Реверсивная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая ведущий вал, жестко закрепленный на нем элемент сцепления, выполненный в виде диска, в цилиндрических отверстиях которого свободно установлены щарики с диаметром, больщим толщины , две полумуфты, расположенные соосно ведущему валу по обе стороны от диска и имеющие на торцах, обращенных к диску, гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина - разности диаметра щарика и толщины диска, толщина последнего равна трем четвертям диаметра щарика, и зубчатые колеса, жестко закрепленные на полумуфтах и зацепленные с зубчатыми рейками, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возвратно-поступательного движения ведомых органов без реверса вращения ведущего вала, она снабжена аналогичными основным элементом сцепления и дополнительными зубчатыми колесами, зацепленными с рейками, а диски элементов сцепления имеют зубчатые венцы, зацепленные один с другим.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН зд) F 16 Н 27/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3565092/25-28 (22) 11.03.83 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) М, П. Шишкарев (53) 621.836.7 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 838203, кл. F 16 Н 27/06, 1976.

2. «Изобретатель и рационализатор», 1982, № 7, с. 22 (прототип). (54) (57) РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая веду щий вал, жестко закрепленный на нем элемент сцепления, выполненный в виде диска, в цилиндрических отверстиях которого свободно установлены шарики с диаметром, большим толщины диска, две полумуфты, расположенные соос..SUÄÄ 1094997 А но ведущему валу по обе стороны от диска и имеющие на торцах, обращенных к диску, гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина — разности диаметра шарика и толщины диска, толщина последнего равна трем четвертям диаметра шарика, и зубчатые колеса, жестко закрепленные на полумуфтах и зацепленные с зубчатыми рейками, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возвратно-поступательного движения ведомых органов без реверса вращения ведущего вала, она снабжена аналогичными основным элементом сцепления и дополнительными зубчатыми колесами, зацепленными с рейками, а диски элементов сцепления имеют зубчатые венцы, зацепленные один с другим.

1094997

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное и наоборот.

Известна переключающая муфта Глухова содержащая ведущий вал, элемент сцепления, жестко закрепленный на нем, и две полумуфты, расположенные соосно ведущему валу по обе стороны от элемента сцепления. Элемент сцепления выполнен в виде диска, в цилиндрических отверстиях которого свободно установлены шарики с диаметром, большим толщины диска, а пслумуфты имеют с внутренней стороны гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина— разности диаметра шарика и толщины диска, при этом толщина диска равна трем четвертям дйаметра шарика (1).

Однако муфта не обеспечивает реверс полумуфт без реверса ведущего диска.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является реверсивная передача, содержащая ведущий вал, жестко закрепленный на нем элемент сцепления, выполненный в виде диска, в цилиндрических отверстиях которого свободно установлены шарики с диаметром, большим толщины диска, две полумуфты, расположенные соосно ведущему валу по обе стороны от диска и имеющие на других торцах, обращенных к диску, гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика а глубина — разности диаметра шарика и толщины диска, толщина последнего равна трем четвертям диаметра шарика, и зубчатые колеса, жестко закрепленные на полумуфтах и зацепленные с зубчатыми рейками (2) .

Недостатком известной передачи является невозможность обеспечения возвратнопоступательного движения каждой рейки без реверса вращения ведущего вала с диском, Устройство обеспечивает лишь прямолинейное поступательное движение реек в противоположных одно другому направлениях.

Целью изобретения является обеспечение возвратно-поступательного движения ведомых органов без реверса вращения ведушего вала.

Поставленная цель достигается тем, что реверсивная передача, содержащая ведущий вал, жестко закрепленный на нем элемент сцепления, выполненный в виде диска, в цилиндрических отверстиях которого свободно установлены шарики с диаметром, большим толщины диска, две полумуфты, расположенные соосно ведущему валу по обе стороны от диска и имеющие на торцах, обращенных к диску, гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина— разности диаметра шарика и толщины диска, толщина последнего равна трем четвертям диаметра шарика, и зубчатые колеса, жестко закрепленные на полумуфтах и зацепленные

55 с зубчатыми рейками, снабжена аналогичными основным элементом сцепления и дополнительными зубчатыми колесами, зацепленными с рейками, а диски элементов сцепления имеют зубчатые венцы, зацепленные один с другим.

На фиг. 1 изображена реверсивная передача; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на.фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4— разрез В-В на фиг. 2.

