Компенсационный узел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОМПЕНСАЦИОННЫЙ УЗЕЛ преимущественно для трубопроводов, прокладываемых в сложных инженерно-геологических условиях, состоящий из установленного на концевых участках труб патрубка , выполненного из эластичного материала и снабженного защитной оболочкой в виде плотно навитой пружины, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности путем увеличения упругости узла, в него введены равномерно расположенные по окружности подпружиненные силовые тяги, состоящие из звеньев, связанных между собой посредством универсальных шарниров, при этом средние звенья жестко скреплены между собой , а на концевых участках труб закреплены кронштейны для размещения крайних звеньев тяг.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН зцу F 16 L 51/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3421667/29-08 (22) 15.04.82 (46) 30.05.84. Бюл. № 20 (72) Н. Г. Игнатенко и Т. И. Гаманюк (71) Черновицкий ордена Трудового Красного Знамени государственный университет и

Черновицкое областное управление противооползневых работ (53) 621.643 (088.8) (56) 1. Берлинер Ю. И. Волнистые компенсаторы для нефтяной и газовой промышленности. М., 1979, с. 16, рис. За.

2. Патент США № 2894536, кл. 285 — 114, опублик. 1957 (прототип). (54) (57) КОМПЕНСАЦИОННЫЙ УЗЕЛ преимущественно для трубопроводов, про„„Я0„„1095009 A кладываемых в сложных инженерно-геологических условиях, состоящий из установленного на концевых участках труб патрубка, выполненного из эластичного материала и снабженного защитной оболочкой в виде плотно навитой пружины, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения упру. гости узла, в него введены равномерно расположенные по окружности подпружиненные силовые тяги, состоящие из звеньев, связанных между собой посредством универсальных шарниров, при этом средние звенья жестко скреплены между собой, а на концевых участках труб закреплены кронштейны для размещения крайних звеньев тяг.

lj

Ж

Ql

Ю

1095009

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при прокладывании трубопроводных транспортных систем чере.i территории районов повышенной сейсмической деятельности и 3К5 тивных неотектонических движений, в районах интенсивного карстопроявления, распространения просадочных или набухак)щих грунтов, наличия болот или плывунных полостей, развития оползневых обвально-гравитационных, руслодсформационнылх и эрозионно-аккумулятивных процессов, в р3Н0нах вечной мерзлоты, характеризующихся сезонным промерзанием-оттаиванием груHтов, в районах пустынь, отличающщхся большими амплитудами сезонного колебания тем!

5 ператур и постоянным перемещением масс подвижных песков, в районах, где нериодически или систематически ведутся взрывные работы, а также B др гих раиОнах с аномальнымп физико-геологическими уc.foBèaxikI.

Известен компенсатор для трубопроводов, )О содержащий гибкий элсмснт в виде гофрированной оболочки, скрепле1 ной с концевыми патрубками !1).

Недостатком комис)гсатора являе гся

СЛОЖНОСТЬ ИЗ ГОТОВ IС ПИ Я KP V lI If01 303 P II 1 lloi О гибкого гофрированного элементa, а также его недостаточная компенсирхюп<ая способность при изгибных и скручивающих деформациях.

Наиболее близким к изобрстсillflo Является соединительное компеac3IIHO!l!100 ) ст—

POVCTBO ДЛЯ ГРУOÎIIPÎBO ioB, COCTÎHIIIC(. ИЗ установленного Ia кон1ьевых ча i ках труб гладкостснного llcik !)óoê,f, выполнеkflloго из эластичного м г1 <<риал<1 и снабжснгн)го защитной Обо,1оч кой B Bllд< II, I<)TI10 ll

g<;

Недостатком известного <стройства является низкая надежность узла ввиду 10 малой упругости и сопротивляем<гсти д< формациям в трубопpoBo;jax боль<ного .Iifаме гра, где наиоолсе BeposiTeki порыв за счет 4О значительных попер IIII lx смещений соединяемых частей тр боцрово;

LIe.lbko изобретения является IIOBbi«fснис надежности и тем всличсния упругости компенсационного хзла.

