Способ испытания смазочных свойств жидкостей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СООЗ СО8ЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (!1)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3551871/25-28 (221 11. 02. 83 (461 23.05.84. Бюл. 9 19 (721 Э.М.Берлинер, Р.М.Матвеевский, И.A.Áóÿíîâñêèé и С.A.Ïîïîâ (711 Завод-ВТУЗ при Московском автомобильном заводе им.И.A.Ëèõà÷åва (53! 620. 178. 162 (088. 8} (561 1 ° Матвеевский P.È. Температур- . .ная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М., "наука", 1971. з(5!) 6 01 н 3 56* G 01 N, 33 30 (541 (571 .СПОСОБ ИСПЬЮАНИЯ .СМАЗОЧНЫХ . ) СВОЙСТВ ЖИДКОСТИ на четырехшарико. вой машине трения, заключающийся в том, что узел .трейия,нагружают, за: дают вращение верхнему шарику; ступенчато повышают температуру узла трения с исследуемой жидкостью и замеряют характеристики трения и износа, по:которым судят .о свойствах жидкости, .отличающийся тем что, с целью обеспечения испыта. ний при.-высоких температурах, превышающих температуру кипения жидкос ти, узел.,трения герметизируют и повышают . давление подачей газа. с

1093947

Составитель A.Øâûðêîâà

Техред Т.Маточка Корректор И.Эрдейи

Редактор Н.Джуган

Заказ 3415/35 . Тираж 823 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытанию смазочных свойств жидкостей.

Известен способ испытания смазочных свойств жидкости на четырехшариковой машине трения, заключающийся в том, что узел трения нагружают, задают вращение верхнему шарику, ступенчато повышают температуру узла трения с исследуемой жидкостью н замеряют характеристики трения и износа, по кот (рым судят о свойствах жидкости (1(.

Недостатком известного crrocoea является невозможность определения смазочных свойств жидкостей при вы- 15 соких температурах, превышающих температуру их кипения.

Целью изобретения является обеспечение испытаний при высоких температурах, превышающих температуру ур кипения жидкости.

Цель достигается тем, что согласно способу испытания смазочных свойств жидкости на четырехшариковой машине трения, заключающемуся 25 в том, что узел трения нагружают, задают вращение верхнему шарику, ступенчато повышают температуру узла трения с исследуемой жидкостью и замеряют характеристики трения и износа, *о которым судят о свойствах жидкости, узел трения герметиэируют и повышают давление подачей газа.

На чертеже представлена схема четырехшариковой машины трения, реализующей предлагаемый способ.

Четырехшариковая машина трения содержит узел трения, состоящий иэ шпинделя 1, в котором зажат верхний. шарик 2, привода 3, масляной чашки

4 с оправкой для зажима нижних шариков, снабженной электронагревателем 5, устройства 6 для создания осевых нагрузок, устройства 7 для регистрации момента трения вакуумного колпака 8 с уплотнителем 9, натекателя 10, манометра 11 баллона 12 со сжатым газом. Температура контролируется с помощью устройства 13, состоящего из хромель-капелевой термопары и потенциометра ПСР. В герметизированный объект подается инертный газ.

Способ осуществляется следунщим образом.

Герметизируют узел трения. Приводят во вращение верхний шарик 2 с небольшой скоростью (порядка 1 об/мин) ( чтобы температура в зоне контакта от фрикционного нагрева не превышала объемную. Нагружают узел трения, верхний и нижние шарики) через верхний шарик 2, ступенчато нагревают узел трения до температур испытания, которые регистрируются с помощью устройства 13. В процессе трения по углу закручивания. торсионной пружины устройства 7 оценивают момент трения. Подают из баллона 12 инертный гаэ под давлением порядка

2,5 атм.

Использование предлагаемого способа позволяет испытывать свойства смазочных жидкостей при высоких температурах, превышакщих температуру их кипения, в том числе смазочных жидкостей на водной основе, и избегать перегрузок на машине трения, исключая роста нагрузок и скоростей скольжения.