Реверсивная передача состоит из элемента сцепления, выполненного в виде диска 1 с зубчатым венцом 2,,жестко закрепленного посредством шпонки 3 на ведущем валу 4.

На этом же валу на втулках 5 по обе стороны от элемента сцепления свободно установлены полумуфты 6 и 7, выполненные заодно с зубчатыми венцами 8 и 9, зацепленными с зубчатыми рейками 10 и 11 (ограничение от осевого перемещения полумуфт 6 и 7 не показано). В диске 1 выполнены отверстия, в которых свободно установлены шарики 12. В полумуфтах 6 и 7 с внутренней стороны по числу отверстий выполнены гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина — разности диаметра шарика и толщины диска 1.

На оси 13 на втулке 14 свободно установлен ведомый элемент сцепления, выполненный в виде диска 15 с зубчатым венцом 16 и зацеплениый с зубчатым венцом 2. Число зубьев зубчатого венца 2 равно числу зубьев зубчатого венца 16. По обе стороны от диска 15 на втулках 17 свободно установлены полумуфты 18 и 19, выполненные заодно с зубчатыми венцами 20 и 21, зацепленными соответственно с зубчатыми рейками 10 и 11 (ограничение осевого перемещения полумуфт 18 и 19, а также диска 15 не показано).

В диске 15 выполнены отверстия, в которых свободно установлены шарики 22: В полумуфтах 18 и 19 с внутренней стороны по числу отверстий диска 15 выполнены гнезда, диаметр которых равен диаметру шарика, а глубина — разности диаметра шарика и толщины зубчатого колеса. Число отверс; тий диска 1 равно числу отверстий диска 15.

Числа зубьев зубчатых венцов 8 и 20, 9 и 21 равны между собой. Эти соотношения приняты для обеспечения работоспособности передачи. Для обеспечения надежности переключения полумуфт толщина дисков 1 и 15 равна трем четвертям диаметра шариков 12 и 22 (направляющие реек 10 и 11 и опоры вала 4 и оси 13 не показаны).

Реверсивная передача работает следующим образом.

При вращении вала 4 по часовой стрелке (фиг. 2) вращается диск 1 с шариками 12.

При этом во вращение увлекается та полумуфта, в гнездах которой находятся в данный момент шарики (в данном примере полумуфта 7) . При этом зубчатый венец 9 полумуфты 7 перемещает рейку 11 вправо (фиг. 2). Полумуфта 19 приводится во вра!

094997

В

15 16

10 6 щение рейкой 11 и не оказывает сопротивления ее перемещению, так как диск 15, зацепленный с диском 1, посредством шариков 22 приводит во вращение полумуфту 18, которая в свою очередь посредством зубчатого венца 20 перемещает рейку 10 вправо (фиг. 3), т. е. в направлении, противоположном направлению перемещения рейки 11.

Это возможно, поскольку внешние диаметры зубчатых венцов 8 и 20, 9 и 21 меньше, чем внешние диаметры зубчатых венцов 2 и 16. Полумуфта 6 при этом приводится во вращение рейкой 10 и не оказывает сопротивления ее перемещению, так как в данный момент не сцеплена с диском 1. В момент совпадения гнезд полумуфт 6 и 19 с отверстиями дисков 1 и 15 шарики 12 и 22 выходят из гнезд полумуфт 7 и 18 и переходят в гнезда полумуфт 6 и 19. При этом полумуфты 6 и 19 сцепляются соответственно с дисками 1 и 15, а полумуфты 7 и 18 расцепляются с дисками 1 и 15. Полумуфта 6, вращаясь против часовой стрелки (фиг. 3), перемещает рейку 10 влево, полумуфта 19, вращаясь против часовой стрелки, перемещает рейку 11 влево (фиг. 2), т. е. при этом происходит реверс движения реек 10 и 11 без реверса вращения ведущего вала 4.

Полумуфты.7 и 18 при этом, -свобоДно вращаясь от реек 11 и 10, не препятствуют

tG перемещению последних. В дальнейшем цикл повторяется. Величина хода реек 10 и 11 определяется числом зубьев зубчатых венцов 8, 9, 20 и 21, а также количеством отверстий в дисках 1 и 15 и количеством гнезд в полумуфтах 6, 7, 18 и 19.

Таким образом, достигается обеспечение возвратно-поступательного движения ведомых.органов без реверса вращения ведущего вала реверсивной передачи.

A-A

1094997

Редактор 0.1Орковецкая

Заказ 3571/21

Составитель М. Радугин

Техред И. Верес Корректор Г. Огар

Тираж 913 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4