Центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведомую и ведущую полумуфты с закрепленными на них фрикционными дисками , связанный с ведущей полумуфтой упорный диск и подпружиненный к нему нажимной диск, механизм включения, выполненный в виде центробежных грузов, размещенных между упорным и нажимным дисками, и резьбовой узел регулировки момента, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации величины передаваемого крутящего момента при изменении скорости, она снабжена механизмом стабилизации, выполненным в .виде фиксирующего диска, установленного между резьбовым узлом регулировки момента и упорным диском, и центробежных грузов, размещенных в сепараторе между фиксирующим и упорным дисками, последний из которых подпружинен в сторону фиксирующего диска, а угол наклона рабочей поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма включения, меньще угла наклона поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма стабилизации. 1г 9 If СО J со со 00 фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з<я) F 16 D 43 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t3 3

A г/7иг 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3503253/25-27 (22) 28.07.82 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) М. П. Шишкарев (53) 621.825.5 (088.8) (56) 1, Поляков Б. С., Барбаш И. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам. Л., <Машиностроение», 1979, с. 287, рис. VIII6.

2. Авторское свидетельство СССР № 418645, кл. F 16 D 43/10, 1974 (прототип). (54) (57) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА, содержащая ведомую и ведущую полумуфты с закрепленными на них фрикционными дисками, связанный с ведущей полумуфтой упорный диск и подпружиненный к нему нажимной диск, механизм включения, выполненный в виде центробежных грузов, размещенных,.SU„, 1094993 A между упорным и нажимным дисками, и резьбовой узел регулировки момента, отлачаюшаяся тем, что, с целью повышения надежности путем стабилизации величины передаваемого крутящего момента при изменении скорости, она снабжена механизмом стабилизации, выполненным в виде фиксирующего диска, установленного между резьбовым узлом регулировки момента и упорным диском, и центробежных грузов, размещенных в сепараторе между фиксирующим и упорным дисками, последний из которых подпружинен в сторону фиксирующего диска, а угол наклона рабочей поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма включения, меньше угла наклона поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма стабилизации.

1094993

Изобретение относится к машиностроению и, в частности к устройствам для передачи крутящих моментов ограниченной величины.

Известна центробежная муфта, содержащая ведущую и охватывающую ее ведомую полумуфты. На ведущей полумуфте установлены подвижные и подпружиненные в радиальном направлении колодки с фрикционными накладками (1) .

Однако данная муфта не обеспечивает передачу постоянного по величине крутящего момента при увеличении скорости.

Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является центробежная муфта, содержащая ведомую и ведущую полумуфты с закрепленными на них фрикционными дисками, причем нажимной диск установлен с возможностью осевого перемещения. Муфта содержит также механизм включения, выполненный в виде центробежных грузов-шариков, размещенных в сепараторе между упорным и нажимным дисками, и резьбовой узел регулировки монтажа (2).

Недостатком известной муфты является непостоянство величины передаваемого крутящего- момента при увеличении скорости, что отрицательно сказывается на предохранительных свойствах муфты, а именно, снижают ее надежность.

Целью изобретения является повышение надежности муфты путем стабилизации величины передаваемого крутящего момента при изменении скорости.

Поставленная цель достигается тем, что центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты с закрепленными на них фри кцион ными дисками, связанный с ведущей полумуфтой, упорный диск и подпружиненный к нему нажимной диск, механизм включения, выполненный в виде центробежных грузов, размещенных между упорным и нажимным дисками, и резьбовой узел регулировки монтажа, снабжена механизмом стабилизации, выполненным в виде фиксирующего диска, установленного между резьбовым узлом регулировки момента и упорным диском, и центробежных грузов, размещенных в сепараторе между фиксирующим и упорным дисками, последний из которых подпружинен в сторону фиксирующего диска, а угол наклона рабочей поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма включения меньше угла наклона поверхности, контактирующей с центробежными грузами механизма стабилизации.

