Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ, содержащая вал с KanopiuuM элементом для циркуляции охлаждающей жидкости, выполненным в виде радиальной и открытой со стороны входа трубы, вентилятор, установленный на валу, и теплообменник, трубы которого через каналы в валу выполнены с одной стороны сообщающимися с напорным элементом, а с другой - пересекакяцими зону вентилятора , отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения при снижении шума, . вентилятор выполнен в виде сот, образукнцих радиальные каналы, преимущественно шестигранной формы, части труб теплообменника, пересекающие зону вентилятора, изогнутые зигзагообразно , проходят сквозь-стенки сот и образуют группы теплообменных контуров, в которых напорный элемент . имеет отогнутый в тангенциальном направлении заборник жидкости, а выходной участок выполнен в виде радиальной трубы, меньшей по сравнению с напорным элементом длины и установленный, как и напорный элемент , во внутренней полости машины. .

Я0„„0 666

СОЮЗ ССВЕТСНИХ

СЯИ ЭЮ

РЕСПУБЛИН

3(Я) Н 02 К 9/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3449883/24-.07 (22) 10.06.82 (46) 15.05.84. Бюл. Ф 18 (72)10.Г.Ворзяк и А.И.Яковлев (71) Харьковский авиационный институт им. Н.Е.Жуковского (53) 621.313.713 (088.8) ,(56) 1. Авторское свидетельство СССР

В 465694, кл. Н 02 К 9/00, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР

У 720629, кл.. Н 02 К 9/19., 1978. (54)(57) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ЗАКРЫТОГО ИСПОЛНЕНИЯ, содержащая вал с напорным элементом для циркуляции охлаждающей жидкости, выполненным в виде радиальной и открытой со стороны входа трубы, вентилятор, уста.новленный на валу, и теплообменник, трубы которого через каналы в валу выполнены с одной стороны сообщающнмися с напорным элементом, а с другой — пересекающими зону вентилятора, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективнос.-ти охлаждения при снижении шума, вентилятор выполнен в виде сот, образующих радиальные каналы, преимущественно шестигранной формы, части труб теплообменника, пересекающие зону вентилятора, изогнутые зигзаго образно, проходят сквозь стенки сот и образуют группы теплообменных контуров, в которых напорный элемент имеет отогнутый в тангенциальном направлении заборник жидкости, а выходной участок выполнен в виде I радиальной трубы, меньшей по сравнению с напорным элементом длины и установленный, как и напорный элемент, во внутренней полости машины.

66 теплообменника, пересекающие зону вентилятора, изогнуты зигзагообразно, проходят сквозь стенки сот и образуют группы теплообменных контуров, в которых напорный элемент имеет отогну. тый в тангенциальном направлении эа-, борник жидкости, а выходяой участок выполнен в виде радиальной трубы меньшей по сравнению с напорным эле-, ментом длины и установленной, как с и напорный элемент, во внутренней полости машины.

На фиг. -1 представлена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; .на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — вентилятор с теплообменником.

Электрическая машина закрытого исполнения имеет магнитопровод 1 статора с обмоткой 2, запрессованный в корпус 3 со щитами 4. На валу 5 расположен ротор 6 .и вентилятор. 7, заключенный в корпус 8. Напорный элемент (насос) 9 для подачихладагента 10 из внутренней полости статора в вентилятор 7 выполнен в виде радиально расположенной открытой трубки

I с отогнутым по периферии в тангенциальном направлении концом 11. Внутренняя полость.электромашины сообщается с полостью вентилятора через напорный элемент 9 и через радиальные

12 и аксиальные .13 каналы в валу 5 с трубками теплообменника, которые вмонтированы внутри сотовой структуры 14,.служащей одновременно в качестве рабочих лопаток вентилятора 7 и ребер охлаждения 15 трубок 16 теп® лообменника. При этом трубки 16 выполнены в виде йзогнутых зигзагообразно по окружности вентиляторов 7

Ф 10926

Изобретение относится к электротехнике, а именно к конструкции закрытых электрических маши с жидкостно-испарительным охлаждением.

