Устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА. И РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации , содержащую задатчик, датчик, усилитель, блок защиты, узел сигнализации и транзисторную задержку с релейным выходом, контакты которого подключены к выходу система стабилизации, причем узел управления тиристорами подключен к выходу усилителя через упомянутые контакты транзисторной задержки, а датчик системы стабилизации подключен к цепи заряда (разряда) аккумуляторной батарэи и через задатчик - к входу уси .лителя, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе, в него введен ключ, вход которого через токоограничивакиций ред зистор и ста1билитрон подключен к выходу усилителя системл стабилизации, (Л а выход соединен с входом транзисторной задержки и узлом сигнализации блока защиты. :О 4: О 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 3(51) Н 02 Т 7 10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

f10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВЪ/ (1) 3548026/24-07

{22) . 04. 02. 83 (46) 23,05.84. Бюл. 9 19 (72) В.И.Ковальков и В, T.Ïóñåíêîâ (71) Специальное проектно-конструкторское бюро технологического оборудования для промышленности источников тока (53): 621. 355. 163 (088. 8) (56) .1. Авторское свидетельство СССР

9 838829, кл. Н 01 М 10/48; Н 02 J 7/10, 1979, 2 „ Химические и физические источники тока. Серия ЭП. И., 1981, вып. 3{78), с. 24-25.

I (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И

РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, содержащее силовой трансформатор, тнристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилиэации, содержащую задатчик, датчик, усилитель, блок защиты, имеющий узел сигнализации и транзисторную задержку с релейным выходом, контакты которого подключены к выходу системы стабилизации, причем узел управления тиристорами подключен к выходу усилителя через упомянутые контакты транзисторной задержки, а датчик системы стабилизации подключен к цепи заряда (разряда) аккумуляторной батареи и через задатчик — к входу усилителя, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, в него введен ключ, вход которого через токоограничивающий ре зистор и стабилитрон подключен к вы- 9 ходу усилителя системы стабилизации, а выход соединен с входом транзистор- Ц ) ной задержки и узлом сигнализации блока защиты.

1094108

35 ао

Изобретение относится к электротехниче ской промьпаленности и может быть использовано для заряда и раэГ яда аккумуляторных батарей.

Известно устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управ ления тиристорами, систему стабилизации токов, блок коммутации батарей с транзисторной задержкой flj, Недостатком устройства является то, что при проведении заряда происходит интенсивное выделение газа вместе с парами электролита, которые воздействуя на места пайки соединительных проводов с зажимами для подключения к аккумуляторам, приводят к окислению этих мест и обрыву силовой зарядно-разрядной цепи на участке от тиристорного преобразователя до аккумуляторной батареи.

Из-за обрыва силовой цени ток прекращается и система ст абилиз ации тока обеспечивает на выходе тиристорного преобразователя максимально воз-g5, можное напряжение, так как тиристоры тиристорного преобразователя полностью открыты. В этом случае,-может быть восстановлен контакт из,.-за пробоя окисной пленки в месте райки и ток, проходящий по э,арядно-. разрядной силовой цепи имеет большую величину, что приводит к динамическому удару по з ряжаемой аккумуляторной батарее и ее разрушению.В случае полного разрыва силовой зарядно-разрядной цепи в месте разрыва появляется повышенное напряжение, которое в случае проведения режима разряда равно максимальному напряжению на выходе тиристорного преобразователя плюс напряжение аккумуляторной батареи, что может предст авлят ь опасность поражения обслуживающего персонала электрическим током.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является зарядно-разрядное устройство, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации токов, включающую задатчик, датчик, усиз у тель, к оммут ат ор, блок 3 ащиты, содержащий транзисторную задержку и узел сигнализации j2j .

Для определения обрыва силовой за-55 рядно-разрядной цепи в устройстве используется милливольтметр, а в качестве датчика обрыва силовой цепи используется шунт, включенный в укаэанную цепь. При этом шунт выбирает-- 60 ся из условия обеспечения пропускания максимального тока, который обеспечивает зарядно-разрядное устройство. При работе в диапазоне малых токов напряжение, снимаемое с шунта, 65 имеет малое значение, что приводит к срабатыванию контактного милливольт метра, т, е, появляется ложное срабатывание защиты, что является недопустимым, так как прерывается процесс заряда. Для устранения указанного недостатка в качестве датчика обрыва силовой цепи используется в укаэанном устройстве параллельное соединение шунтов с различной величиной номинального тока, коммутация которых осуществляется контакторами.

Наличи е шунтов в силовой з арядн оразрядной цепи и контакторов для их коммутации приводит к энергетическим потерям, а контакторы снижают надежность устройства, так как в процессе коммутации происходит подгорание контактов.

