Способ постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт (его варианты),блок насадки и ахтерштевень

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ постройки кормы судна с неподвижной иасадкой на гребной винт. заключающийся в сборе по монтажным стыкам кормы из предварительно изготовленных корпусных блоков с одновременной установкой насадки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности монтажа и снижения трудоемкости работ, первоначально на стапель устанавливают носовой блок кормы судна, содержащий часть ахтерштевня, затем к этой части ахтерштевня прикрепляют блок насадки с одновременной центровкой оси линии вала, после чего устанавливают и закрепляют кормовой блок кормы, судна с одновременной центровкой оси баллера руля, и в заключение производят сборку и сварку бракет на . садКи с флорами кормового блока и уста .новку забойных листов по наружной общивке в районе соединения насадки с мовым блоком кормы судна. (Л со о 00 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСЙИХ

РЕСПУБЛИК эцио В 63 В 9/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фи2. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3504555/27-11 (22) 27.10.82 (46) 15.05.84. Бюл. № 18 (72) И. Л. Долгопольский, И. М. Желнин, А. П. Ивлев и Н. Н. Родионов (53) 629.12.002.011:629.128.3:621.757 (088.8) (56) 1. Патент Японии № 54 — 35400. кл. В 63 В 9/06, 1979.

2. Шмаков М. Г. Рулевое устройство судов. Л., «Судостроение», 1968, с. 101-113.

3. Шмаков М. Г. Рулевое устройство судов . Л,, «Судостроение», 1968, с. 125-138. (54) СПОСОБ ПОСТРОЙКИ КОРМЫ СУДНА С НЕПОДВИЖНОЙ НАСАДКОЙ НА

ГРЕБНОЙ ВИНТ (ЕГО ВАРИАНТЫ), БЛОК НАСАДКИ И АХТЕРШТЕВЕНЬ. (57) 1. Способ постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт, „SU„„1092086 А заключающийся в сборе по монтажным стыкам кормы из предварительно изготовленных корпусных блоков с одновременной установкой насадки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности монтажа и снижения трудоемкости работ, первоначально на стапель устанавливают носовой блок кормы судна, содержащий часть ахтерштевня, затем к этой части ахтерштевня прикрепляют блок насадки с одновременной центровкой оси линии вала, после чего устанавливают и закрепляют кормовой блок кормы, судна с одновременной центровкой оси баллера руля, и в заключение производят сборку и сварку бракет насадки с флорами кормового блока и уста.новку забойных листов по наружной обшивке в районе соединения насадки с кор- Я мовым блоком кормы судна.

1092086

2. Способ постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт, заключающийся в сборе по монтажным стыкам кормы из предварительно изготовленных корпусных блоков с одновременной установкой насадки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности монтажа и снижения трудоемкости работ, первоначально на стапель устанавливают носовой блок кормы судна, содержащий часть ахтерштевня, затем устанавливают и закрепляют кормовой блок кормы судна, после чего сбоку заводят блок насадки и производят центровку, сборку и сварку ахтерштевня, бракет насадки с флорами кормового блока и установку забойных листов по наружной обшивке в районе соединения насадки с кормовьгм блоком кормы судна.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что после сборки и сварки между србой носового и кормового блоков кормы судна производят центровку, сборку и сварку блока насадки, заводя его с кормы, причем стыки флор кормового блока кормы судна и бракет насадки, выполняют уступом, а центровку, сборку и сварку кронштейна пера руля производят после сборки блока насадки в корме судна.

4. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что после сборки н сварки между собой

Изобретение относится к судостроению, в частности к технологии и способам формирования кормовой оконечности крупнотоннажных судов, имеющих направляющую насадку на гребной винт.

Известен способ постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт, заключающийся в сборе по монтажным стыкам кормы из предварительно изготовленных корпусных блоков с одновременной установкой насадки (1).

Недостатком известного способа является необходимость установки временного раскрепления .и значительный объем сборочных и сварочных работ при монтаже насадки к нижней опоре, а также возможность образования значительных деформаций от усадки сварных швов в связи с большими объемами сварки в местах соединения насадки с опорами и недостаточная точность взаимного расположения оси линии вала и оси баллера руля.

Целью изобретения является повышение точности монтажа и- снижение трудоемкости монтажа насадки в корме судна.

20 носового и кормового блоков кормы судна, центровки, сборки и сварки блока насадки, установки и приварки забойных листов по наружной обшивке в районе соединения насадки с кормовым блоком кормы судна производят центровку, сборку и сварку пятки ахтерштевня с основной его частью.

