Устройство для тепловой защиты электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАПЩТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯi содержащее термодатчики, установленные на обмотках электродвигателя и включенные на первый вход блока управления с тиристором , на второй вход которого подключен выход блока контроля величины асимметрии напряжения на фазах,; выход блока ущхавления подключен к исполнительному выходному органу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты, блок контроля величины асимметрии напряжения на фазах выполнен в виде дополнительных термодатчиков, установленных на калшброванных тепловых элементах, выполненных из стали с высоким температурным коэффициентом сопротивления и включенных в силовую цепь защищаемого электродвигателя, и блок управления содержит два оптрона, динисторы которых включены последовательно в цепь управления упомянутого тиристора, в цепи светодиодов которых подключены есе термодатчикк.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
О ИМИРПМ
РЕСПУБЛИК
09) Щ) 4 А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3480441/24-07 (22) 12.08.82 (46) 15.05 ° 84. Бюл. Ф 18 (72) В.В. Гапоненко и В.Ф. Садовский (7 1) Белорусский конструкторскотехнологический институт городского хозяйства (53) 621.316.925(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
В 657513, кл. Н 02 Н 7/85, 1979.
2. Авторское свидетельство СССР
Ф 541237, кл. H 02 Н 5/04, 1978. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ
ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, содержащее термодатчики, установленные на обмотках электродвигателя и включенные на первый вход блока управления с тиристором, на второй вход которого зад Н 02 Н 5/04 Н 02 Н 7/85 подключен выход блока контроля величины асиМметрии напряжения на фазах,: выход блока управления подключен к исполнительному выходному органу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повыиения надежности защиты, блок контроля величины асимметрии напряжения на фазах выполнен в виде дополнительных термодатчиков, установленных на калиброванных тепловых элементах, выполненных из стали с высоким температурным коэффициентом сопротивления и включенных в силовую цепь защищаемого электродвигателя, и блок управления содержит два оптрона, динисторы которых включены последо- Pg вательно в цепь управления упомянутого тиристора, в цепи светодиодов которых подключены все термодатчикн. С
1092644
Изобретение относится к электро" технике, в частности к устройствам температурной и токовой защиты электродвигателей. Практика эксплуатации короткозамкнутых асинхронных электродвигателей с рабочим напряжением ниже 1000 В показывает, что они особенно при малой мощности, часто выходят из строя вследствие перегрева из-за работы в аномальных режимах, Такие режимы могут возникать в результате технологических перегрузок работы электродвигателей в сетях с асимметричным напряжением на фазах технологически причин, не связанных с токовыми перегрузками (например механическое повреждение в системе вентиляции и др.).
Известно устройство, содержащее биметаллическое реле.
Однако точность такого устройства низкая е
Известно также устройство, содержащее стабилизатор напряжения с обмоткой, намотанной на катушку магнитного пускателя, включенный параллельно кнопке "Пуск" исполнительный орган, состоящий из встречно-параллельно включенных тиристоров с дио-, дами в цепи управления и в анодной цепи, подключенный управляемым входом к выходу стабилизатора напряжения, и терморезисторы, включенные параллельно выходу стабилизатора напряжения 513.
Однако это устройство не обеспечивает надежной защиты электродвигателей, работающих в сетях, где по технологическим причинам возможны частые и резкие изменения асимметрии напряжения на фазах.
Наиболее близким к изобретению но технической сущности является устройство для защиты трехфазных электродвигателей от работы в аварийных режимах, в котором термодат" чики установлены на обмотках электро-. двигателя и включены на один из входов блоКа управления, на второй вход которого подключен выход блока контроля асимметрии напряжения на фазах, а выход блока управления подключен на исполнительный коммутационный выходной орган Г23.
Недостатком этого устройства является воэможность ложных срабатываний при возникновении кратковремен- ных и не опасных для электродвигателя асимметрий напряжения на фазах, а также то, что температура двигателя контролируется всегда одним термодатчиком.
Цель изобретения — повышение надежности защиты электродвигателей.
Поставаенная цель достигается тем, что в устройстве для тепловой защиты электродвигателя, содержащем термодатчики, установленные на об10 мотках электродвигателя и включенные на первый вход блока управления с тиристором, на второй вход которого подкпючен выход блока контроля . величины асимметрии напряжения
15 на фазах, выход блока управления под-. ключен к исполнительному выходному органу, блок контроля величины асимметрии напряжения на фазах выполнен в виде дополнительных термодатчиков, 20 установленных на калиброванных тепловых элементах, выполненных из стали с высоким температурным коэффициентом сопротивления и включенных в силовую цепь защищаемого электро25 двигателя, и.блок управления содержит два оптрона, динисторы которых включены последовательно в цепь уп- ° равления упомянутого тиристора, в цепи светодиодов которых подключены
30 все термодатчики.
На чертеже показана схема устройства.
Устройство состоит из двух пар последовательно соединенных термодатчиков 1 и 2, блока тепловых элементов 3 и блока управления 4. Пара термодатчиков 1 содержит термисторы 5 и 6 и встроена в обмотки ста40 тора защищаемого электродвигателя.
Пара термодатчиков 2 содержит термисторы 7. и 8 и встроена в пластины блока тепловых элементов. Блок тепловых элементов состоит из двух
4 пластин, изготовленных из материала с большим температурным коэффициентом сопротивления и термисторов 7 и 8. Блок управления содержит двухполупериодный выпрямитель, состоящий из диодов 9-12, тиристора 13, ристорных оптронов 14 и 15, конденсатора 16, подстроечных резисторов
17-19, резисторов 20-22 и реле 23.
При нажатии кнопки 24 "Пуск" замы-. кается цепь питания устройства, кото55 рое, срабатывая, замыкает контактом
25 цепь питания пускателя 26, котоCl рый своими контактами 27 и 28 блокирует питание устройства и пускателя.
1092644
При нормальном режиме работы электродвигателя выпрямленный ток протекает через светодиоды оптронов 14 и . и 15, динисторы оптронов открыты, через них протекает зарядный ток конденсатора, который, разряжаясь через управляющий электрод тиристора 13, держит его открытым. При повышении температуры обмоток статора или при перегрузках в цепи обмоток fo статора терминаторы 5-8 нагреваются, их сопротивление резко падает, ток через фотодиоды оптронов 14 и 15 уменьшается, динисторы оптронов закрываются, прекращается зарядка кон- у денсатора 16, закрывается тиристор
13, реле 23 обесточивается, отключает контактом 25 пускатель 26, который, в свою очередь, отключает элект родвигатель и приводит устройство щ в исходное состояние.
Если условия работы электродвигателя предполагают отсутствие перегревов по технологическим причинам, не связанным с токовыми перегрузками, то термисторы 5 и 6 можно из схемы исключить, а оставшиеся термисторы 7 и 8 встроить в тепловые элементы и включить каждый иэ них в управляющие цепи разных оптронов. При этом чувствительность устройства повысится, так как вместо двух термисторов, включенных последовательно, в цепях управления оптронов останется по одному термистору.
Предлагаемое устройство позволит обеспечить надежную температурную защиту электродвигателя и повысить срок его службы.
ВНИИПИ Заказ 3270/40 Т аж 614 По саре
an ППП теи
Фили т, г.Ужгород, ул.Проектная, 4