На фиг. 1 изображена центробежная муфта, разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Центробежная муфта содержит ведомую

1 и ведущую 2.полумуфты. Во внутренних пазах полумуфты 1 установлены шлицами фрикционные диски 3, в наружных шлицах полумуфты 2 — фрикционные диски 4. Зазоры между дисками 3 и 4 в выключенном положении условно не показаны. На полумуфте 2 на скользящей шпонке 5 установлен нажимной диск 6, отжимаемый от фрикционных дисков 3 и 4 пружиной 7, а также упорный диск 8 и механизм стабилизации, выполненный в виде фиксирующего диска 9, установленного на шпанке 10 и центробежных грузах 11, размещенных в сепараторе 12 между фиксирующим 9 и упорным 8 дисками, причем упорный диск 8 установлен подвижно

10 в осевом направлении и поджат в направлении диска 9 пружиной 13, а фиксирующий диск 9 установлен также подвижно в осевом направлении, его осевое положение фиксируется резьбовым узлом регулировки момента, содержащей гайки 14, навинченные на

t5 резьбовой конец полумуфты 2.

Между нажимным диском 6 и упорным диском 8 расположен сепаратор 15 с центро,бежными грузами 16.

На обращенных друг к другу торцах дисков 6 и 8, а также 8 и 9 выполнены рабочие поверхности, взаимодействующие, соответственно, с центробежными грузами 16 и 11. Рабочие поверхности упорного диска выполнены с разными углами наклона, причем угол наклона со стороны механизма стабилизации () больше угла со стороны механизма включения (а ) . Соблюдение этого соотношения < > с необходимо для превышения величины осевой составляющей, действующей на диск 8 от центробежной силы, развиваемой центробежными грузами 11 в процессе неустановившегося движения.

Центробежная муфта работает следующим образом.

При разгоне ведущей полумуфты 2 центробежные грузы 16 механизма включения под действием центробежной силы перемещаются в радиальном направлении и, воздействуя на рабочую поверхность нажимного диска 6, перемещают его влево, при этом фрикционные диски 3 и 4 прижимаются друг к другу, что обеспечивает передачу номи40 нального крутящего момента при номинальной скорости вращения. При номинальной скорости центробежные грузы 11 воздействуют на упорный диск 8 и перемещают его влево. Диск 8 своей рабочей поверхностью воздействует на центробежные грузы 16, 4> отжимая их в радиальном направлении к оси муфты. При этом сила прижатия фрикционных дисков 3 и 4 друг к другу составит с

Р 6 п ад<(g %Ф (1) где G — суммарный вес центробежных грузов 16;

-радиус центра тяжести центробежных грузов 16;

-скорость вращения муфты;

-ускорение силы тяжести; х — угол наклона рабочей поверхности нажимного диска 6 к оси муфты.

Радиальное усилие, воздействующее на центробежные грузы 16 механизма включе1094993 где Gq

А-А

Составитель М. Косьмннова

Редактор А. Шандор . Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Заказ 357! /21 Чираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ния в результате действия центробежной силы, развиваемой центробежными грузами 11 механизма стабилизации.

P, = (+ >Qn tga,— Р ) Ctg са (2) 1 — суммарный вес центробежных грузов 11; — радиус тяжести центробежных грузов 11;

10 — угол наклона рабочей поверхности опорного диска 8 со стороны центробежных грузов 11 к оси муфты; — усилие пружины 13, соответствующее ходу диска 8; — угол наклона рабочей поверхности опорного диска 8 со стороны центробежных грузов 16 к оси муфты.

Радиальное усилие, воздействующее на диск 8, от центробежной силы центробежных грузов 16 механизма включения .20 (3) Очевидно, что подбором величин G, б, 4/, а можно добиться того, что

Р>Рз (4)

Условие (4) выполйяется лишь в момент иеустановившегося движения, т. е. в момент разгона. При установившемся движении неравенство (4) превращается в равенство, т. е. под действием сил упорный диск 8 находится в равновесии. При увеличении скорости диск 8 перемещается влево, так как в этом случае вступает в силу неравенство (4). При этом, сжимая пружину 13, упорный диск 8 воздействует на центробежные грузы 16, отжимая их в радиальном направлении к оси муфты. Радиус центров тяжести центробежных грузов 16 уменьшается. Таким образом, величина центробежной силы центробежных грузов 16 при увеличении скорости остается постоянной, а следовательно, и крутящий момент передается постоянной величины.

Применение предлагаемого изобретения позволит повысить надежность муфты за счет улучшения предохранительных свойств центробежной муфты и получить гарантированный экономический эффект.