Вакуумный шиберный затвор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ВАКУУМНЫЙ ШИБЕРНЫЙ ЗАТВОР, содержащий корпус, в котором размеш ,ен запорный орган, выполненный в виде диска с уплотнителем и кинематически связанный с приводной кареткой , о т л и чающийся тем, что, с целью повьпиения над ежиости герметизации, кинематическая связь запорного органа с кареткой выполнена в виде размещенной между ними упорной рамы, соединенной с кареткоА параллельными шарнирными тягами, а с диском - центральным шарниром.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
«."Ю«Л««««
РЕСПУБЛИК
y g F 16 К 3/18
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
По ДЕЛАМ ИЗОБ Ч=-ТЕНИЙ И ОТНРЫТМй
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф..:
° 0 (©
АР
14
Я. )
Ql
4 (21) 3561505/25-08 (22) 11,01,83 (46) 23.05.84, Бюл. N- 19 (72) Ю.Е.Агеев (71) Специальное проектно-конструкторское и технологическое бюро электротермического оборудования Саратовского завода электротермического оборудования (53) 621.646 (088 ° 8) (56) 1. Львов Б.Г. Новые конструкции высоковакуумных прямопролетных клапанов, H "Высшая школа", 1980, с. 57-59, рис. 28а.
2. Патент США !Ф 3216694, кл, 251-158, опублик. 1965 (прототип).
„„SU„„1093854 Д (54) (57) ВАКУУ!!НЬИ! ШИВЕ РН1 !Й ЗАТВОР, содержащий корпус, в котором размещен запорный орган, выполненный в виде диска с уплотнителем и кинематически связанный с приводной кареткой,отличающийcя тем, что, с целью повышения надежности герметизации, кинематическая связь запорного органа с кареткой выполнена в виде размещенной между ними упорной рамы, соединенной с. каретко.л параллельными шарнирными тягами, а с диском — центральным шарниром.
1 109
Изобретение относится к вакуумной технике, касается конструкции вакуумных затворов шиберного типа и может быть использовано в различных отраслях промышленности для герметичного. перекрытия или регулирования потока газа в вакуумных системах.
Известен вакуумный шиберный затвор, в котором уплотнительный диск соединен с несущей его приводной кареткой с помощью центральной шарнирной серьги 11 $.
Недостатком затвора является неравномерное прилегание уплотнительного диска к седлу, поскольку уплотнительный диск взаимодействует с упором, оказывающим сопротивление перемещению одной его стороны. Неравномерное же прилегание уплотнительного диска к седлу может привести к
Ф нарушению герметичности уплотнительной пары.
Известен вакуумный шиберный затвор, содержащий корпус, в котором размещен запорный орган, выполненный в виде диска с уплотнителем и кинематически связанный с приводной кареткой (2 J.
Недостатком известного затвора является необходимость для обеспечения равномерного прилегания уплотнительного диска к седлу выполнения деталей с высокой степенью точности, что значительно усложняет и удорожает изготовление затвора.
Цель изобретения — повышение надеж ности герметизации.
Для достижения указанной цели в вакуумном шиберном затворе, содержа- . щем корпус, в котором размещен запор;. ный орган, выполненный в виде диска с уплотнителем и кинематически связанный с приводной кареткой, кинематическая связь запорного органа с кареткой выполнена в виде размещенной между ними упорной рамы, соединенной с кареткой параллельными шарнирными тягами, а с диском — центральным шарниром.
На фиг. l изображен предлагаемый вакуумный шиберный затвор в закры" том положении; на фиг. 2 — то же, в открытом положении.
Затвор имеет корпус 1, в котором на роликах 2 может перемещаться карет ка 3, несущая промежуточную раму 4 и эапорный орган, выполненный в в фа диска 5 с прокладкой 6. Промежуточ-"
3854 2
5
35 ная рама 4 с кареткой 3 соединена посредством четырех параллельных шарнирных тяг 7 и пружин 8 растяжения, стремящихся приблизить раму 4 к каретке 3, а с диском 5 — центральным шарниром 9. Между диском 5 и промежуточной рамой 4 размещены тарельчатые пружины 10, удерживающие диск 5 в вертикальном положении. Промежуточная рама 4 снабжена упорным роликом 1l через который она взаимодействует с корпусом затвора. Каретка 3 снабжена гайкой (не показанаf, взаимодействующей с ходовым винтом 12, приводимым во вращение от электропрнвода 13.
Затвор работает следующим образом.
В закрытом положении диск 5 плотно прижат через уплотнительную прокладку 6 к поверхности седла корпуса 1 (фиг.11.
Для открытия затвора включается злектропривод 13, ходовой винт 12 начинает вращаться, и каретка 3 перемещается вверх. Шарнирные тяги 7 под действием веса промежуточной рамы 4 и диска 5, а также пружин 8 поворачиваются относительно шарниров каретки 3 против часовой стрелки, двигая промежуточную раму 4 с диском 5 поступательно вдоль оси проходных отверстий корпуса 1 вправо, Диск 5 отходит от седла корпуса 1 и при дальнейшем вращении ходового винта 12 вместе с кареткой 3 и промежуточной рамой 4 перемещается вверх до полного открытия проходных отверстий затвора (фиг.2).
При включении электропривода 13 на закрытие затвора каретка 3 ходовым винтом 12 перемещается вниз.
Промежуточная рама 4 и диск 5 при э том сначала вместе с кареткой 3 перемещаются вдоль оси ходового винта 12, а затем после соприкосновения упорного ролика 11 промежуточной рамы 4 с корпусом 1, за счет распирающего действия шарнирных тяг 7, поворачиваемых относительно шарниров промежуточной рамы 4 по часовой стрелке, — вдоль оси проходных отверстий корпуса 1 влево. В результате диск 5 через уплотнительную прокладку 6 плотно прижимается к поверхности седла корпуса 1 и герметично закрывает проходное отверстие затвора.
3 1093854 4
Технико-экономическая эффектив- ходкого отверстия затвора, кроме ность изобретения заключается в повы" того, предлагаемый затвор более техшении надежности герметизации про- нологичен в изготовлении.
Составитель С. Нестеренко
Редактор О.Бугир Техред М.Кузьма Корректор Л.Тяско
Филиал ППП "Патент",г. Ужгород, ул. Проектная, Заказ 3400/30 Тираж 913
ВНИИПИ Государственного по делам изобретений !
13035, Москва, Ж-35, Подписное комитета СССР и открытий
Раушская наб,, д. 4/5