Способ регулирования температуры тоннельного воздуха метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТОННЕЛЬНОГО ВОЗДУХА МЕТРОПОЛИТЕНА , включающий подачу наружного воздуха и удаление отработанного воздуха через вентиляционные шахты. отличающийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных .затрат на регулирование воздуха в ,теплое время года за счет использования обделки тоннеля и прилегакщих грунтов в качестве регуляторов теплового режима, наружный воздух подают через перегонные вентиляционные тахты , а отработанный воздух удаляют через станционные вентиляционные шахты , причем удаление отработанного воздуха на станциях осуществляют рассредоточеино в районах, максимально приближенных к системам тепловыделения через прдплатформенное пространство .
22 А
COOS СОВЕТСНИХ
««Ф МО
РЕСПУБЛИН
69) 01)
Е 21 F 1/00; E 21 F 3/00
1 ф1(", .«:.ц:,; «y p ««
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
R
CO
CO
СФ
К) (21) 3553319/22-03 (22) 11.02.83 (46) 23.05,84, Бюл. Р 19 (72) 10.M. Ракинцев (53) 622.457:.2(088.8) (56) 1. Арбузов Г.В. Вентиляция и .санитарная техника метрополитенов.
Трансжелдориздат, 1938, с. 59.
2, Цодиков В:Я. Вентиляция и теплоснабжение метрополитенов. M., "Недра", 1975, с. 194, рис. 1.Vl.б. (54)(57) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТОННЕЛЬНОГО ВОЗДУХА МЕТРОПОЛИТЕНА, включающий подачу наружного воздуха и удаление отработанного воздуха через вентиляционные шахты, отличающийся тем,что, с целью снижения эксплуатационных затрат на регулирование воздуха в теплое время года за счет использования обделки тоннеля и прилегающих грунтов в качестве регуляторов теплового режима, наружный воздух подают через перегонные вентиляционные maxты, а отработанный воздух удаляют через станционные вентиляционные шахты, причем удаление отработанного воздуха на станциях осуществляют рассредоточенно в районах, максимально приближенных к системам тепловыделения через подплат4юрмеиное пространство.
1093822
Изобретение относится к вентиляции и может быть использовано для проветривания тоннелей и станций метрополитена.
Известен способ вентиляции, при 5 котором на перегонах вентиляция через вентиляционные шахты - окна, иа станциях — вентиляция с механи.ческим побуждением воздуха и работа,ет на вытяжку, забирая воздух из тоннеля (1)
Недостатком этого способа является то, что на станцию иэ тоннелей поступает воздушный поток, в значительной степенй зависящий от интенсивности движения поездов и от температуры наружного воздуха. В холодный период года велик приток холодного воздуха, а в теплый — при высоких температурах наружного воздуха 20 перемещение воздушных масс, вызываемое движением поездов, приводит к ухудшению температурных характеристик воздуха на станциях метрополитена. Кроме того, принятая организация воздушных потоков исключает .эффективное использование в целях регулирования температуры воздуха и, стало быть, величины воздухообмена— способность обделки тоннелей и приле- 30
),д
* гающих грунтов аккумулировать тепло в теплый период и отдавать его в холодный период года, Недостатком также является невозможность локализовать тепловыделения от поездов в 35 объем станции в период их стоянки у платформы станции.
Известен способ вентиляции тоннелей и станций метрополитена путем подачи наружного воздуха и удаления 40 отработанного.
В холодный период года неизменный по величине объем, наружного воздуха подается на перегонах вентиляционной шахтой, а удаляется станционной шах- 45 той, заборочные устройства которой располагаются рядом с торцами станции в путевом тоннеле со стороны прибытия поездов. В теплый период года эта система работает в обратном порядке. Объем вентиляционного воздуха и в этом случае постоянен (2j .
Недостатком способа является не" экономичность, обусловленная повьппенным расходом наружного воздуха в теп- 55 лый период года (подача воздуха непосредственно на станцию, где выделяется до 50% всех теплопоступлений, исключает повышение его теплоассимилирующей способности эа счет снижения его температуры при теплообменних процессах с обделкой тоннелей и грунтами), повьпчением трудозатрат на обслуживание, а также наличием двух режимов для а еплого и холодного периодов гада, которые приводят к использованию реверсивных вентиляторов, что требует значительного увеличения эксплуатационных расходов, связанных с работой вентиляторов с низким КПД.
Недостатком способа является также постепенный перегрев и нерациональное йспользование теплоаккумулирующих свойств обделки тоннелей и грунтов за счет движения вентиляционного потока из мест с максимальным теплопоступлением в сторону участков с минимальным теплопаступлением, а также, что при работе в холодный период года часть сжатого воздуха, поступающего с перегона, удаляется, еще не дойдя до станции.
Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат на регулирование воздуха в теплое время года за счет использования абделки тоннеля и прилегающих грунтов в качестве регуляторов теплового режима.
Цель достигается тем, что согласна способу, включающему подачу наружнога воздуха и удаление отработанного воздуха через вентиляционные шахты, наружный воздух подают через перегонные вентиляционные шахты, а отработанный воздух удаляют через станционные вентиляционные шахты, причем удаление отработанного воздуха на станциях осуществляют рассредоточенна в районах, максимально. приближенных к системам тепловыделения через подплатфарменное пространство.
На фиг. I изображена схема распределения воздушних потоков в тоннелях и иа станции; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Схема включает перегонные тоннели 1, станцию 2, перегонные вентиляционные шахты 3, станционные вентиляционные шахты 4, вытяжные отверстия
5, расположенные под платформой 6, поезд 7, падплатфарменный канал 8, вентиляторы 9.
Способ осуществляется следующим образом.
Наружный воздух в тоннели 1 и на станции 2 подается через перегонные вентиляционные шахты 3 вентилятором
9 и извлекается на поверхность через
3 l093822 4 станционные вентиляционные шахты 4, форменный канал 8 и с помощью вентивытяжные отверстия 5, которые распо- лятора 9 шахты 4 удаляется ао станложены под платформой 6. Направление ции. потоков воздуха показано стрелками. Такой способ органиэации воздушПоеэд 7 при остановке на станции 2 g ных потоков приводит к поступлению у платформы 6 выделяет тепло, кото- на станцию охлажденного вентиляционрое ассимилируется окружающим возду- ного воздуха и к.локализации значихом. Нагретый воздух из-под кузова тельной части тепловццелений поезда вагона через вентиляционные вытяж- в месте их образования и быстрому ные отверстия 5 забирается в подплат- 10 удалению их со станции.
3093822 е
В щщИПИ Заказ 3395/28 Тираж 427 Поу исыое, Пв