким образом, оказывается разжатым, и соответствующий выходной вал больше не соединен при вращении с входным валом, на котором установлен ведущий диск 1 посредством ведущего диска 2.
Когда надлежащий выжимной подшипник сцепления перестает действовать на выжимные рычаги 26, пружинная шайба 17 вызывает вновь зажим фрикционного диска 3, а также совместно с пружинами 36 — возврат в первоначальное положение выжимных рычагов 26.
Под действием выжимного подшипника сцепления приводятся в действие выжимные рычаги 39, которые осуществляют посредством элементов 41, работающих на растяжение, отвод нажимного диска 8. Последний в этом случае удаляется от ведущего диска 2 навстречу пружинной шайбе 18.
Фрикционный диск 4 оказывается разжатым, и выходной соответствующий вал больше не соединен при вращении с входным валом, на котором установлен ведущий диск 2.
Когда надлежащий выжимной подшипник сцепления перестает действовать на вьгкимные рычаги 39, пружинная шайба 18 вызывает вновь зажим фрикционного диска 4, а также совместно с пружинами 44 — возврат в первоначальное положение пусковых рычагов 39.
Кроме того, выжимные подшипники сцепления, подсоединенные к пусковым рычагам 26 и 39, могут действовать одновременно на последние.
Изобретение позволяет облегчить грудоемкость сборки сцепления путем исключения трудоемких операций вследствие упрощения изготовления ранее труднодоступных деталей сцепления.
24
1091847
В-В
УО .72 28
4Риг.4
Г-Г
Л 28
)(),(! ( 88
3 г
1 Я/1 8. ь
3 6 8 .
4" Л
У
ljlr jp. г
1091847
/7 22
/7 ба.Ю биг.9
©иг.Ю
Фиг.//
Составитель А. Кретов
Редактор М. Келемеш Техред Л.Коцюбняк Корректор С. Шекмар
Заказ 3105/56 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
/8
/7
22
1,1
/В 925, /8 /
2.7