5. Блок насадки, содержащий наружный и внутренний пояса насадки, продольный и поперечный набор между ними и бракеты для присоединения насадки к набору корпуса судна, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа насадки в корме судна, повышения прочности соединения насадки с ахтерштевнем и точности центровки насадки относительно осей линии вала и баллера руля, в блок насадки введена нижняя часть ахтерштевня.

6. Ахтерштевень, содержащий старпост, рудерпост и яблоко, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности соединения ахтерштевня с насадкой на гребной винт, в нижней части ахтерштевня в месте установки насадки выполнены приливы, толщина и форма которых соответствуют наружному и внутреннему поясам насадки в районе их соединения.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт, заключающемуся в сборе по монтажным стыкам кормы из предварительно изготовленных корпусных блоков с одновременной установкой насадки, первоначально на стапель устанавливают носовой блок кормы судна, содержащий часть ахтерштевня, затем к этой части ахтерштевня прикрепляют блок насадки с одновременной центровкой оси вала, после чего устанавливают и закрепляют кормовой блок кормы судна с одновременной центровкой оси баллера руля, и в заключение производят сборку и сварку бракет насадки с флорами кормового блока и установку забойных листов по наружной обшивке в районе соединения насадки с кормовым блоком кормы судна.

Согласно другому варианту первоначально на стапель устанавливают носовой блок кормы судна, содержащего часть ахтерштевня, затем устанавливают и закрепляют кормовой блок кормы судна, после чего сбоку заводят блок насадки и производят центровку, сборку и сварку ахтерш1092086 тевня, бракет насадки с флорами кормового блока и установку забойных листов по наружной обливке в районе соединения насадки с кормовым блоком кормы судна.

Кроме того, после сборки и сварки между собой носового и кормового блоков кормы судна производят центровку, сборку и сварку блока насадки, заводя его с кормы, причем стыки флор кормового блока кормы судна и бракет насадки выполняют уступом, а центровку, сборку и сварку кронштейна пера руля производят после сборки и сварки блока насадки в корме судна.

Кроме того, после сборки и сварки между собой носового и кормового блоков кормы судна, центровки, сборки и сварки блока насадки, установки и приварки забойных листов по наружной обшивке в районе соединения насадки с кормовым блоком кормы судна производят центровку, сборку и сварку пятки ахтерштевня с основной его частью.

Известна конструкция блока насадки, содержащего наружный и внутренний пояса насадки, продольный и поперечный набор между ними, бракеты для присоединения насадки к набору корпуса судна (2).

Недостатком известной конструкции является высокая трудоемкость процесса монтажа насадки в корме судна, недостаточная прочность соединения насадки с ахтерштевнем и недостаточная точность центровки насадки относительно осей линии вала и баллера руля.

Целью изобретения является снижение трудоемкости монтажа насадки в корме судна, повышение прочности соединения насадки с ахтерштевнем и точности центровки насадки относительно осей линии вала и баллера руля.

Указанная цель достигается тем, что в конструкцию блока насадки, содержащего наружный и внутренний пояса насадки, продольный и поперечный набор между ними и бракеты для присоединения насадки к набору корпуса судна, в блок насадки введена нижняя часть ахтерштевня.

Известна также конструкция ахтерштевня, содержащая старпост, рудерпост и яблоко (3).

Однако известная конструкция характеризуется недостаточно высокой прочностью соединения ахтерштевня с насадкой на гребной винт в нижней части ахтерштевня.

Цель изобретения является повышение прочности соединения ахтерштевня с насадкой на гребной винт в нижней части ахтерштевня.

Указанная цель достигается тем, что ахтерштевень, содержащий старпост, рудерпост и яблоко, в,месте установки насадки выполнен с приливами, толщина и форма которых соответствует шарнирному на5

55 ружному и внутреннему поясам насадки в районе их соединения.