Целью изобретения является повышение надежности в работе устройства для заряда и разряда аккумуляторных батарей.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для заряда и разря.да аккумуляторной батареи, содержа— щее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации, содержащую задатчик, датчик, усилитель, блок защиты, имеющий узел сигна лиэации и транзисторную задержку„с релейным выходом, контакты которого подключены к выходу системы стабилизации, причем узел управления тирис торамй подключен к выходу усилителя- через упомянутые контакты транзисторной задержки, а датчик системы стабилизации подключен к цепи заряда

{разряда) аккумуляторной батареи и через задатчик — к входу усилителя, введен ключ, вход которого через токоограничивающий резистор и стабилитрон подключен к выходу усилителя системы стабилизации, а выход сое. динен с входом транзисторной задержки и узлом сигнализации блока защиты.

На чертеже представлена принципи-, альная схема устройства для заряда и разр,да аккумуляторных батарей, Устройство содержит силовой трансформатор 1, тиристорный преобразователь 2, нагрузкой которого является аккумуляторная батарея 3, систему стабилизации 4, состоящую иэ задатчика 5, отрицательный выход которого соединен с минусом датчика 6, а положительные выходы датчика и задатчика соединены с входом усилителя 7, к выходу которого через контакт 8, реле 9, блока 10 защиты подключен вход узла 11 управления тиристорами, выход "îòîðîãî подключен к тиристорному преобразователю. Второй выход усилителя соединен с резистором 12, шунтирующий выход усилителя. К выходу

1094108

Составитель В,Оглоблев

Редактор А .Шандор Техред Т. аточка Корректор В .Бутяга

«>

Заказ 3452/43 Тираж 614 Подпи сное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 усилителя подключена последовательная цепь, состоящая из стабилитрона

13 и токоограничивающего резистора

14, который подключен на вход ключа

15,состоящего из транзистора 16, в цепь ко ектора которого вк чено реле 5

17. Контакт 18 реле, являющийся выходом ключа соединен с входом транзисторной задержки 19, нагрузкой для которой является реле, а также подключен на вход узла 20 сигнализации блока защиты.

Устройство работает следующим образом.

Силовой трансформатор 1 понижает напряжение сети, а тиристорный пре- 15 образаватель 2 выпрямляет напряжение и эа счет системы стабилизации 4 и узла 11 управления тиристорами обеспечивает стабилизацию заданной величины тока заряда или разряда аккумуляторной батареи 3. Напряжение ста- билизации стабилитрона 13 выбрано таким, чтобы превышало максимально возможное рабочее напряжение на выходе усилителя на 1-1,5 В. 25

В результате этого в нормальном рабочем режиме транзистор 16 закрыт и реле 17 своим контактом 18 не воздействует на транзисторную задержку

19. Поэтому контакт 8 реле 9 замкнут и напряжение. с выхода усилителя 7 подается на вход узла 11 управления тиристорами, который формирует импульсы управления на тиристоры тиристорного преобразователя 2.

В аварийном режиме при обрыве си- З5 ловой зарядно-разрядной цепи напряжение на датчике 6 равно нулю и напряжение задатчика 5 приложено к входу усилителя 7, в результате усилитель находится в эо не н асыщени я и напряжение на его выходе больше напряжения отпирания стабилитрона 13, стабилитрон 13 находится в проводящем состоянии, транзистор Ъ6 открывается, срабатывает реле 17 и своим контактом

18 выдает команду в транзисторную задержку 19 и узел 20 сигнализации. В результате этого сработает реле 9 транзисторной задержки и выход усилителя 7 контактом 8 реле 9 замыкается на резистор 12. Иэ-за этого напряжение управления с выхода усилителя

7 не поступает на вход узла 11 управления тиристорами, который снимает импульсы управления с тиристоров преобразователя 2 и на выходе тиристорного преобразователя 2 напряжение отсутствует. Узел сигнализации информирует об обрыве силовой эаряднораэрядной цепи э вуковой и световой сигнализацией.

Применение в устройстве для заряда и разряда аккумуляторных батарей защиты при обрыве силовой зарядно— разрядной цепи позволяет в сравнении с существующими устройствами для заряда и разряда аккумуляторных батарей повысить надежность устройства и снизить энергетические потери за счет упрощения схемы защиты и исключения из силовой цепи шунтов и коммутирующих аппаратов, имеющий о граниченный ресурс работы. Наличие защиты позволяет обезопасить обслуживающий персонал от поражения электрическим током, а также своевременное обнару- жение неисправности повышает качество проведения исследовательской работы.