Магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МАГНИТОТРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАОМШ, содержащий ярмо и зубцовую зону с пазами, выполненную из гофрированной ленты, отличающийс я тем, что, с целью улучшения зксплуатацибнных характеристик за счет снижения тока намагничивания, , ярмо в продольном.направлении состоит по меньшей мере из двух частей, расположенных относительно одна другой с зазором, при зтом зазоры между ребрами гофр и ярмом и между частями ярма заполнены магнитодиэлектрическим материалом. 9

аа 61)!

ЗФЮ Н 02 К 1/06

«ф" ° р

I 00ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н asòàãñíîì сеьщатвъствм.31

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОМИПТ СССР

ДФ ПЮ (21) 3572854/24-07 (22) 06.04.83 (46) 15.05.84. Бюл. S 18 (72) Я.М.Хант, Е.П.Бойко, В.А.Кремеаный, С.Л.Скорковский и Ф.К.Макаров(7t) Всесоюзный научно-исследовательский проектно"конструкторский и технологический институт электромашиностроения (53) 621.3.042(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

I 634420 кл. Н 02 К 1/06, 1977.

2. Авторское свидетельство СССР

9 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1975.. (54) (573 МАГНИ7ОПРОВОД ЭЛЕГХРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ, содержащий ярмо и эубцовую зону с пазами, выполненную из гофрированной ленты, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью улучщения эксплуатационных характеристик эа счет сниаения тока намагничивания,, ярмо в продольной.направлении состоит по меньией мере иэ двух частей, располвкенных относительно одна другой с зазором, при этом зазоры мекду ребрами гоар и ярмом и мюкду частями ярма заполнены магнитодиэлектрическим материалом.

092651

1 1

Изобретение относится к электромашиностроению, а конкретно к конструкции магнитной цепи электрических машин постоянного и переменного тока

Известен магнитопровод статора торцовой электрической машины, который содержит тороидальное ярмо из магнитодиэлектрика с укрепленными в нем зубцами из пластин электротехнической стали, причем части зубцов, размещенные в ярме, выполнены Т-образной формы Е1 3.

Недостатком данного устройства является низкая магнитная нроницаемость ярма, так как магнитопровод из магнитодиэлектрика уступает по проницаемости магнитопроводу из элек ротехнической стали, например, марки .2013, на 28-30, поэтому мощность ма шины нри тех же габаритах меньше, или на 30% надо увеличить габаритные размеры магнитопровода. Трудно производить сборку такого магнитопровода иэ несимметричных пластин в зубцы а также фиксировать их при изготовлении ярма. Ярмо значительно урезает паз, поэтому движение магнитного потока поперек пластинчатых зубцов затруднено и объем магнитопровода ,недоиспользован.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является разъемный статор электрической машины, включающий ярмо и зубцовую зону с пазами, выполненную из гофрированной ленты Г2 1.

Недостатком этого устройства является повышенный ток намагничивания что ухудшает эксплуатационные характеристики.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик за счет снижения тока намагничивания.

Указанная цель достигается тем, что в магнитопроводе электрической машины, содержащем ярмо и зубцовую зону с пазами, выполненную из гофрированной ленты, ярмо в продольном направлении состоит по меньшей иере из двух частей, расположенных относительно оДна другой с зазором, при этом зазоры между ребрами гофр и ярмом и между частями ярма заполнены магнитодиэлектрическим материалом..

На фиг. 1 изображен магнитопровод лектрической машины с обмоткой; на фиг. 2 — часть зубцовой зоны, соединенная с ярмом.

Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1, которое может быть шихтованным из отдельных пластин или витым из ферромагнитной ленты, и зубцовую зону 2 с пазами 3 под обмотку 4. Зубцовая зона 2 выполнена из гофрированной ленты, ребра гофр которой выполняют роль зубцов 5, соединенных переходами 6 с технологи10 ческим ребром 7, впоследствии преобразованным в шлиц паза 3. Паз 3 изолирован пазовой коробочкой 8 или технологической вставкой (пунктиром показано место механообработки). Ярмо !

5 1 состоит из двух частей 9 и 10, расположенных одна относительно другой т- с зазором. Между ярмом 1 и зубцовой зоной 2 и между частями ярма 9 и 10 находится магнитодиэлектрический ма20 териал 11.

Работа данного устройства не отличается от работы известных магнитопроводов цилиндрических машин переменного тока. Однако в машинах с

25 разъемным магнитопроводом (у которых между ярмом и зубцовым слоем имеется технологический воздушный зазор), в последнем наблюдается значительное падение магнитного напряжения, что

30 приводит к росту тока намагничивания.

В предлагаемом магнитопроводе эти токи значительно снижены, так как магнитная проницаемость технологического зазора, заполненного магнитодиэлектриком, увеличивается в 3-10 раэ.

Магнитодиэлектрик образован из сепарированного железного порошка," фракция которого составляет 50—

200 мкм. Получают его следующим обра40 зом. Железный порошок помещают в сосуд с жидким связующим и в течение

5-15 мин (в зависимости от объема материала) перемешивают. Затем смесь продувают сжатым воздухом при 2—

6 атм, в результате чего часть связующего отделяется от железного порошка. Содержание связующего после сепарации не превьппает 2-37. Смоченный железный порошок подают в просто ранство между разведенными частями ярма. Магнитодиэлектрик размещают под незначительным давлением между ярмом и зубцовой.зоной. Причем пазы, открытые к ярму, предварительно закрывают изоляционной пазовой коробочкой. Во время полимеризации сепарированного магнитодиэлектрика омоноличивается ярмо, заполняется технологи3 1092651 4 ческий зазор, пространство между реб- рика как наполнителя технологическорами зубцового слоя. (которые при сво- го зазора позволяет снизить ток нарачивании гофра частично расходятся), магничивания машины. Такую конструкприклеивается .дно пазовой коробочки цию можно применить в электрических ,к образовавшемуся цилиндру между яр- машинах с числом полюсов, встречаемом и зубцовым слоем, часть магнито- мых в промышленности бев ограничений. диэлектрика затекает в углы пазов. Данный магнитопровод с комбинированным использованием материалов в магТехнико-экономическая эффектив- нитной цепи позволит обеспечить выность данного устройства заключается 1О сокие выходные параметры электричесв том, что применение магнитодиэлект- кой машины.

Составитель Ф.Подольская

Редактор И.Товтин Техред Ж.Кастелевич Корректор В.Синицкая

Заказ 3271/40 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4