Известна закрытая электрическая машина с жидкостно-испарительным. охлаждением, в которой отвод тепла от обмотки статора и перенос его к охлаждаемьму корпусу осуществлен за счет испарения и конденсации жид- 10 кости, залитой в герметичную полость, которая образована корпусом, сердечником, гильзой и торцовыии станкавя )., Ф

Недостатком указанного охлаждения является малая поверхность конденса- 15 ции, так как жидкость может конденсироваться только на поверхности .участка корпуса между торцовыми стенками герметичной полости.. Кроме того, введение в расточку статора герме- 20 тизирующей гильзы ухудшает эффективность охлаждения ротора и снижает энергетические характеристики двигателя.

Наиболее близкой к предлагаемой является электричесКая машина закрытого исполнения, содержащая вал с напорным элементом для циркуляции охлалдающей жидкости, выполненным в виде радиальной и открытой со сторо- З0 ны входа трубы, вентилятор, установленный на валу, и теплообменник, трубы которого через кайалы в валу выполнены с одной стороны сообщающимися с напорным элементом, а с дру гой — пересекающими зону. вентилято-, ра Å23.

Однако данная машина характеризуется недостаточным массообменом между внутренним и наружным контурами системы охлаждения.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения при снижении шума.

Поставленная цель достигается тем, что в электрической машине закрытого исполнения, содержащей вал с напорным элементом для циркуляции охлаждающей жидкости„ выполненным в виде радиальной и открытой со стороны входа трубы, вентилятор, установленный на валу, и теплообменник, трубы которого через каналы в валу выполнены с одной стороны сообщающимися с напорным элементом, а с другойпересекающими зону вентилятора, последний выполнен в виде сот, образующих радиальные каналы, преимущественно шестигранной формы, части труб элементов теплообменника 17 и вмонтированы в сотовую структуру 14 таким образом, что они образуют по группам замкнутые теплообменные контуры 18. Внутри полости машины расположена радиальная трубка 19, длина которой по сравнению с напорным элементом 9.меньше, а соединение ее в .контуре охлаищения и на валу 5 такое же, как и напорного элемента 9.

Система охлаждения работает следующим образом.

При вращении ротора нагретая жидкость 10, расположенная внутри статора, захватывается открытой частью

11 вращающегося напорного элемента 9.

3 1092666 .

Под действием центростремительных стекает по стенкам и обмоткам внутрь сил жидкость направляется к валу, машины. Затем цикл повторяется. откуда через радиальные 12 и акси- Такое исполнение системы охлаждеальные 13 каналы поступает в трубки ния с вентилятором сотовой структу16 теплообменника. На периферийных g ры и теплообменником гарантирует участках теплообменника жидкость про- работоспособность системы при высоходит по контуру 18, где охлаждается . кой теплопередаче и сниженном уровне за счет интенсивного отбора тепла шума по сравнению с прототипом, хорошо вентилируемйх наружным возду- : что -снижает нагрев и повышает другие хом рабочих лопаток сотовой структу- 10 эксплуатацнонные показатели машины. ры 14 и ребер охлаждения 16. Далее Производительность вентилятора уве,жидкость поступает на выход из кон-, личится иа-- . 13-153, напор íà fOX, тура 18 в радиальные трубки 19, с нагрев снизится на 28 С и шум на помощью которых орошает нагретые . 4-5 дБ. Кроме того, устройство электобмотки 2 охлажденным потоком. При 15 ромашины вследствие резкого снижения этом часть жидкости испаряется, от- температуры обмоток и повышения в бирая тепло от обмоток, и затем, . них плотности и тока обладает мень- конденсируясь на стенках корпуса 3, шей материалоемкостью, что обеспечипопадает внутрь машины, а другая, .вает снижение расхода в первую оченеиспарившаяся, часть, отобрав. тепло, 20 редь электротехнической стали.

1092666

Составитель Л. Карцева

Техред С.Мигунова Корректор Ю.Макаренко

Редактор М.Товтин

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 3272/43 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5