На фиг. 1 схематически показан носовой блок кормы судна с ахтерштевнем; на фиг. 2 — носовой блок кормы судна с приваренным к нему блоком насадки; на фиг. 3 — установка кормового блока кормы судна; на фиг. 4 — на поперечном сечении по насадке показано верхнее соединение насадки с кормовым блоком кормы судна и с нижней частью ахтерштевня, разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 5 на поперечном сечении показана ступенчатая расстыковка бракет насадки и флор кормового блока кормы судна, разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 6 — на продольном сечении показана ступенчатая расстыковка бракет насадки и флор кормового блока кормы судна;; на фиг. 7 — приливы на нижней части ахтерштевня для приварки к ней наружного и внутреннего поясов насадки на поперечных сечениях; на фиг. 8 — поперечное сечение узла соединения наружного пояса насадки с приливами»а нижней части ахтерштевня, разрез В-В на фиг. 7; на фиг. 9 — узел соединения наружного пояса насадки с приливами на нижней части ахтерштевня; на фиг. 10 — поперечное сечение узла соединения внутреннего пояса насадки с приливами на нижней части ахтерштевня, сечение Г-Г на фиг. 7; на фиг. 11 — узел соединения внутреннего пояса насадки с приливами на нижней части ахтерштевня; на фиг. 12 — дополнительный стык на нижней части ахтерштевня, при помощи которого отделяется пятка ахтерштевня от его нижней части.

На стапель-палубу дока или основание стапеля устанавливают и закрепляют носовой блок 1 кормы судна, собранный предварительно вне дока или стапеля (фиг. 1).

Затем с помощью крана устанавливают блок насадки 2 с приваренной к нему в кондукторе нижней частью ахтерштевня 3 и приваривают к самому ахтерштевню (фиг. 2). После этого краном устанавливают кормовой блок 4 кормы судна и приваривают его к носовому блоку 1 кормы судна (фиг. 3).

Затем производят сборку и сварку бракет 5 насадки с флорами 6 кормового блока, а также забойных листов 7 по наружной обшивке между насадкой и кормовым блоком кормы судна (фиг. 4).

В процессе монтажа блока насадки производят совмещение оси 8 насадки 2 с осью линии вала, проходящей через яблоко ахтерштевня 9, а в процессе монтажа кормового блока 4 кормы судна производят совмещение оси 10 баллера руля, проходяшей через кронштейн пера руля 11 и пятку ахтерштевня.

Возможна другая последовательность работ, когда блок насадки 2 заводят сбоку на специальной транспортной тележке в

1092086 корму судна, собранную из носового блока.

1 и кормового блока 4. ЗАтем собирают и сваривают стык нижней части ахтерштевня

3 с самым ахтерштевнем и производят сборку и сварку бракет 5 насадки с флорами 6 кормового блока, а также забойных листов

7 по наружной обшивке между насадкой и кормовым блоком кормы судна.

Возможна еще одна последовательность выполнения работ, когда носовой блок 1 кормы судна собирают и сваривают предварительно с кормовым блоком 4 кормы судна, в котором кронштейн пера руля 11 не установлен. Блок насадки 2 на тележке заводят с кормы и стыкуют с ахтерштевнем

3 в нижней части, а бракеты 5 насадки— с флорами 6 кормового блока 4 и забойные листы — по наружной обшивке между насадкой и кормовым блоком кормы судна.

При этом стыки бракет 5 и флор 6 располагаются ступенькой (фиг. 5 и 6) . После этого устанавливают и приваривают кронштейн пера руля 11, совмещая ось 8 бал. лера руля, проходящую через кронштейн и пятку ахтерштевня.

Еще большее упрощение совмещения оси

10 баллера руля между кронштейном пера руля 11 и нижней частью ахтерштевня 3 достигается введением дополнительного стыка в нижнюю часть ахтерштевня за кормовой насадкой с отделением пятки ахтерштевня 12 (фиг. 12), которую собирают и сваривают с нижней частью ахтерштевня в последнюю очередь после полной сборки и сварки кормовой оконечности.

Приливы 13 в нижней части ахтерштевня (фиг. 7-11) обеспечивают надежное сое10 динение наружного и внутреннего поясов насадки с ахтерштевнем.

Реализация предлагаемого способа постройки кормы судна с неподвижной насадкой на гребной винт и конструкции блока насадки при постройке лихтеровоза-контейнеровоза арктического плавания с АЭУ позволяет снизить трудоемкость сборочных, сварочных и вспомогательных работ на

6-7 тыс. нормочасов на одном судне, что составит экономию 70-90 тыс. руб.

Кроме того, за счет предварительной сборки и сварки в постели блока насадки с нижней частью ахтерштевня повышается точность взаимного расположения осей гребного вала и баллера руля, проходящих соответственно через насадку и пятку ахтерштевня.

1092086

1092086

1092086 фиг 10

Составитель В. Жернов

Техред И. Верес Корректор А. Ференц

Тираж 455 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор С. Тимохина

Заказ 3191/12