Поставленная цель достигается тем, что в компенсационный узел. состоящий из установле)гнÎго на концевых участкаx труб патрубка, выполненного из эластliHHîãо )13териала и снабженно<о з31цитной оболочкой в виде плотно навитой Ifpx I, введены равномерно располÎ)к< 1lllüfc по окружносТИ ПОДПРУ?KHIIE НН ЫС СИ IOB bio ТЯГИ, СОСТОЯщие из звеньев, связанных между собой iio- 55 средством универса lbHhlx Hарниров, flpH этом средние звенья жестко скреплены между собой, а на концевых участках труб закреплены кронштейны для размещения крайних звеньев тяг.

На фиг. 1 показан предлагаемый комri< kIcauH0fIHb1H узел, общий вид; на фиг. 2— то )Ke, в деформированном положении.

Компенсационный узел состоит из патрубка 1, выполненного из эластичного материала, усиленного металлическим каркасо». Г!атрубок закреплен на концах труб 2 при помощи хомутов 3 и снабжен наружной защитной оболочкой 4, выполненной в виде пружины с плотно навитыми витками, внутренний диаметр которой соответствует диаметру внешней стенки патрубка.

Г!рмжина свободно насажена на патрубок и крайними витками упирается в упорные кольца 5. Параллельно оси натру.бка расположены трехзвенные продольно-силозые тяги 6, которые закреплены на трубах прп помощи кронштейнов 7. Каждая из тяг 6 сочл licffà шарнирами 8 карданного типа, а средние звенья всех тяг соединены между собой двумя центрирующими кольцами 9.

На концах тяг 6 имеется резьба для навинчивания cTollopHblx. гаек 10 с внутренней стороны и стопор но-регулировочных гаек 11 с наружной, которые законтрены

i айками 12 с резьбой меньшего диаметра.

Контргайки 12 зашплинтованы шплинтами

18). К гайкам 10 и 11 и кронштейнам 7 примыкают подвижные шайбы 14 большого диаметра для восприятия усилия от балансирно«м!)l ii:i a lf ион !ibfX lips )KHII 1 5.

Компенсационный узел работает следую1цим образом.

1!ри изгибе трубопровода прогибаются про.<ольно-силовые тяги 6 в двух местах за с fc; fi:«pliapi!Bix соединений 8. Ipki испытыB3liHll 3 <частками труб противоположного

< мс<цсния узел ооеспечивает трубопроводу диаг011а Ik!Ioc смещение. Тяги 6 при изгибе передают í3грузку на амортизационные пружины 15, прп этом на каждом торце трубы 2

Il0 диамс I ральной линии создаются моменты сжатия за счет растяжения по линии противоположных точек. На противоположном

3 ia<п кс тоже действу<от моменты сжатиярастяжсния, но уже по осям другого направления. ! Ибкость патрубка 1 и подпружиненные силовые тяги 6 обеспечивают трубопроводу нейтрализацию вибрационных и геодинамических колебаний, а также разнозначное скручивание соединяемых участков трубо11РОВОДОВ. ! cf3дкая внутренняя поверхность патрубка 1 обеспечивает трубопроводу в момент изгиба MHIIHAIaльное трение 0 движущийся магсриал. (: топорно-регулировочные гайки 11 позволяют удлинять или укорачивать длины тяг

6, что необходимо при значительных дефор1095009 нное функционирование трубопровоговремен позволяет повысить бе р зава ийн„ю да, что по а п оложенабот, например, нефтепровода, р сложными горно-геолоного в местности со сл гическими условиями. 1

Составитель В. жу

Техред И. Верес Корректор

Подписное тираж 913 „„„СССР

И Государственного комитета по делам изобретений и открытий

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, Редактор О. Юрковецкая

3a каз 3572/22

ВНИИП ф от которого физические мациях рельефа, от сдвиги передаются по трубопроводу.

И ользование предлагаемо ого компенсасп и олционного узла обеспечивает надежное д

1 )